ДОКЛАД подготовил: Л.А.Лемешкова,

методист по воспитательной деятельности

( выступление на информационном родительском дне,

дистанционный формат)

 

В жизни каждого человека семья играет особую роль. Семья является хранителем человеческих ценностей и нравственных заповедей, передающихся от поколения к поколению. Личность ребёнка формируется, прежде всего, в семье, в системе детско- родительских отношений. В этом пространстве развиваются его гражданские качества, его будущее, семейное благополучие.

    Семья может являться как мощным фактором развития и эмоционально — психологической поддержки личности, так и источником психологической травмы и связанные с ней разнообразными личностными расстройствами: неврозами, психосоматическими заболеваниями, отклонениями в поведении.

    В семье формируется отношение ребёнка к самому себе и окружающим людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Родители естественным образом оказывают влияние на своих детей: через механизмы подражания, идентификации и интериоризации образцов родительского поведения. Уникальным катализатором семейного воспитания являются родственные чувства.

  Психологи, и многие другие специалисты в той или иной степени связанные с проблемами семейных отношений, никогда не отрицали то факт, что самое сложное в семье — это  сложившиеся система детско- родительских отношений. Психологи постоянно  сталкиваются в своей практике с жалобами родителей на трудности во взаимоотношениях со своими детьми. За страхами и переживаниями родителей, жалобами  на детей чаще всего кроются чрезмерная опекающая позиция родителей и стремление давать советы и рекомендации без понимания истинных потребностей ребёнка. Родители не понимают, что в основе их жалоб лежит стремление ребёнка быть независимым, избежать ненужной опеки. Фразы «Я хочу только добра» или « Я лучше знаю, что надо делать» заставляют ребёнка поступать прямо противоположно пожеланиям матери или отца. Неумение родителей строить отношения с ребёнком с позиций сотрудничества и дружбы приводит к доминированию над ним, а стремление ребёнка к самостоятельности провоцирует конфликтные ситуации. « Проблемные», « трудные», « непослушные», и « невозможные» дети, так же, как дети « с комплексами», «забитые» или « несчастные» - всегда результат неправильного сложившихся отношений в семье.

       Благополучная семья — интегративный показатель социального здоровья общества. Многие исследователи отмечают кризис семьи, который проявляется в её нестабильности, дегуманизации, потере социализирующего влияния на подрастающее поколение. Возрастает взаимное отчуждение родительских отношений, резко снижается удовлетворённость ребёнка и взрослых членов семьи принадлежностью к ней, ухудшается их психоэмоциональное состояние.

        Катастрофически высок процент разводов — свыше 50 % от числа заключенных браков. Их причинами зачастую являются алкоголизм, наркомания, взаимная неверность супругов, неспособность родителей материально обеспечить своих детей, отсутствие нормальных жилищных условий. Но в решающий степени нестабильность семьи и утрата родителями умения надлежащим образом воспитывать своих детей объясняется не внешними, а внутренними факторами жизни людей: разрушением христианской духовно — нравственной семейной традиции, падением общего уровня культуры человеческих взаимоотношений, крайним невежеством людей в области понимания духовного смысла семьи, брака, отцовства и материнства.

    Родители, педагоги, специалисты отмечают, что развитие рыночных отношений в стране привело к разрушению системы сложившихся ранее педагогических воздействий на детей, значительно ослабило их воспитание вне образовательного учреждения, повлекло разрушение взаимосвязей в системе «школа — семья — общественность». Это снижает воспитательное воздействие  семьи, её роль в социализации детей. Отмечено, что семейные отношения и воспитание переживают кризис.

   Современное общество требует от семьи смены ценностей, приоритетов, сложившихся стереотипов. Послушание, наказание, подчинение, авторитаризм, унижение  уступают место свободе, поддержке, пониманию, принятию ребёнка, его уникальности и достоинства.

     Сегодняшнее внимание родителей к педагогике как к науке о воспитании Человека неслучайно и свидетельствует об осознанном интересе к своему ребёнку как личности. Возникшая проблемная ситуация, активизирующая потребность родителей в поддержке самоценности ребёнка в семье и его личностном саморазвитии требует повышения педагогической культуры родителей, актуализирует вопросы гуманного воспитания.

    Семья сегодня в большей степени и в полной мере перестала выполнять не просто функции подлинного, духовного воспитания, что, собственно, природосообразно даровано ей, но воспитательные функции вообще. Основные тенденции, проявляемые в семьях сегодня:

  • бедность, разводы, социальное сиротство, алкоголизм;
  • педагогика насилия, семейный шантаж, рэкет;
  • увеличивается число отказных детей;
  • отсутствие у родителей интереса к жизни своих детей, отказ родителей от познания своего ребёнка, его индивидуальности,, что влечёт отсутствие помощи в самоопределении, саморазвитии, ощущении себя достойной внимания личностью;
  • отказ от признания ребёнка личностью;
  • отсутствие духовной близости между родителями и детьми, понимания, доверительных взаимоотношений;
  • непонимание сегодняшней социальной ситуации духовного кризиса, отсутствие знаний и путей выхода из сложившихся ситуации;
  • особая острота проблемы «отцов и детей», осложнённая устремлённостью современных детей к независимости;
  • низкий уровень педагогической культуры родителей.

В последнее время, это ни для кого не секрет, значительно увеличилась криминализация нашего общества. Рост преступности детей, опережающий рост преступности взрослых, беспризорность, социальное сиротство, насилие над детьми; использование детей в преступных группировках; принуждение детей к попрошайничеству и проституции; наркомания, алкоголизм; проблемы с физическим и психическим здоровьем.

    Индивидуальность ребёнка изначально формируется в семье. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны образовательного учреждения. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решить проблему развития и воспитания личности ребёнка.

     Главное назначение семьи - воспитание детей. И прежде чем воспитывать детей надо «воспитывать родителей». «Воспитание родителей» - международный термин, под которым понимается помощь и рекомендации родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей, родительских функций. Консультации, инструкции, советы, рекомендации нужны не только родителям детей неблагополучных групп и групп риска. Они  необходимы и благополучным семьям -растущие потребности общества предъявляют к семье всё новые требования. При этом считается, что воспитание родителей имеет две основные задачи: «накопление педагогических знаний, необходимых родителям для воспитания детей, и самовоспитание родителей».

   Психологи сделали вывод, что одна и та же доминирующая черта личности или поведения родителя способна в зависимости от разных условий вызывать и самые разные формы реаᴦᴎҏования, а в дальнейшем и устойчивого поведения ребенка. Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека - все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер.

Именно в связи с этим родителям, которые хотели бы воспитывать своего ребенка не стихийно, а сознательно, необходимо начать анализ воспитания своего ребенка с анализа самих себя, с анализа особенностей своей собственной личности.

Сᴨȇцифика семейного воспитания имеет следующие особенности:

эмоциональный характер семейного воспитания, который основывается на родственных чувствах;

воспитательные воздействия родителей на детей отличаются постоянством и длительностью в самых разнообразных жизненных ситуациях, что обесᴨȇчивает глубину влияния на ребенка;

именно семья рождает у ребенка чувство защищенности, любви, принятия;

в семье действуют психологические механизмы социализации, которые обесᴨȇчивают содержание и характер столь значимого влияния семьи на ребенка. К таким психологическим механизмам социализации следует отнести подкрепление и идентификацию;

семья представляет собой разновозрастную социальную группу, в которой ребенок учится воспринимать различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения.

   Педагогический коллектив нашего учреждения считает, что сегодня как никогда необходимо сотрудничать с семьей. Особенностью Дома детского творчества  является то, что педагогов и родителей объединяет забота о здоровье ребёнка, его развитии, создании атмосферы доверия и успеха в совместной деятельности.

  Проведение массовых праздников « Город мастеров!», «Мама - главное слово», «Защитникам Отечества слава!», «День, пахнущий мимозой», новогодние сказки и спектакли, творческие отчёты обучающихся детских объединений перед родителями «Творческая весна в ДДТ», встречи с интересными людьми - это часть творческих дел, проводимых для родителей и вместе с ними в детских объединениях.

Следует также отметить, что духовно - нравственное развитие родителей и воспитание обучающихся является одним из важных и актуальным в деятельности ДДТ. Всё это в итоге способствует укреплению и развитию детско- родительских отношений.

  В условиях ограничительных мероприятий в связи c новой короновирусной инфекцией COVID-19, в рамках дистанционного и электронного обучения детей и подростков детско-родительские отношения приобрели риски, которые способствовали снижению уровня позитивного общения (в некоторых случаях наблюдалось и позитивное общение), ухудшению эмоционального состояния, напряжению в семейных отношениях.  Да и общение педагогов с родителями не дает значимых результатов в воспитании и обучении сопоставимых с очным «живым» общением