Семья для ребенка — это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, — здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий — там он свой.

Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружаю­щем мире, а при высоком культурном и образовательном потен­циале родителей — продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья — это определенный морально-психологический климат, для ребенка это первая школа отно­шений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отно­шении к материальным и духовным ценностям. С близкими людь­ми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответ­ственности, справедливости...

Есть определенная специфика семейного воспитания в от­личие от воспитания общественного. По природе своей семей­ное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как пра­вило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу  этой социальной группы, стиль и тон взаимоотноше­ний ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимос­ти, великодушия, умения прощать, чувства долга... Чувство любви со всей гармонией различных нюансов его проявления сопро­вождает ребенка, начиная с внутриутробного существования до взрослости. Эта гамма чувств благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему непроходящее ощущение счастья, надежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей — авторитетных советчиков, по­мощников, защитников, старших друзей…

    Однако парадокс заключается в том, что эта изначально позитивная для развития ребенка гамма чувств может стать как позитивным, так и негативным фактором воспитания. Здесь важна мера проявления чувства. Недополучивший родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в кол­лективе сверстников, а иногда — замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым... Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький че­ловек рано развивает в себе черты эгоизма и эгоцентризма, из­неженности, избалованности, зазнайства, лицемерия...

Если в семье нет должной гармонии чувств, если вообще ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, буй­ных, а нередко низменных страстей, эмоционально отрицатель­ных проявлений в отношении к самому ребенку, то нередко в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспита­ние становится неблагоприятным фактором формирования лич­ности

  Другой особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья    представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит — различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные иде­алы, точки зрения, убеждения. Это разные, в чем-то схожие, в чем-то прямо противоположные, жизненные позиции и своеоб­разные позиции воспитателей и воспитуемых. Причем один и тот же человек может быть и воспитуемым и воспитателем: дети — мамы, папы — бабушки и дедушки — прабабушки и прадедуш­ки... И несмотря на этот клубок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домаш­нее хозяйство, устраивают праздники, создают определенные тра­диции, вступают в самые различные по характеру взаимоотноше­ния.

Еще одной особенностью семейного воспитания является то, что оно органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека: в семье ребенок включается во все жизнен­но важные виды деятельности — интеллектуально-познаватель­ную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. При­чем проходит все этапы: от элементарных попыток до сложней­ших социально и личностно значимых форм поведения.

  Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Его благо­творное (либо неблаготворное) влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома: в школе, на работе, на отдыхе в дру­гом городе, в служебной командировке. И сидя за школьной партой, ученик мысленно и чувственно невидимыми нитями связан с домом, с семьей, с множеством волнующих его про­блем.

Однако семья таит в себе определенные сложности, проти­воречия и недостатки воспитательного воздействия. Так, наибо­лее распространенными негативными факторами семейного вос­питания, которые приходится учитывать в воспитательном про­цессе, следует считать:

□ неадекватное воздействие факторов материального по­рядка: избыток (или недостаток) вещей, приоритет ма­териального благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека, дисгармония матери­альных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;

□ бездуховность родителей, отсутствие стремления духов­ного развития детей;

□ авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и всепрощенчество;

□ безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;

□ отсутствие нормального психологического климата в се­мье;

□ фанатизм в любых его проявлениях;

□ безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, бесприн­ципность, противоречивость в применении методов вос­питания, физические наказания, причинение детям тя­желых нравственных страданий);

□ противоправное поведение взрослых.

Исходя из специфики семьи как персональной среды раз­вития личности ребенка, должна быть выстроена система прин­ципов семейного воспитания:

□ дети должны расти и воспитываться в атмосфере добро­желательности, любви и счастья;

□ родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть и способствовать развитию в нем лучшего;

□ воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;

□ диалектическое единство искреннего, глубокого уваже­ния к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;

□ личность самих родителей — идеальная модель для под­ражания детей;

□ воспитание должно строиться с опорой на положитель­ное в растущем человеке;

□ все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре;

□ оптимизм и мажор — основа стиля и тона общения с детьми в семье.

Эти принципы могут быть расширены, дополнены, видо­изменены... Главное, чтобы они были. И чтобы были пронизаны гуманистической идеей о наивысшей ценности ребенка.

В семье дети не только получают пример поведения, но и осваивают первые эмоциональные навыки общения. Семья обеспечивает чувство безопасности ребенку. И близкие люди являются для ребенка источником утешения в минуты отчаянья и волнений.

  1. Дети учатся у родителей определенным способам поведения. Родители являются источником необходимого жизненного опыта для ребенка.
  2. Поощряя или наказывая ребенка, родители учат как надо себя вести и поступать в разных ситуациях. И это формирование дисциплины в различных семьях практикуется по-разному. Используя только поощрения, родители тем самым как бы покупают хорошее поведение ребенка. Жестокий контроль и принуждение, наказание за каждый проступок полностью лишает детей инициативы. А власть правил, установленных родителями в силу социальных задач и семейных обстоятельств формирует не только волевые качества у ребенка, но и раскрывает его инициативу.
  3. Четкое и ясное общение в семье между родителями помогает ребенку выработать навыки общения в социуме, собственные убеждения и взгляды.

 

Помимо формы воспитания и взаимоотношений с ребенком, формирование личности ребенка в семье во многом определяется родительскими установками. Это как бы программирование сценария поведения ребенка во взрослой жизни. Эти установки бывают как гласными, так и негласными.

Вот примеры некоторых из них.

 Даже если ребенок и желанный, но часто от родителей можно услышать:

«Глаза мои на тебя не смотрели бы. Чтоб ты сквозь землю провалился».

Смысл этого – привить ребенку чувство вины, так как он источник всех неприятностей и трудностей в семье. В результате у него возникают серьезные эмоциональные проблемы. И часто он специально дерзит, нарывается на наказание, проявляет агрессию, тем самым он ощущает вину за конкретный проступок, а не за факт своего рождения.

А сколько молодых инфантильных родителей не способных к раскованному, игровому поведению с детьми. Вот и тогда они поминутно одергивают детей, требуя взрослого осмысления своего поведения. Но ведь дети должны пройти этап детства. И как говориться наиграться. Или запрещают проявлять им свои эмоции и чувства. И вот уже установка для взрослого быть закрытым и не способным дарить любовь и близость. А родители, имеющие проблемы в общении, всячески не отпускают ребенка от себя. Такие родители обеспокоены чувством зависти других людей по отношению к своему ребенку. И вот уже в результате ребенок чувствует себя не так как все.

С возрастом ощущает себя одиночкой в любой группе и не стремиться к близким отношениям. И такая установка не принесет во взрослой жизни радости для этого ребенка. Вот такое сильное влияние родители оказывают на сценарий будущей жизни ребенка. Ведь воспитание не только функция накормить ребенка, но и определить его судьбу. А потом уповаем на гороскопы или провидение, что жизнь не задалась. А ведь вектор жизненного сценария заложен в первые годы в семье.

 

Скептик.

 Вот ребенок вырвался от опеки родителей, они еще пытаются проверять домашние задания. Но продленка, уроки не выучены, а сделаны, маленький человечек предоставлен себе. Родители задерживаются на работе, воспитывают дитя по телефону. Вы не узнаете эту семью?

А кто у вас ходит на родительские собрания и выслушивает не лестные слова в адрес единственного и любимого чада? И берет заботы по проверке домашних заданий? Вот уже приходиться пересматривать рабочий график, больше времени посвящать ребенку. А это нарушение карьерных планов.

Одному из родителей приходится брать на себя все тяготы материального обеспечения семьи. И от этого не справедливого перераспределения ролей возникают не понимание и конфликты. Или на худой конец вновь родители обращаются к бабушкам, приоткрывая семейные границы.

И прародители с полным правом вмешиваются в воспитание внуков.

И это может, не понравится родителям, а что хуже - одному из них.

Вот уже и раскол…

 

Психолог.

 Режим обучения ребенка, его каникулы задают ритм семейной жизни. Вновь приходится определять обязанности, и в перераспределении обязанностей должны принимать участие оба родителя. Тогда и делить придется на двоих, а это уже меньше, чем на одного. Разумеется, учебный год привязывает родителей к дому, а это уже предконфликтная ситуация.

И отдых нужно согласовывать с каникулами ребенка, что не всегда получается. Да и гостей допоздна уже нельзя принимать, и самим задерживаться на поздних вечерних мероприятиях. А проблемы с работой? Одному из родителей необходимо уделять больше внимания дому, ребенку.

И вот уже карьера и материальный достаток уходит в прошлое.

 

ВЫВОД: подводя итоги вышесказанному, подчеркнем, что родители должны быть позитивным примером для ребёнка в семье, важно поддерживать семейную атмосферу позитивной, не допуская  негативного проявления поступков, действий и отношений.

 

Материал подготовлен Л.А.Лемешковой, методистом по воспитательной деятельности