Формы и методы выявления и развития детских дарований в учреждениях дополнительного образования. Наработки, проблемы и перспективы развития.

 

Доклад подготовлен методистом МКОУ ДОД «Дом детского творчества» Белоцерковской Л.В.

г. Благодарный, 2011 г.

Проблема определения уровня способностей ребенка встает  не только перед родителями, но и перед педагогами. Психологи утверждают, что важно определить не столько "глубину" таланта, сколько его тип.

От того, насколько верно родители и специалисты сумеют выявить тип одаренности ребенка, во многом зависит его успех в жизни.
Считается, что лишь один процент детей - гении. Одаренных гораздо больше - 15-20 процентов. И, отдавая ребенка в учебное заведение, грамотные родители, как утверждают педагоги и психологи, должны думать не о престижности учебного заведения, а о том, сможет ли оно  развить способности их чада. Выявлением детских дарований  в идеале должны заниматься психологи. На Западе существуют целые бригады таких специалистов, выезжающие в учебные учреждения  и тестирующие детей. В России психологические службы и консультации, готовые ставить такие "диагнозы", только начали появляться. Между тем от того, насколько верно сумеют родители и специалисты "вычислить" тип одаренности ребенка, во многом зависит его успешность в будущем.

Психологи характеризуют одаренность как понятие условное и временное. Условное, потому что многое, если не все, зависит от того, как будет развивать свои способности одаренный ребенок, кто станет им заниматься, готова ли семья поддерживать его интересы. Так, ребенок, воспитывающийся в семье музыканта, с большей долей вероятности станет музыкантом, чем тот, чьи родители не имеют отношения к музыке. Временным это понятие считается потому, что одаренность может проявляться в разные моменты жизни человека - как в раннем детстве, так и в зрелом возрасте. Маленький Альберт Эйнштейн, если бы его тестировали современные психологи, оказался бы в рядах отстающих, потому что он поздно начал говорить, в гимназии успехами не блистал и даже был из нее изгнан за неуспеваемость. А вот у физика-теоретика Льва Ландау, основателя кибернетики Норберта Винера, писателя Александра Грибоедова исключительные способности наблюдались с раннего возраста.
По словам заместителя директора Психологического института РАО Сергея Малых, в настоящее время существует более 100 определений одаренности, причем все они не универсальны и не могут удовлетворить всех психологов и педагогов. Главным критерием одаренности является устойчивая потребность ребенка в сложном умственном труде. Это может быть и стремление решать трудные задачи, и желание писать стихи или разработать новую электронную программу (именно с этого начинал, например, Алексей Пажитнов - создатель игры "Тетрис"). В школьном возрасте, кстати, одаренность не связана напрямую с хорошей успеваемостью. Часто бывает, что в число безусловных двоечников входят одаренные дети и подростки, не понятые школой. Здесь огромное значение приобретает дополнительное образование, куда дети идут исключительно  по желанию и своим интересам. Основной задачей на данном этапе  является взаимодействие школы и учреждений дополнительного образования по выявлению и вовлечению в полезную деятельность   таких детей и подростков. Именно здесь они могут самоутвердится, занять свою нишу в обществе, развить свои природные задатки.

Понимание типологии одаренности — это первый, хотя и необходимый шаг педагога на пути конкретной работы со способными и  одаренными обучающимися, действенной помощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных возможностей.

Проще всего разглядеть интеллектуальный тип одаренности. Ребята этого типа одаренности умудряются самостоятельно углубить и расширить знания в интересующей их области и философски осмыслить прочитанное. Однако интерес к одной сфере деятельности и безразличие к другим порой приводит к тому, что дети блестяще успевают по одним предметам и спокойно получают двойки по другим,  разрабатываю прекрасные проекты, увлекаясь ими, забывая об учебе в школе. Но именно они - потенциальные светила науки, генераторы идей, способные совершить значимое открытие.
       Несколько отличается от интеллектуального академический тип одаренности. В данном случае на первый план выходят способности детей именно к процессу обучения. Учеба сама по себе для них приятна и не составляет никакого труда, причем не важно, идет ли речь о математике, физике, биологии или литературе. Это типичные медалисты, из которых потом получаются добротные профессионалы. Иногда довольно трудно различить первый и второй тип одаренности. Однако если "интеллектуалы" имеют критическое мышление, стремятся к философскому осмыслению сложных научных проблем, то "академики" - это всегда гении ученья, мастера быстрого и качественного усвоения материала.
        Еще один тип одаренности, который легко диагностировать, - художественный. Он проявляется в интересе ребенка к творческой деятельности: музыке, танцам, живописи, скульптуре, актерскому мастерству.
       Четвертый тип - креативный. Он выражается в нестандартном мышлении, в особом взгляде на мир, стремлении создавать оригинальные проекты. Дети часто конфликтны, трудноуправляемы, независимы в своих суждениях, пренебрежительно относятся к условностям. Например, могут прийти в мятой одежде, в их работах царит беспорядок. У таких детей  легко увидеть недостатки, а вот их творческие способности определяются лишь после специальной работы психолога. Чтобы выявить такую одаренность, нужно предложить деятельность, допускающую их самобытность, будь то необычные темы сочинений или исследовательские проекты.
      Следующий тип, который легко увидеть, но часто нелегко принять, - это социальная (лидерская) одаренность. Этот тип характеризуется способностью понимать людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одаренность предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, развитую интуицию, способность к сопереживанию. Существуют "эмоциональные" лидеры, являющиеся своеобразной "жилеткой" для каждого, но есть и лидеры действия. Они умеют принимать правильные решения, определять цели и задачи для других людей. Часто так бывает, что у детей, обладающих одаренностью к лидерству, интерес к процессу образования слаб. Имея сильный и независимый характер, они откровенно игнорируют учение и имеют репутацию хулиганов. Особенно важно для таких детей имеет организация в дополнительном образовании детского общественного движения, движения лидеров, организация самоуправления  в детских объединениях.

Последняя в "типовом" списке - психомоторная (спортивная) одаренность. Как показывают опросы известных спортсменов, мнение об их пониженной умственной способности не соответствует действительности. Наоборот, большинство из них имеют высокий уровень интеллекта. Ученые давно доказали прямую связь моторного (двигательного), психического и интеллектуального развития. Не случайно среди известных спортсменов есть и признанные писатели, например Юрий Власов, и удачливые бизнесмены вроде Пеле, и талантливые педагоги, как Ирина Роднина. Подростки, имеющие спортивную одаренность, не всегда хорошо учатся не потому, что школьные науки им не даются, а потому, что у них просто не хватает времени на занятия.
        Самый распространенный способ выяснения склонностей ребенка - это тестирование. И хотя, по словам проректора Московского института открытого образования Валентина Носкина, большинство психологов считают тесты несовершенной методикой, пока они остаются наиболее показательными при определении IQ, то есть коэффициента интеллектуального развития. Тесты позволяют определить таланты через сопоставление возраста ребенка с его умственными способностями. Когда подросток правильно выполняет все задания, предназначенные для его возраста, его IQ равен 100. Если 10-летний мальчик решает задачи для 14-летних, его коэффициент равен 140 (14:10х100). Поскольку этот показатель намного превышает норму, мальчика вполне можно характеризовать как одаренного. Как показывает статистика, IQ обычно выше у детей, родившихся и воспитывающихся в семьях, где родители имеют высшее образование и занимаются интеллектуальным трудом.
     Определить тип одаренности могут даже родители, которые внимательны к своим детям. Это весьма полезно, поскольку дает ответ на мотивы поведения ребенка и его существующее или будущее отношение к учебе.

      В нашем учебном заведении  разработана и утверждена программа  работы с одарёнными детьми «Радуга возможностей», согласно которой строится работа со способными и одарёнными детьми. Выявление одаренности воспитанников  происходит у нас в процессе наблюдения педагога за  ребенком в первые месяцы обучения. Для облегчения работы педагогов  разработан перечень специальных способностей, которые являются ориентиром в первичной диагностике одаренности ребёнка, определяя его способности в изобразительно – художественной, музыкальной, артистической, лидерской, литературной, спортивной  деятельности.

Например:

Изобразительно-художественная одаренность.

  • В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
  • Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
  • Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
  • Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков.
  • Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
  • Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение
  • Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, бумагой и клеем.
  • Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной скульптуре, игрушке.

Музыкальная одаренность.

  • Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
  • Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
  • Хорошо поет.
  • В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
  • Любит музыкальные записи.
  • Стремиться пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
  • Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
  • В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
  • Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

     При наборе в объединения эстрадного вокала,  в ансамбль народной песни  воспитанники проходят предварительные прослушивания. Однако если у ребенка явно прослеживаются задатки или он одарен, неплохо знать глубину его способностей - потенциал. И тогда делать вывод о том, насколько  и в каком направлении следует  углублять знания воспитанников. Для этого, конечно, необходимо  пройти обследование у  психолога.

         В нашем учреждении для развития способностей  обучающихся педагоги применяют  индивидуальный и дифференцированные  подходы обучения.

          На втором и последующих годах обучения одаренные и способные воспитанники  находятся на индивидуальном плане обучения, где  педагоги разрабатывают для каждого из них индивидуальный образовательный маршрут. И как результат  воспитанники нашего учреждения  участвуют в мероприятиях районного, краевого и международного значений, где практически всегда завоевывают призовые места.

На каждого одарённого и способного ребёнка в нашем учреждении заведена карточка – характеристика с описанием его характерных черт,  индивидуальных способностей, достижений. Педагогами  регулярно проводится профориентационная  работа с данными воспитанниками. И как результат этой работы наши воспитанники поступают в ССУЗы и ВУЗы  по направленностям.

В  этом учебном году по нашему профилю обучения  поступили в  высшие  и средне – специальные учебные заведения  5 выпускников

 Важно, чтобы в процессе обучения у  ребенка  была мотивации. А "немотивированный" ребенок или тот, чьи таланты не были замечены еще в раннем детстве, имеет гораздо меньше шансов добиться в будущем успехов.
Кстати, в американских школах существует культ таланта. Любые, даже очень незначительные успехи каждого ребенка в отдельной сфере сознательно "выпячиваются": если Мэри хорошо рисует, то в классе обязательно будет организована выставка ее работ. Так американцы вырастают в самодостаточных и абсолютно уверенных в своих способностях людей.
Российское образование  во все времена "славилось" способностью выровнять то, что выделяется. Сегодня оно меняется, поэтому не стоит жалеть времени, чтобы найти силы, развить у ребёнка задатки, сделать его одарённым или просто уверенном в самом себе.

А для того, чтобы в дополнительном образовании выявление и развитие детских дарований проходило на очень высоком уровне    на мой взгляд необходимо:

  • Улучшение материально – технической базы УДО. Не секрет, что все общеобразовательные учреждения, имеющие компьютерные классы,  Интернет ресурсы, мультимедийные  установки, интерактивные доски, которыми свободно пользуются воспитанники, ушли далеко вперед от УДО, где этого нет. Тоже  можно сказать и о спортивном оборудовании, оснащении тренажерами.
  • Тесное сотрудничество с классными руководителями, школьными психологами, социальными педагогами, с целью выявления и привлечения  одаренных обучающихся в учреждения дополнительного образования.
  • Развитие психологической службы  УДО, с целью раннего диагностирования  типа одарённости ребенка. Оснащение педагогов дополнительного образования методиками диагностики  типа одаренности. 

 

Источники информации:

 

  1. http://www.odardeti.ru
  2. Абакумова Е. М. Развитие творческого потенциала воспитанников учреждения дополнительного образования / Е. М. Абакумова // Учитель в школе. – 2008. – № 4. – С. 92 – 95.
  3. Азаров Ю. Ускоренное выявление и развитие детских дарований. – М.: Воспитание школьников. 2009. №1.
  4. Акимова Е. А. Индивидуальное обучение одаренного ребенка / Е. А. Акимова // Учитель в школе. – 2009. – № 3. – С. 85 – 86.
  5. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: / В.П. Голованов. – М.: Владос, 2004, – 239 с.
  6. Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. – Москва-Челябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993. – 40с.
  7. Кого считать одаренным? // Директор школы, 2000. – №2.
  8. Коноплева Н.Легко ли быть вундеркиндом? // Директор школы. -2004. – № 3. – с. 54-59.
  9. Кутнякова Н.П. Учимся понимать детей. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 282 с.
  10. Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка / Пер. с нем. А.П.Голубева; Науч. ред. рус. текста Н.М.Назарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 144с.
  11. Лебедева В.П., Лейтес Н.С., Матюшкин А.М. и др. Учителю об одаренных детях (пособие для учителя) / Под ред. В.П.Лебедевой, В.И.Панова. – М.: Молодая гвардия, 1997. – 354с.
  12. Логинова Р. Н. Творчески одаренные дети: выявление и развитие / Р. Н. Логинова // Учитель в школе. – 2008. – № 3. – С. 81 – 83.
  13. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. – М., 1993.

Одаренные дети: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1991. – 376с.

  1. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. проф. Д.Б.Богоявленской. – М.: Молодая гвардия, 1997. – 416с.
  2. Тен К. Б. Летний лагерь как технология организации работы с одаренными детьми / К. Б. Тен // Учитель в школе. – 2010. – № 3. – С. 86 – 91.
  3. Хорошко Н.Ф., Головко В.М. Педагогическая концепция «Школы «Интеллектуально одаренные дети» // Школьные технологии, 2002. – №6. – С.97-105.
  4. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004.
  5. Юркевич В. С. Творчески одаренные дети: выявление и развитие. Типы одаренности / В. С. Юркевич // Учитель в школе. – 2008. – № 2. – С. 69 – 76.
  6. Яковлева Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся / Под ред. В.И.Панова. – М.: Молодая гвардия. 1997. – 78