Подготовили методисты Медина Е.А., Белоцерковская Л.В.

Тема. Вводное занятие в образовательную  программу «Путешествие в страну танца»

Цель занятия: Пробудить творческий интерес обучающихся к постижению основ танцевального искусства.

 

Задачи:

  1. Познакомить детей с историей возникновения танца, его видами, способами передачи характера танца
  2. Заинтересовать детей, осуществив их знакомство со спецификой хореографического искусства
  3. Способствовать развитию творческого воображения.
  4. Создать атмосферу творческого единения педагога с детьми.

Возраст детей: 8  -  9 лет.

Оборудование

  • для педагога: магнитофон, диск с музыкальным материалом, мультимедийная установка, ноутбук.
  • для детей: коврики, пригласительные билеты.

Продолжительность занятия: 35 минут

План занятия

  1. Организационный момент ( 2 мин.)
  2. Основная часть (30 мин.)
  3. Подведение итогов занятия (3 мин.)

Ход занятия

  1. Оргмомент

Вход детей в зал под музыку, построение в шеренгу, перестроение в линии.

Педагог: Здравствуйте, дети!Я педагог дополнительного образования  «Дома детского творчества». Учу детей танцевать.

Педагог делает поклон.

Педагог: Вы знаете, что это за движение? Это поклон. Вот таким образом, вместо привычного"Здравствуйте!", принято приветствовать друг друга в мире танца.

Давайте сейчас мы научимся приветствовать друг друга поклоном.

Дети выполняют поклон

- Как вы думаете, для чего предназначен зал, в котором мы с вами находимся?

Педагог: Здесь танцуют, зал для танцев.

Педагог: Посмотрите внимательно и скажите какие предметы в зале помогают танцорам? Что вы видите здесь?

Педагог: Зеркала - помогают нам следить за правильным исполнением движений руками, ногами, корпусом.

Станок – помогает тренировать и разогревать наши мышцы. У станка танцоры выполняют различные движения. (показ: например батман тандю жете, и т.д.)

 

 

Педагог: Танцы в 21 век,

                Любит каждый человек.

                Танцевальная наука!

                Это что еще за штука?

               А наука - непростая,

               С вами мы о ней узнаем!

  1. Основная часть

Сообщение темы и цели

Ребята, сегодня я приглашаю вас отправиться  в увлекательное и полезное путешествие в «Мир танца», где мы познакомимся с его  величеством Танцем, его стилями и видами, способами выражения своих эмоций в танце.  Вы готовы?

В страну танцев собирайтесь,
Приглашаю в сказку.
Подтянитесь, улыбнитесь,
Слушайте подсказку:
Там не ходят просто так,

Делают  движения,
Гибкость, ловкость развивают

Все без исключения!

- А вот на каком транспорте мы отправимся в путешествие вы узнаете из   загадки:

Братцы в гости снарядились

Друг за друга зацепились

 И помчались в путь далёк

Лишь оставили дымок (паровоз) или ( поезд)

Правильно. Каждая станция – это познавательный материал из истории и жизни танцевальной науки. Наша задача – внимательно слушать, запоминать, отвечать на вопросы, выполнять задания и конечно танцевать! Вы готовы!

Видеофрагмент «Паровозик букашка»

  1. Станция «Разминочная».

Итак, мы с вами прибыли на станцию, которая называется  «Разминочная»

- Ребята, а вы знаете для чего нужна танцорам разминка? (педагог обобщает и дополняет ответы детей)

- Мне нужны ваши ручки, ножки и спинка!

Голова, шея и плечи.

Тренируем мысли и тело,

Приступаем к разминке смело!

Делают разминку.

- Молодцы. Справились с заданием. Продолжаем наше путешествие.

  1. Станция «Историческая»

- Наш паровозик прибывает на станцию «Историческая». Посмотрите , ребята, на этой станции нас  встречает  Терпсихора – муза и покровительница танца, приносящая радость и удовольствие, мы нынче у нее в гостях.  По преданиям древних греков богиня  имела 8 сестер. Летними вечерами они, взявшись за руки, водили хороводы.

- Ребята, а как вы думаете, что такое танец? (ответы детей)

- Танец – это способ выразить свое настроение и чувства при  помощи ритмичных шагов и движений тела. Танец сопровождал все события в жизни человека. Человек научился выражать свои чувства при помощи танца раньше, чем словами.  Первым танцем у человечества был хоровод. В далеком прошлом танец играл важную роль в жизни человека и был тесно связан с его бытом. Человек передавал свои впечатления при помощи разнообразных движений, жестов, так он выражал радость, гнев, сострадание, уважение. Танец считали средством от многих болезней.

-  Ребята, муза танца  Терпсихора  дала нам задание. Мы должны с вами под музыку с помощью рук изобразить полет  птицы, бушующее море, ныряние дельфинов, движения медузы на дне моря.

Выполняют движения

- Молодцы, справились с заданием! Продолжаем наше путешествие.

  1. Станция «Танцевальная»

- Мы прибыли с вами на станцию «Танцевальная». Ребята! Что это мы слышим? Какая-то  музыка. Какие чувства она у вас вызывает?  Какой характер музыки? Как вы думаете, какой танец можно исполнить под эту музыку? Да, верно, это русский народный танец. Он относится к «народным» танцам. Народный танец  выражает характер, отличительные черты своего народа. Его сочиняет сам народ.

- Какие народные танцы вы знаете?

- Сейчас мы познакомимся с элементами русского народного танца: веревочка-моталочка, ковырялочки, вращения.

Педагог показывает упражнения с элементами русского танца, дети повторяют.

 Раздаётся мелодия классической музыки. Как вы думаете это классическая или эстрадная музыка?   Какой у нее характер? «Классический» танец - самый трудный танец, обратите внимание на костюмы исполнителей, их обувь. Это танец,  который сочиняет хореограф. Яркие представители классического танца – вальс, балет, полонез.

- Сейчас мы познакомимся с элементами классического танца.

Педагог под музыку показывает элементы классического танца: деревья, море,птицы, снежинки, дети повторяют.

 Раздаётся эстрадная музыка. Слышите, опять звучит музыка. Что напоминает вам эта музыка?

Какой у нее характер?

 Сейчас в 21 век, танец в ногу с нами  шагает

 «Чарльстон», «Диско», «Модерн» и «Брейк»

 поколенья разных лет любят, знают, понимают.

«Современный» танец- танец, который родился в 20 веке, изменилась музыка, изменился и танец. А сейчас мы познакомимся с элементами современного танца.

Педагог показывает упражнения с элементами эстрадного танца, дети повторяют.

- Молодцы, вы успешно справились с заданием! Продолжаем наше путешествие

  1. Станция «Выразительная»

Мы прибыли с вами на станцию «Выразительная».

- Как вы думаете, с помощью чего можно передать характер танца?

Правильно с помощью рук, ног, туловища – средств выразительности в танце.  Мы уже передавали  характер танца с помощью рук. А теперь мы  попробуем изобразить характер с помощью туловища и ног. Это задание мы будем выполнять  на коврике. Расстелите  их.

- Изобразите добрую  кошечку, злую кошечку, березку, лодочку     

Молодцы! И с этим заданием вы дружно справились.

- А теперь все дружно встали,

Коврики свои собрали.

 Настала пора возвращаться из путешествия.

Едут на паровозике

  1. Итоги занятия

Педагог обращается к ребятам:

- Вы молодцы! Мы сумели все узнать и потанцевать.

Наше путешествие закончилось.

А теперь, мои дорогие, ответьте:

- Что вам запомнилось?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Что вам не понравилось? (Ответы детей).

Педагог подводит итог:

- Но перед тем, как мы исполним поклон, я хочу вам вручить счастливые билеты.  Выбрать их вы должны сами. Билеты у меня красного и зеленого цвета. Если занятие вам понравилось, у вас было радостное, веселое настроение, возьмите себе красные билетики. А если вам было скучно, грустно и вы не узнали ничего нового – выбирайте зеленые билетики.

Дети выбирают билеты.

Покажите все свои билеты  (поднимают их). Я очень рада, что большинство выбрали ___________________ билетики, значит, наше занятие всем понравилось, вам было весело и вы очень многое узнали.  Жду вас снова в объединении «Фиеста», в Доме детского творчества!

А сейчас поклон.

Педагог: Наше занятие закончено.

Дети: Спасибо, до свидания!

Дети перестраиваются в колонну и под музыку покидают танцевальный зал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

 

  1. «Учебно-воспитательная работа в детских самодеятельных хореографических коллективах», М.Боголюбская, 1982.
  2. «Основы классического танца», А.Ваганова, 1964 г.
  3. «Народные танцы» Л.Степанова, 1968 г.
  4. «Ритмика» Е.Пинаева, 1997 г.
  5. «Бальные танцы» А.Борзов, 1986 г.
  6. «Разрешите пригласить» В.Уральская, 1973 г.
  7. «Секрет танца» Т.Васильева, 1997 г.
  8. «Азбука хореографии» Т.Барышникова, 2001 г.
  9. «Учимся танцевать» Пол Ботомер, 2002 г.
  10. «Хочу танцевать» Х.Идом, Н.Кэтрэк, 1998 г.
  11. «Азбука классического танца» Н.Базарова, В.Мей, 1964 г.
  12. «Народные танцы» Т.Ткаченко, 1975 г.
  13. «Костюмы для художественной самодеятельности» А.Шульгина, В.Томилина, 1976 г.
  14. «Программа по хореографии» Л.Дружаева «Внешкольник» № 10 2001 г.