Описание опыта работы педагога дополнительного образования Афанасенко Татьяны Станиславовны по теме: «Формы  и методы эстетического воспитания на занятиях по ритмопластике».

 

Подготовила педагог дополнительного образования Т.С. Афанасенко МОУ ДОД  «Дом детского творчества»

г. Благодарный, 2010 год.

Описание опыта работы

педагога дополнительного образования

Афанасенко Татьяны Станиславовны

по теме: «Формы  и методы эстетического воспитания на занятиях по ритмопластике ».

 

Невероятно сложные задачи ставит перед нашим обществом время. Длинное, долгое, негармоничное развитие приводит к острому дефициту духовной культуры. Анализ убеждает, что перестраивать уже сложившиеся начала мучительно трудно, гораздо надежнее закладывать новые основы духовной культуры с детства. И  начинать  этот  процесс обновления  надо с закладки эстетических ценностей. Задача как педагога дополнительного образования, и как педагога  хореографа - культивировать человеческую личность, дать ей опору, чтобы стала она уверенной в себе и счастливой. На занятиях ритмопластики дети раскрепощаются, агрессивные, жесткие становятся мягче, неуверенные смелее, лучше адаптируются к учебному процессу. Я не стремлюсь  выпустить детей на профессиональную сцену, а воспитываю  у них  эстетический вкус, развиваю чувство прекрасного, умение работать в команде.
      Тесная связь двух видов искусства – музыки и танца подтверждается историей векового развития мировой культуры. На своих занятиях важное место уделяю музыке, которая положительно влияет на детей, помогает развивать их способности, раскрыть содержание танца. Музыка является неотъемлемой частью танца, важным компонентом в хореографическом искусстве, в художественном и эстетическом воспитании детей. Я стараюсь следить, чтобы на занятиях дети внимательно слушали музыкальное сопровождение, чувствовали и правильно воспроизводили его в движениях. Для большего проникновения и развития эстетического вкуса у детей подбираю  музыку доступную и понятную по содержанию и форме. Движения, которые дети исполняют в сопровождении музыки, должны быть средством выразительности.
Перед началом постановки я даю  прослушать музыкальное произведение детям, на которых будет ставиться номер.  Дети должны иметь полное представление  о произведении, для того чтобы в полной мере передать все те переживания, эмоции, чувства которые вложил композитор в данное музыкальное произведение.

С первых занятий я стремлюсь  к тому, чтобы движения учащихся были осмысленными, чтобы дети создавали определенный образ в исполняемом ими танце или этюде. Все это плодотворно влияет на развитие эстетического вкуса воспитанников.

Для меня очень важно, чтобы дети понимали, что танец – это музыкально-пластическое искусство и, как всякий вид искусства, отражающий окружающую жизнь в художественных образах (например, представление о природе, жизни, человеческие взаимоотношения и т.д.). Танцу изначально присущ образный и сюжетный характер. В нем в качестве главного средства создания художественных образов используются движения и положения человеческого тела, которые имеют своеобразный  выразительный язык.

      В хореографической композиции в качестве выразительной лексики я использую как специфические, так и пантомимические движения. Оба вида движений имеют своей первоосновой реальные жизненные движения. Однако танцевальные движения меньше всего походят на «чисто» бытовые – они достаточно условны. Пантомима менее условна: она ближе к бытовой пластике. Однако в танце, подчиняясь законам этого искусства, пантомима становится танцевальной, ритмизованной.

В моей работе необходимо знать: специфическая особенность танцевального искусства – органическая связь его языка с языком музыки, соотнесение пластических средств выразительности с музыкальными. Как хореографии вообще, так и детскому танцу в частности, присущи образность, передача взаимоотношений разнохарактерных персонажей, использование в качестве выразительной лексики танцевальных и пантомимических движений, сквозное музыкальное действие и развитие музыкально-танцевальных образов.

Эти свойства хореографии я широко использую в процессе эстетического воспитания детей, именно в танце у них зримо прослеживается динамичное становление творческих способностей. Обусловлено это сочетанием в единой деятельности музыки, движения, игры (драматизации) – трех характеристик танца, каждая из которых способствует развитию у детей творчества и воображения.

Хороших результатов дает применение на моих занятиях метода экспрессии в творческой ситуации.

    Этот метод позволя­ет осуществлять в какой-то мере целостный подход к человеку как единству, в котором все функции взаи­мосвязаны. Приемы мето­да – прослушивание музыки, выразительные движения тела, то есть средства искусства, при­влекающие сами по себе дополнительно эстетичес­кую деятельность. Благо­даря этому личность обо­гащается, выступая одно­временно и в роли творца, и в роли воспринимающего. Через эмоцию, выраженные в музыке, движении тела, происходит высвобождение энергии, снимаются психологиче­ские барьеры, личность становится более открытой, более творческой

 Музыка помогает мне развивать творческое воображение у воспитанников.

Это связано с ее природой, высокой эмоциональностью, абстракцией языка, позволяющих широко толковать музыкальный художественный образ в зависимости от индивидуального жизненного опыта ребенка. Воздействие музыки на развитие воображения происходит в процессе ее восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным творческий характер всех видов музыкальной деятельности, в том числе и танца.

Как педагог я развиваю творческие способности детей посредством приобщения их к миру художественных образов, воплощающихся исключительно с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений.

Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов при посредстве собственного тела. По моему убеждению, в танце творческое воображение детей развивается интенсивнее, нежели в процессе их занятий другими видами музыкальной деятельности.

В моей работе по данному направлению одно из главных условий – формирование осознанного отношения детей к средствам танцевальной выразительности, овладение учениками языком пантомимических и танцевальных движений. На моих занятиях дети учатся понимать значение этих движений, осваивая язык танца, могут с его помощью выражать свое собственное настроение или настроение изображаемого персонажа, знакомятся с различными приемами композиции.

Немалое значение для развития творческих способностей детей имеет для меня оптимальное сочетание в едином процессе обучающих и творческих моментов.

 С первых шагов обучения детей хореографии я пытаюсь их научить исполнительскому творчеству, суть которого – выразительность, артистизм, индивидуальная манера отображения танцевальных образов. Со временем этот процесс обогащается творческими находками и изобретениями самих юных танцоров, иначе – композиционным творчеством.

При изучении программного материала я использую такой метод вырази-

тельного показа движений, который задает наглядный образец исполнения, формирует у детей представление о правильном способе выполнения движений.

Словесные пояснения тоже помогают детям осознавать значение, вырази-

тельные нюансы движений и в соответствии с этим корректировать свое исполнение. Здесь я стараюсь – и особенно при работе с младшими ребятами – давать образные словесные пояснения. Например, спрятать «хвостики» – ягодичные мышцы, «проглотить животик» – втянуть живот, «приколоть кнопочками мизинчики» – плотно прижать стопу и особенно мизинец к полу. Образный рассказ побуждает детей представить какую-либо ситуацию, чтобы воссоздать ее в движениях, что способствует развитию у них фантазии и воображения.

Вслушивание в музыку и простейший анализ ее выразительных особенностей

позволяет осмыслить содержание музыкального произведения и на этой основе развивать воображение детей, побудить их к поиску дополнительных выразительных танцевальных средств.

Большое внимание в процессе моих занятий я уделяю взаимодействию партнеров. Первоначально партнером выступаю я, затем дети учатся взаимодействовать друг с другом. Один обращается к другому определенным танцевальным движением – тот отвечает ему другим танцевальным движением.

В числе методов танцевальной деятельности в моей практике особое место занимает варьирование. Сначала я вспоминаю с ребятами простейшее движение, известное по прошлому обучению. Дальнейшее обучение танцевальному движению производится методом его усложнения, изменения, то есть варьирования. Например, подготовка к «Веревочке» – простейший первоначальный вариант – подскок на demi-plie, который усложняется до различных вариантов «веревочек».

Применяю я также и словесный анализ движений, что помогает осознанно овладеть языком движений. Ребята повторяют на занятиях не только показанные мною движения, но и самостоятельно придумывают их новые сочетания и варианты, причем первые их попытки делаются под  моим руководством и при  моем участии, а затем дети пытаются работать в сотворчестве с товарищами.

Практическая работа над постановкой начинается с  моего разъяснения, которое  помогает юным  исполнителям понять содержание танца, выяснить характеры действующих лиц, образы постановки. После беседы обучающиеся прослушивают музыкальное сопровождение. Только после этого я  перехожу  к практическому показу отдельных движений и отдельных комбинаций, указывая на характер их исполнения. Необходимо помнить, что построение композиции в целом, отдельные части, рисунки, точность и выразительность движений является средством раскрытия содержания танца.

Основой обучающей работы коллектива, стремящегося быстрей усвоить новый материал, являются систематические, грамотно выстроенные занятия. Я начинаю работу над репертуаром с более доступных упражнений, построенных на простых элементах, постоянно усложняя их, соответственно возрасту и технической подготовкой детей. Большое значение  в хореографической работе с детьми имеет хорошо организованные  и интересно проведенные занятия. Добиться этого можно только тогда, когда педагог  уверен, что у него все продуманно и подготовлено.
Для одновременного и точного исполнения движений под музыку я сначала громко и четко произношу  «и» (счет последней восьмой такта), затем включаю музыку, и дети исполняют предложенные движения. Когда все движения  танца выучены, можно приступать к разучиванию частей и построений. Сначала разучивается  вступление к танцу, затем одну- две части (в зависимости от их сложности). Разучивание по частям повторяется 2-3 раза. В это время я делаю соответствующие замечания  учащимся, исправляя их ошибки. Закончив постановку танца, работаю над его выразительностью, правильной манерой исполнения, характерными для данного номера движениями ног, рук, корпуса и головы, тем самым, развивая у детей эстетический вкус. Необходимо добиться исполнения танца, с определенным настроением (весело, бодро, лирично) в зависимости от его содержания. Если танец исполняется на сцене, учу детей не оставлять сцену сразу после окончания номера, а несколько секунд постоять на месте, поклониться зрителям и организованно, красиво зайти за кулисы.
       Стараюсь создавать в коллективе творческую атмосферу, чтобы, несмотря  на большую затрату физических сил, труд участников был радостным, чтобы все видели цель, к которой нужно прийти в результате репетиций, и конечную цель всей работы. В работе с исполнителями всегда учитываю педагогические и эстетические моменты. Отношения с участниками коллектива должны быть искренними, дружескими, теплыми, но не панибратскими. Стараюсь  найти в отношениях с детьми золотую середину. Это помогает продуктивно строить работу. С этой целью успешно на занятиях применяю педагогику сотрудничества.
     Применение здоровьесберегающих технологий является неотъемлемой частью занятий  по ритмопластике.  Усвоение детьми навыков движений, овладение правильными способами их выполнения обогащает двигательный опыт, необходимый в разнообразных жизненных ситуациях. Упражнения в основных видах движений расширяют диапазон двигательных способностей детей, облегчают в дальнейшем более сложного материала. Под воздействием движений улучшается функция сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляет опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физических процессов.                    Разнообразие основных движений и их вариантов даёт возможность развивать и совершенствовать быстроту, ловкость, силу, выносливость, гибкость, что является физической основой красоты тела. Наряду с физическим развитием детей решается задача и эстетического воспитания. Ребёнок должен усвоить показанные ему движения и суметь действовать в соответствии с образом также ловко, быстро, технически правильно и получать от этого эстетическое удовлетворение.

Систематически на занятиях ритмопластики я применяю ситуацию успеха.
При выполнении движений обогащается эмоциональное состояние детей. Они испытывают чувство радости, подъёма от проявленных двигательных действий. Дети воспринимают красоту совместных дружных движений – прошли ровно колонной, одновременно и чётко выполнили движение.

Я стремлюсь воспитать у ребят интерес к движениям, устойчивость эмоционально-психологических проявлений.
   Обучение основным видам движений строится с учётом ведущих дидактических принципов. При подборе тех или иных упражнений не только учитываю достигнутый детьми уровень знаний, но и предусматриваю повышения требований количественным и качественным показателям знаний.
     В процессе занятия я стараюсь воспитывать внимательное отношение детей друг к другу, умение искренне радоваться успехам товарищей, желание помогать им в преодолении трудностей.

Становление творчества на моих занятиях – процесс довольно тонкий. Здесь необходимо, чтобы дети не теряли интереса к изучаемому материалу. Если я вижу, что ребенок теряет на уроке интерес к занятиям, я тут же пытаюсь отложить изучаемый материал, обратиться к прежнему, а к новому вернуться спустя некоторое время. Для поддержания интереса, особенно интереса младших детей, я использую игрушки  (что побуждает ребенка к более выразительному исполнению) и эстетически выразительный игровой материал. Игровые методы обучения  помогают  мне активизировать деятельность обучающихся  младшего возраста.

На занятиях стараюсь создать доброжелательную, комфортную обстановку.

Мы радуемся любым, даже малейшим, находкам и успехам воспитанников. А ошибки  исправляю  осторожно и корректно. Все это создает действительно творческую атмосферу на занятии, без которой невозможно развитие творческих способностей детей.

Целесообразно в конце занятия подвести итог, сказать детям, чего они достигли, что вышло, а над чем еще предстоит трудиться, назвать лучших исполнителей, сделать замечания тем, кто был недостаточно внимателен или недостаточно активен, то  есть провести  рефлексивный момент. Каждое занятие имеет свою кульминационную точку и воспитанники уходят с занятий с чувством удовлетворения от того, что главное удалось сделать. 

Для меня важно, чтобы дети умели осмысленно выражать свои чувства, ощущения и эмоции, которые они испытывают на протяжении всего занятия. Это умение не приходит само по себе. Необходимо направить детей, подбодрить их. Только тогда приобретенный опыт станет внутренним достоянием воспитанников, перейдет во внутренний план, станет основой для дальнейших достижений. Осознанность и есть основа эстетического вкуса. Ребенок должен не только воспринимать красивое, но и уметь рефлектировать свой уровень исполнения движений в танце, который является основой стремления быть лучше и красивее.

И как результат применения мною данных методов наблюдается сохранность контингента, обучающиеся  показывают стабильно высокие результаты на итоговой аттестации, являются постоянными участниками городских и районных культурно – массовых мероприятий.

Мониторинг сохранности контингента обучающихся  объединения «Грация».

 

Мониторинг итоговой аттестации обучающихся объединения «Грация».

  

Мониторинг участия   обучающихся объединения «Грация» в культурно  - массовых мероприятиях.

 

 Список использованной литературы:

  • Беликова А.Н., Пуртова У.Ж., Квегная О.В. Учите детей танцевать: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования.- М: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  • Курысь В.Н., Грудницкая Н.Н. Ритмическая гимнастика, 1998.
  • Колодницкий Г'.А., КузнецовВ.С. Ритмические упражнения, хореография и игры: Метод, пособие, 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2004.
  • Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М: Академия, 2000.