Описание опыта работы педагога дополнительного образования Малиновской Елены Сергеевны по теме: «Обучение эстрадному пению  через применение личностно-ориентированного подхода».

 

Подготовили педагог дополнительного образования Е.С. Малиновская, методист  Л.В. Белоцерковская МОУ ДОД  «Дом детского творчества», г. Благодарный, 2009 год

Описание опыта работы

педагога дополнительного образования Малиновской Елены Сергеевны

по теме: «Обучение эстрадному пению  через применение личностно ориентированного  подхода».

Удивительный музыкальный инструмент - человеческий голос. Им наделен каждый из нас. Так высоко, так нежно и чисто звучат голоса детей, кроме того, дети любят петь, выступать на городских и районных праздниках и мероприятиях. Это придаёт им уверенность в себе, развивает эстетический и художественный вкус.

Музыкально-эстетичекое воспитание и вокально-техническое развитие детей должны идти взаимосвязано, начиная с самых ранних лет.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо прививать, начиная с первых дней пребывания ребёнка в детском саду и школе. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве, с трудом восполнимо впоследствии. И если ребёнок хочет и любит петь, важно, чтобы рядом с ним оказался взрослый, который помог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её прочувствовать, развить у него певческие навыки и музыкальные способности.

Музыка, и сопутствующие ей вокальные, дыхательные, артикуляционные упражнения, применяемые на занятиях по вокалу, помогают устранить или смягчить присущую ребенку непоседливость, чрезмерную утомляемость, угловатость, замкнутость, подавленность.

Занятия вокалом - это форма продуктивной деятельности. Вокал как деятельность рассматривается с двух позиций: профессиональный вокал как самоцель деятельности и вокал как средство, необходимое для построения целостной гармоничной личности.

Овладение вокальными средствами является формой продуктивной деятельности, в рамках которой развиваются с одной стороны возможности речевой коммуникации, с другой - все остальные составляющие целостного образа человека: движения, стиль, имидж, формы эмоциональных переживаний и проявлений.

Сегодня невозможно представить исполнителя эстрадной песни не обладающего хореографическими навыками. Развитие у детей музыкально - ритмических способностей помогает детям свободно и раскрепощённо держаться на сцене, более ярко и выразительно донести до зрителей характер исполняемых песен. Используя на занятиях элементы ритмики дети учатся выражать свои музыкально-образные впечатления, дифференцированно владеть своим телом, двигаться пластично и красиво, выражать характер песни с помощью танцевальных движений эмоционально, выразительно.

Дети, которые занимаются эстрадной вокальной деятельностью эмоциональные, живые. Именно в детском возрасте создаётся фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей, духовной культуры в будущем. Но часто взрослые не обращают внимания на организацию развития певческих навыков детей, что в дальнейшем сказывается на здоровье и состоянии их нервной системы. Если педагоги не могут правильно организовать вокальную деятельность детей, упускается благоприятный период для развития музыкальных способностей. Потому очень важно поощрять желание детей петь, а так же необходимо помочь им делать это красиво и правильно.

           Мною была разработана программа  эстрадной студии  «Волшебный  микрофон» «С песней в страну  Вообразилию». Разработка данной программы дополнительного образования по вокальному и ритмопластическому воспитанию детей дошкольного и школьного возраста обусловлена социальным заказом поиска оптимальных форм работы с детьми в системе дополнительного образования. Исходными предпосылками разработки данной программы явились необходимость развития творческой активной личности, приобщение к музыкальной культуре, умение детей адаптироваться в социуме. В программе систематизирован опыт создания детского творческого коллектива на основе многосторонней работы по обучению музыкальной грамоте, развитию вокальных данных, выработке навыков ансамблевого пения, ритмопластического развития.

Главной особенностью пятилетней программы является то, что она рассчитана на индивидуальную и коллективную работу с детьми от 5-х до 18 лет, то есть, за большой промежуток времени отслеживается музыкальное развитие  ребёнка от самых азов в дошкольном возрасте до определённого профессионального роста в подростковом возрасте. Ещё одной отличительной особенностью данной образовательной программы является скоординированная деятельность всех направлений деятельности в студии (вокал, ритмопластика, актёрское мастерство), направленных на достижение единой цели. Учитывая индивидуальные и возрастные особенности воспитанников, подбираются необходимые развивающие упражнения, и составляется вокальный репертуар каждому воспитаннику коллектива.

Программа состоит из пояснительной записки, учебно-тематического плана, основного содержания, динамики результативности программы, блока социально-психологической адаптации, литературы (как для учащихся, так и для педагога). Количественный состав групп: от 6 до 8 человек. Наличие материально-технической базы, звукоизолирующего помещения, соблюдение техники безопасности, и комплекса воспитательных мер позволяет создать все условия для успешного развития и творческого роста обучающихся эстрадной студии.

Новизна программы заключается в том, что она лабильна и имеет четкую художественно-эстетическую направленность. Интерес школьников к вокально-эстрадной деятельности позволяет привлекать детей, заполнить активным содержанием их свободное время, развивает творческие способности и самодисциплину, чувство коллективизма, ответственности, формирует гражданскую позицию и собственную значимость. Методы и приемы, используемые в программе это: беседы, слушание вокальных произведений в исполнении детских вокальных коллективов, наглядный показ, практические и репетиционные занятия. Формы проведения занятий сохраняют, усиливают и развивают естественное побуждение ребёнка к творческому самовыражению, дополняются теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками владения собственным голосом. В теоретическом разделе программы отражены принципы взаимодействия основного и дополнительного образования: обеспечение непрерывности образования, развитие технологии и идеи личностно - ориентированного образования, создание условий для формирования опыта творческой самостоятельности ребёнка и сохранение свободы детского пространства.

Хороших результатов дает применение технологии личностно – ориентированного,  развивающего обучения.

Основная цель – максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. В центре технологии личностно  - ориентированного  обучения – индивидуализация  детской личности, метод, основу которого, составляют дифференциация и индивидуализация обучения.

Так применение личностно ориентированного подхода (ориентированного на личность) на занятиях обеспечивает:  самопознание детей, развитие у них рефлексивных способностей, овладение  способами   саморегуляции, самосовершенствования и самоопределения, введение обучающихся в мир ценностей и оказание им помощи в выборе  личностно значимой системы ценностных ориентаций; формированию  у обучающихся разнообразных способов деятельности, творческих способностей.

Кроме традиционных методов личностно ориентированного подхода хорошие результаты даёт  применение нетрадиционных. Так, например, метод экспрессии в творческой ситуации, позволяет  осуществлять в какой-то мере целостный подход к человеку как единству, в котором все функции взаимосвязаны. Применяемые приемы  этого  метода  - вокальное и хоровое пение, слушание музыки, хореографическое оформление песни, то есть средства искусства, привлекают сами по себе дополнительное эстетическое развитие. Через эмоцию, выраженную в песне, ритмическом, динамическом  движении происходит  высвобождение энергии, снимается психологические барьер, личность становится более открытой, творческой.

В процессе обучения я использую здоровьесберегающие технологии на занятиях, комплекс  распевок,  дыхательных упражнений, способствующих  профилактике    простудных заболеваний, скалиоза. Учитывая возрастные особенности обучающихся, успешно применяю  игровые методы обучения.

Хороших результатов  на занятиях по вокалу  дает использование  ситуации  успеха. Для этого я инициирую    поведение воспитанников, побуждаю  их к содействию. Решаю совместно  с воспитанником  учебно – познавательные, коммуникативные   и другие задачи различного  уровня сложности, подбирая те задачи, которые он способен решить (рассчитаны на зону ближайшего развития ребенка). Результат   подобного совместного решения – содействия – достижение состояния успеха как ребёнком, так и педагогом. Дети,  мотивированные на успех, проявляют большую настойчивость в достижении поставленных целей. Для ребёнка, стремящегося к успеху  в учебной деятельности, привлекательность некоторой задачи, интерес к ней после неудачи в ее решении  возрастает.  Обучающиеся мотивированные на достижение успеха, отчетливо проявляют  стремление  во что бы то ни было  добиваться успеха в  своей учебно – познавательной, коммуникативной и других видах деятельности, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. У таких детей  в их творческой сфере  обычно  имеется ожидание успеха, вера в его достижение. Они рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленной цели, а  связанная  с этим   работа вызывает  у них положительные эмоции (эмоции предвосхищающего и константирующего успеха). Для них характерна также полная мобилизация своих ресурсов и сосредоточенность внимания  на достижении поставленной цели.

 Внедряю   методику разноуровневого подхода, которая   позволяет выявить одаренных детей и создать для них индивидуальную траекторию обучения  эстрадному пению.

На занятия чередую различные формы и методы работы. Мною разработана система творческих заданий для обучающихся, которая позволяет в занимательной форме определить уровень знаний, умений и навыков воспитанников на различных этапах занятия, а также в ходе промежуточной  и   итоговой аттестации. На занятиях систематически чередую теоретический материал с практикой, используя  различные упражнения для развития  основ певческого дыхания, распевки, а также знания физиологических особенностей певческого аппарата.  Всё это позволяет достигать высоких результатов в реализации образовательной программы.

Концертную программу подбираю с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, составляем программы конкурсов, фестивалей, концертов. Использование педагогики сотрудничества на занятиях позволяет психологически поддержать обучающихся перед выступлением и  на сцене. 

Мониторинг итоговой аттестации обучающихся

       

И как результат работы, воспитанники являются постоянными  участниками культурно – массовых мероприятий района, представляя программы и выступления высокого уровня. Систематически студия «Волшебный микрофон» и её солисты участвуют в районных, краевых и международных конкурсах, занимая призовые места:

 

Мониторинг  творческих достижений  обучающихся.

 

Широко использую информационные технологии, технологии индивидуального и дифференцированного обучения. Использую в процессе  работы современные цифровые технологии.  Так, например,  кроме фонограмм песен, оранжировок, использую при выступлениях обучающихся и видеоклипы. Это позволяет сделать выступления воспитанников более  интересными.

 

Мониторинг  участия  обучающихся эстрадной студии «Волшебный микрофон» в культурно – массовых мероприятиях района.

  

Вместе с тем,  следует отметить, что имея достаточно высокие результаты работы, опыт   последние три года не принимаем  участие  в межрегиональных,  международных конкурсах, из – за недостаточного финансирования.

 

 

Список использованной литературы:

  1. Апраскина О. А. «Методика музыкального воспитания в школе». М. 1983г.
  2. Бернстайн Л. Мир джаза. – М., 1983.
  3. Вендрова Т.Е. «Воспитание музыкой» М. «Просвещение», 1991
  4. «Вокальное и психологическое здоровье певца и влияние эмоционального состояния исполнителя на исполнительское мастерство» Авторская методика постановка и развитие диапазона певческого голоса./Н.Г. Юренева-Княжинская. М:.2008г..
  5. Далецкий О. Н. «О пении»
  6. Далецкий О. Н. «Обучение эстрадных певцов»
  7. Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики». – М.
  8. Жарова Л.М. «Начальный этап обучения хоровому пению»
  9. Калугина Н.В. Методика работы с русским народным хором. 2-е издание М. 1977г.
  10. Кампус Э. О мюзикле. – М., 1983.
  11. Климов А. «Основы русского народного танца» М. 1981г.
  12. Коллиер Дж.Л. Становление джаза. –М., 1984.
  13. Кудрявцева Т.С. «Исцеляющее дыхание по Стрельниковой А.Н.» ООО «ИД «РИПОЛ классик», 2006
  14. Луканин А., Перепелкина А. «Вокальные упражнения на уроках пения в общеобразовательной школе» - М. 1964.
  15. М. А. Михайлова. Развитие музыкальных способностей детей. М. 1997г.
  16. Малинина Е.М. «Вокальное воспитание детей» - М.-Л. 1967.
  17. Мархасев Л. В легком жанре. – Л., 1984.
  18. Менабени А.Г. «Методика обучения сольному пению». – М. «Просвещение», 1987
  19. Методика обучения сольному пению: Учеб.  пособие для студентов. — М.: Айрис-пресс,2007г.—95 с:
  20. Музыкальное образование в школе. Учебное пособие для студентов. муз.фак. и отд. высш.и средн. пед. учеб. заведений./ Л.В.Школяр.,М.: Изд.центр«Акадкмия»2007 г.
  21. Павлищева О.П. «Высокая позиция звука»
  22. Павлищева О.П. «Практическое овладение певческим дыханием»
  23. Пекерская Е. М. «Вокальный букварь». М. 1996г
  24. Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды – М.: Айрис-пресс,2007г.-176с.(Методика)
  25. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды – М. Айрис-пресс,2007г.-176с.(Методика)