foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

МУ ДО "ДДТ"

город Благодарный

 
 

Скачать копию полной версии в формате PDF


 

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ БЛАГОДАРНЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
356400, Ставропольский край, г. Благодарный, ул.Первомайская, 48 ; тел (86549)2-21-60,e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. __________________________________________________________________
Принята на заседании педагогического совета МУ ДО «ДДТ» протокол № 1 от «31» августа 2020 г.
УТВЕРЖДЕНА приказом директора МУ ДО «ДДТ» от 04 сентября 2020 года № 109- ОД

Образовательная программа «От интереса - к мастерству» на 2022 -2023 учебный год


Паспорт образовательной программы муниципального учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества»

«От интереса- к мастерству»

на 2022-2023  учебный  год

Наименование

Программы

образовательная программа муниципального учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества»

«От интереса- к мастерству»

(далее – Программа, МУ ДО «ДДТ»)

 

Нормативно-правовое обеспечение Программы

Конвенция ООН «О правах ребенка»

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 Федеральный закон от 23 июня 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка» (в ред. от 02.12.2013 г. № 328-ФЗ);

 Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024года»;

 Национальный проект «Образование» (2019-2024 гг.), паспорт проекта утверждён президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектами, протокол от 03 сентября 2018 г. №10;

Государственная программа «Развитие образования» на 2018-2025 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года №678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года.»; Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Закон Ставропольского края от 30 июля 2013 года № 72-кз «Об образовании»;

Распоряжение Правительства Ставропольского края от 16 октября 2020 г. № 571-рп «О мерах по реализации на территории Ставропольского края мероприятия по формированию современных управленческих решений и

организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»;

Устав муниципального учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества», утвержденный постановлением администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края от 22.12.2015г. № 795 (с изменениями в редакции до 25.12.2017, утвержденными постановлением администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края № 30)

Основные разработчики

Программы

педагогический коллектив МУ ДО «ДДТ»

Период реализации

2022-2023 учебный год

Язык, на котором осуществляется обучение

Русский язык

Источник финансирования

Бюджетные ассигнования бюджета Благодарненского городского округа Ставропольского края

Ответственный исполнитель программы

муниципальное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» (далее – МУ ДО «ДДТ»)

Статус образовательной организации

учреждение дополнительного образования детей

и  взрослых

Год основания

1940

Юридический и фактический адрес

356420 Ставропольский край, Благодарненский район, город Благодарный, улица Первомайская, д.48

Учредитель

 Благодарненский городской округ Ставропольского края

Контактный телефон

8(86549)2-21-60

Сайт образовательной организации

http://ddtblagodarny.ru/

 

 

Введение

      В современном образовательном пространстве учреждения дополнительного образования занимают все более значимые позиции.       Дополнительное образование ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка сфере на пути к мастерству; предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программы, объема и темпа ее усвоения. Именно в учреждении дополнительного образования происходит сложный многофакторный процесс – формирование личности школьника, его социализация, профориентация и адаптация в условиях современного общества.    

Многопрофильное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» осуществляет образовательную деятельность на основе Устава, лицензии на образовательную деятельность, образовательной программы учреждения, с приложением пакета общеобразовательных общеразвивающих программ различной направленности в системе дополнительного образования детей. 

         Образовательная программа МУ ДО «ДДТ» ориентирована на осуществление в учреждении комплексного подхода в организации образовательного процесса в обучении, воспитании и развитии ребенка:    

 - познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний и формирование умственных способностей;   

  - ценностно-ориентированная деятельность представляет процесс формирования отношений ребенка к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоение нравственных и духовных принципов и моральных норм жизни людей;     

- коммуникативная деятельность направлена на создание среды общения и развития ребенка, воспитание культуры поведения;     

-    досуговая деятельность направлена на содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива принадлежит школьникам.

Личностно-ориентированный подход в реализации образовательной деятельности учреждения позволяет удовлетворить запросы каждого ребенка, используя потенциал его свободного времени, в соответствии с природными склонностями и способностями каждого воспитанника.      Обучение направлено на адаптацию школьника в современных условиях, решение практических жизненно важных проблем ребенка.        

         Основное предназначение программы – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в интересах личности, общества, государства.

 Образовательная программа - это целостная, организуемая по направлениям деятельность, обусловленная динамикой развития, имеющая прогнозируемый результат и реализуемая педагогическим коллективом МУ ДО «ДДТ».

 

Концепция  образовательной программы

Концепция образовательной программы разработана в соответствии     с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом МУ ДО «ДДТ». В ней отражено понимание назначения дополнительного образования детей как системы, обеспечивающей деятельность, ориентированную на удовлетворение постоянно меняющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей населения (детей, молодёжи и других возрастных категорий). 

Предоставляемые условия для развития личности ребёнка характеризуются необязательностью, персонифицированностью, привлекательностью,  рассматриваются как цель, процесс и результат деятельности.

В широком смысле цель рассматривается как жизненное самоопределение самореализация личности.

Процесс связывается с процессом обучения, включением личности в разнообразные жизненные ситуации.  Результат понимается и определяется в готовности личности ребёнка к социальной и профессиональной жизни, наличием необходимых для неё знаний и сформированных умений.  Все достижения человечества в сфере науки, техники, просвещения, искусства и других областей духовной жизни в совокупности составляют культуру общества. Сама культура тесно связана с творческой деятельностью людей. Именно творчество, созидание обеспечивают прогресс культуры, появление новых материальных и духовных ценностей в обществе. Детское творчество - одна из наиболее массовых форм привлечения обучающихся к творчеству.

Детское творчество - это эффективное средство воспитания, целенаправленный процесс обучения и развития творческих способностей обучающихся в результате создания материальных объектов с признаками полезности и субъективной (для детей) новизны.

Цель образовательной программы:  создать благоприятные условия для гармоничного саморазвития, самосовершенствования, самоопределения детей.

Задачи образовательной программы:

-помочь детям в выборе сферы деятельности, создать оптимальные условия для ее реализации;

-способствовать формированию творческой личности в различных видах деятельности через «ступени роста», созданию ситуации успеха;

- обеспечить педагогическую поддержку обучающихся в развитии их творческого потенциала;

- формировать элементы IT-компетенций;

- формировать элементы SOFT-SKILLS-компетенций;

- оказать содействие в профессиональной ориентации воспитанников;

-обеспечить духовное, нравственное и интеллектуальное развитие обучающихся во внеурочной деятельности;

-создать условия для гармоничных отношений педагогов, детей и родителей, организовать межведомственные связи с другими образовательными учреждениями и общественными организациями Благодарненского городского округа.

Принципы образовательной программы

Научно-педагогической и практической основой образовательной программы в системе дополнительного образования детей являются следующие принципы:

  • гуманизма – утверждение непреходящей ценности общекультурного человеческого достоинства, внимания к историческим ценностям, их значимости для развития искусства, науки и культуры;
  • демократизма – право каждого ребенка на выбор своей траектории развития и участия в образовательном процессе;
  • дифференциации и индивидуализации образования – выявление и развитие склонностей, способностей школьников в различных направлениях деятельности; развитие детей в соответствии со склонностями, индивидуальными возможностями и интересами;
  • увлекательности и творчества - развитие творческих способностей детей, в связи с чем в образовательной деятельности доминируют творческие начала и творчество рассматривается как уникальный критерий оценки личности и отношений в коллективе;
  • системности – преемственность знаний;
  • сотрудничества – признание ценности совместной деятельности детей и взрослых;
  • природосообразности – учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей обучающихся при включении их в различные виды деятельности;
  • культуросообразности – ориентация на потребности общества и личности обучающегося, единство человека и социокультурной среды, адаптация детей к современным условиям жизни общества.

Использование данных принципов позволяет правильно организовать образовательный процесс, выработать стратегию и соответствующим образом выстроить педагогическую тактику.

 

Условия реализации образовательной программы

Образовательная программа «От интереса - к мастерству» реализуется в течение  2022-2023  учебного года.  Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 25 мая. Запись в группы производится с 1 по 10 сентября. Детские объединения начинают свою работу с  1 сентября.  

Организация учебных занятий осуществляется в соответствии с расписанием занятий, где указываются название объединения, учебные группы, время и продолжительность занятий, место проведения, количество часов в неделю, фамилия, имя, отчество педагога дополнительного образования.  Расписание занятий составляется с учётом возможностей педагогов, детей, занятости кабинетов в соответствии с требованиями СанПиНа.   

Численный состав детских групп определяется педагогом в соответствии с характером деятельности, возрастом учащихся и с общеобразовательной общеразвивающей программой дополнительного образования детей.  Допускается деление групп на подгруппы для реализации учебных целей и личностно-ориентированного подхода.

         В рамках реализации общеобразовательной общеразвивающей программы используются различные формы деятельности (групповая, индивидуальная, очная, очно-заочная, дистанционная), а также, внеаудиторные занятия: экскурсии в музеи, театры, на выставки и др. Организация учебно-воспитательного процесса соответствует требованиям техники безопасности.

При реализации программы частично применяется электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. При электронном обучении с применением дистанционных технологий продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности составляет не более 40 минут. Во время онлайн-занятия проводится динамическая пауза, гимнастика для глаз.

Механизм реализации программы

Механизм реализации программы включает непосредственную деятельность педагогов дополнительного образования и воспитанников                   в рамках общеобразовательных общеразвивающих программ дополнительного образования детей, согласно направленностям, определенным  в образовательной программе МУ ДО «ДДТ».

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы разрабатываются и реализуются по направленностям дополнительного образования (технической, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной), которые определяют их предметно-тематическое содержание, преобладающие виды деятельности учащихся и требования к результатам освоения программы.

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы в соответствии с уровнем сложности содержания могут быть отнесены к вводному, ознакомительному, базовому и углубленному уровням.

Каждый учащийся должен иметь доступ к любому из уровней, соответствующему его возрастным и индивидуальным особенностям, определяющим его готовность к освоению содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

        Уровневая дифференциация  общеобразовательных общеразвивающих программ дополнительного образования детей:

          К вводному уровню относятся дополнительные общеобразовательные

общеразвивающие программы, которые предоставляются жителям Благодарненского городского округа  Ставропольского края в возрасте от 5 до 18 лет. При этом срок освоения программы составляет не менее 10 часов. Результатом обучения является освоение обучающимися образовательной программы и переход на ознакомительный уровень не менее 20% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам.

К стартовому уровню относятся дополнительные

общеобразовательные общеразвивающие программы, которые предоставляются жителям Благодарненского городского округа Ставропольского края в возрасте от 5 до 18 лет. При этом срок освоения программы составляет не менее 3 месяцев, время обучения – от 1 до 3 часов в неделю. Результатом обучения является освоение обучающимися образовательной программы и переход на базовый уровень не менее 25% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам.

К базовому уровню относятся дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, которые предоставляются жителям Благодарненского городского округа Ставропольского края в возрасте от 8 до 18 лет. При этом срок освоения программы составляет не менее 1 года, время обучения – от 2 до 6 часов в неделю для программ, формирующих современные умения и навыки для учебы, жизни и труда. Результатом обучения является участие в конкурсных мероприятиях различного уровня (городских, муниципальных, региональных,   всероссийских, международных) не менее 50% обучающихся по дополнительным общеобразовательным  общеразвивающим программам; переход на углублённый уровень не менее 25% обучающихся по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам.

К углублённому уровню относятся дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, которые предоставляются жителям Благодарненского городского округа Ставропольского края в возрасте от 12 до 18 лет. При этом срок освоения программы составляет не менее 1 года, время обучения – от 2 до 8 часов в неделю для программ, формирующих современные умения и навыки для учебы, жизни и труда; не менее 2 лет, время обучения – от 4 до 8 часов в неделю. Результатом обучения является участие в конкурсных мероприятиях различного уровня не менее 80% обучающихся по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам; включение в число победителей и призёров перечня конкурсных мероприятий различного уровня (городских, муниципальных, региональных,   всероссийских, международных) не менее 50% обучающихся по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам.

 

Особенности образовательной программы

Образовательная программа «От интереса – к мастерству» МУ ДО «ДДТ» реализуется по пяти  направленностям:   

-    художественная;   

-    физкультурно-спортивная;   

-    техническая;  

 -  социально-гуманитарная;   

-    туристско-краеведческая.

Художественная направленность

Цель: развитие и формирование художественно – творческих способностей обучающихся

Задачи:

- обучение художественно деятельности: живописи графике;

- приобщение обучающихся к декоративно – прикладному творчеству, пониманию его истоков;

- развитие  трудовых навыков и самостоятельной художественной деятельности;

-практическое знакомство со сценическим действием, формирование основ сценического движения;

- развитие музыкально – двигательных, творческих способностей обучающихся;

-формирование эмоциональной отзывчивости на музыку, художественного вкуса, развитие чувства ритма;

- освоение искусства слова, развитие образного мышления, наблюдательности и воображения, учебно – творческих способностей, проявление эмоционально – ценностного отношения к миру;

- формирование элементов IT-компетенций, SOFT-SKILLS-компетенций.

 Объединения художественной направленности:

«Магия звука» (вокальное)

«Жар-птица» (изобразительное искусство)

«Детворумба» (вязание спицами)

«Мягкая игрушка»

«Вояж» (инструментальная музыка)

«Фантазёры» (декоративно – прикладное творчество)

«Кудесница» (вязание крючком)

«Мастерицы» (декоративно – прикладное творчество)

«Белошвейка» (шитье)

«Тюбик» (изобразительное искусство)

«Славяночка» (хореографическое)

«Блик» (литературно-театральное)

«Волшебная бусинка» (бисероплетение)

«Мозаика» (литературно-театральное)

«Бисеринки»

Техническая направленность

Цель: освоение начальных навыков  конструирования и моделирования

Задачи:

- развитие творческих способностей и конструкторских умений;

-овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий;

-  овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов

- развитие специальной компетентности обучающихся в процессе решения поисковых познавательных задач, проектной деятельности в области технического конструирования и моделирования;

-  овладение умениями и навыками работы с различными материалами и инструментами;

- формирование элементов IT-компетенций, SOFT-SKILLS-компетенций.

 Объединения технической направленности:

«Самоделкин» (начальное конструирование и моделирование)

Социально -гуманитарная направленность

Цель: социальная адаптация, успешная социализация детей и подростков, профессиональная ориентация

Задачи:

-социально – культурное и интеллектуальное развитие личности ребенка;

-формирование личности самодостаточной, коммуникативной, уверенной;

 -формирование навыка общения, в себе, способной быть социально полезной новому обществу России и направленной на успех;

-формирование лидерских качеств;

-создание условий для развития школьных медиацентров, в том новостных групп в социальных сетях;

-развитие единого медиапространства для школьников;

-поддержка талантливых юных журналистов

-социальная адаптация;

-творческое развитие.

- формирование элементов IT-компетенций, SOFT-SKILLS-компетенций

 Объединения социально -гуманитарной  направленности:

«Маленький принц» (раннее обучение иностранным языкам: английский                и французский языки)

«Медиашкола»

Туристско - краеведческая направленность

Цель: создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационно – творческого развития и профессионального самоопределения личности

Задачи:

- формирование здорового образа жизни средствами туризма и краеведения;

- воспитание патриотизма, воли, целеустремленности, дисциплинированности, выносливости;

- развитие чувства взаимопомощи, поддержки в коллективных играх и соревнованиях.

 

 Объединения туристско – краеведческой направленности:

«Патриот»

 

Физкультурно - спортивная направленность

Цель: совершенствование физического и умственного развития обучающихся, формирование основ здорового образа жизни

Задачи:

- обучение технике спортивных дисциплин;

- развитие логического и творческого мышления, памяти, внимания и быстроты принятия решений, техники расчета, комбинированного зрения;

- развитие чувства взаимопомощи, поддержки в коллективных играх и соревнованиях;

- воспитание патриотизма, воли, целеустремленности, дисциплинированности, выносливости;

- развитие умения пользоваться навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

- формирование правил безопасного поведения в доме, на улице, природной среде.

 

 Объединения физкультурно - спортивной направленности:

 

«Юный шахматист»

«Эльфы» (ритмопластика)

 

         Занятия в детских объединениях проводятся на безвозмездной основе за счет бюджетных ассигнований из муниципального бюджета Благодарненского городского округа Ставропольского края.

 

Ожидаемые результаты:

- расширение возможностей для творческого развития личности ребенка, реализации его интересов;

- интеграция дополнительного и общего образования в условиях реформирования структуры и содержания дополнительного образования;

- формирование элементов IT-компетенций;

- укрепление здоровья детей, формирование здорового образа жизни;

- снижение роста негативных явлений в детской среде;

- духовно-нравственное оздоровление.

 

Формы контроля:

- изучение и утверждение дополнительных образовательных программ, тематики планирования;

- посещение и анализ занятий;

- посещение открытых мероприятий, творческих отчетов;

- организация выставок и презентаций.

Формы аттестации, контроля и учета достижений  обучающихся: 

- первичная, промежуточная и итоговая аттестация;

- участие во Всероссийских, Международных, региональных и муниципальных конкурсах, смотрах, выставках, фестивалях;

- творческие отчеты в различной форме;

- защита и презентации проектных и исследовательских работ;

- участие в городских, районных и региональных мероприятиях.

 

Описание модели личности выпускника МУ ДО «ДДТ»

     Модель личности выпускника МУ ДО «ДДТ» не предполагает единых жестких требований к каждому выпускнику, тем более, что возраст выпускников различных объединений может колебаться от 10 до 18 лет,                    в соответствии с разнообразием дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.  Основываясь на базовых ценностях и миссии МУ ДО «ДДТ», педагогический коллектив  попытался  создать примерный образ выпускника как представителя единого сообщества с единой образовательной политикой.   

Выпускник МУ ДО «ДДТ» - это гармонично развитый человек, ориентированный на:

 - ликвидацию в подсознании настроя на конфликтность                                      и  агрессивность;

 - обучение гибкости сосуществования при сохранении личного достоинства, интеллигентности, дружелюбности и доброжелательности;

- подготовку к будущей трудовой деятельности, где все больше                        и больше требуются такие качества личности как воображение, самостоятельность мышления и решения проблем, коммуникативность, инициативность, адаптивность к возникающим изменениям.

За более чем  восьмидесятилетнюю историю существования Дома детского творчества педагогический коллектив сделал немало творческих находок педагогической практики, наработал множество приемов и методов работы с детьми, склонными к творчеству. За этими прекрасными находками, отражающими видение проблемы  педагогом - практиком, стоит огромный опыт, понимание детей и интуитивно найденные способы работы                              с обучающимися.

Теоретическое осмысление опыта наших педагогов - практиков,                        а также завтрашние потребности и вызовы нашего общества, сформулированные в социальный заказ как задача обеспечения способности человека включаться в общественные и экономические процессы,  приводят нас к необходимости формирования средствами дополнительного образования следующих качеств личности выпускника МУ ДО «ДДТ»:

  • свободная личность, обладающая развитым чувством ответственности за себя и свою семью, с высоким уровнем самосознания и самоуважения;
  • личность, умеющая защищать и реализовывать свои права и уважающая права других;
  • личность, осознанно относящаяся к своему физическому и психическому здоровью, человек с устойчивой потребностью к здоровому образу жизни;
  • личность, со сформированными нравственными понятиями;
  • личность, осознающая себя членом общества;
  • личность, способная к непрерывному процессу саморазвития и самосовершенствования;
  • личность, готовая к актуальным вызовам  будущего.

Copyright © 2024 МУ ДО "Дом детского творчества" г. Благодарный. Ставропольский край. Rights Reserved.