Программа разбита на блоки: качество обучения и образования, состояние преподавания, состояние воспитательной работы.

Программа мониторинга образовательно-воспитательной деятельности МОУ ДОД «Дом детского творчества»

Подготовили:

методист по образо­вательной деятельности Людмила Васильевна Белоцерковская,

методист по воспитательной деятельности Любовь Александровна Лемешкова.

г. Благодарный,  2010 г.

Пояснительная записка

Определений мониторинга много, но суть все равно сводится к тому, что мо­ниторинг - это постоянно организованное наблюдение за каким-либо процессом, отслеживание его хода по четко определенным показа­телям с целью сопоставления наличного состояния с ожи­даемыми результатами и предупреждения нежела­тельных отклонений.

Актуальность темы.

Чтобы объективно, а не на глазок ответить на вопросы: каковы изме­нения в учреждении и что надо сделать, чтобы улучшить качество образо­вательного процесса и, как следствие, качества образованности ее воспитан­ников, - нужен кропотливый учет. Наблюдение, измерение, фиксация, анализ происходящих в учреждении процессов необходимы для выработки стратегии успешного самораз­вития ДДТ как любой социальной системы. Только точное знание того, идем ли мы вперед или стоим на месте, дает возможность после­довательно и грамотно проводить работу по регулированию и коррекции образовательного процесса, то есть повышать эффективность его управления и совершенствовать  систему  дополнительного образования с целью повышения качества ее результатов.

Мониторингу подвергаются изменения, к которым мы стремимся в наблюдаемых и поддающихся учету проявлениях, а также условия, способствующие или препятствую­щие важным для нас изменениям.

Задачи мониторинга

 Главная задача мониторинга - при осуществлении систематического контроля за управляемым процессом обеспечить всех участников образовательного процесса долго­срочной обратной связью, осведомляющей о соответствии фактических ре­зультатов деятельности педагогической системы ее конечным целям, по­зволяющей правильно оценить степень, направление и причины отклонения и обеспечивающую качество обучения не ниже заданного уровня. Для обеспечения эффективности мониторинга обратная информация должна быть полной, адекватной, точной, своевременной, доступной и непрерывной.

Условия проведения мониторинга

Мониторинг - довольно сложный и серьезный управленческий инстру­мент и применять его можно тогда, когда вся система образовательного уч­реждения достигла определенного уровня стабильности и развития. Орга­низация мониторинга не что иное, как некое сообщество людей, которым необходимо объединить усилия для достижения того, чего ни один из них в одиночку не может достичь. При организации и проведении мониторинга педагогическому коллективу, кроме своей основной деятельности, приходится заниматься еще и исследовательской работой по своему профилю. Поэто­му, чтобы идея не была заранее обречена, необходима и заинтересован­ность в ней, и готовность всего педагогического коллектива к ее реализа­ции. Недостаточно принять решение по организации и проведению монито­ринга. Надо, чтобы коллективом была осознана необходимость и выгода его реализации, важно создать союз единомышленников. Поэтому сначала тре­буется провести работу по осознанию коллективом важности мониторинга, обеспечивающего долгосрочную обратную связь, необходимую для выра­ботки дальнейшей стратегии и тактики своего развития и развития учреждения, а также наладить стабильность управления, ответственность, дисциплину, точность и исполнительность всех участников образовательного процесса.

Так как мониторинг - длительное наблюдение за развитием того или иного процесса, то он возможен только на основе стабильно существующей информационной базы, которая систематически пополняется и ее данные ак­тивно используются. Значит, построение мониторинга эффективности образо­вательной среды возможно только при стабильной системе показателей административного  контроля и экспертной оценки разнообразной информации за не­сколько лет, наглядного ее представления в виде графиков, таблиц, диа­грамм, то есть практически невозможно обойтись без приемов экспертизы для проведения среза той или иной стороны деятельности и наглядного для вос­приятия представления результатов. Это влечет за собой требование повы­сить экспертную и общую культуру педагога  и управленческого аппарата.

Система показателей мониторинга учебного процесса разбита на блоки:

  1. качество обучения и образования;

 

состояние преподавания;

1  состояние воспитательной работы

    Для того чтобы иметь в запасе данные для мониторинга,  необходимо тщательно сохранять тексты проверочных, контрольных работ, тестовый материал вместе с ответами, образцы разработанных бланков, схем, анкет для сбора и обработки информации. Кроме этого  необходимо сохранять результаты контроля, варианты учебных планов, аналитические справки, отчеты, материалы анализа, анкетные опросы участников образовательного процесса и т.д. Весь материал систематизировать по направлениям.

       В методическом кабинете необходимо оформить стенды                                «Монито­ринг аттестации обучающихся»,  «Мониторинг профессиональной деятельности педагогов».

1-Й БЛОК «КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ»

 «Качество знаний обучающихся»

Цели и задачи: отслеживание уровня качественной успеваемости по объединениям, результатов участия в конкурсах, выставках, смотрах, соревнованиях, коррекция методических приемов и форм ор­ганизации деятельности обучающихся, повышающих уровень качества знаний.

Мониторинг проводят  педагоги, председатели методических объедине­ний, методист по образовательной деятельности.

Отслеживание качественной успеваемости по объединениям проводится в текущем учебном году и за несколько лет с целью ана­лиза текущего учебного процесса и определения качественной успеваемости по объединениям в  динамике. Нормативной базой для поведения мониторинга является положение «Об аттестации обучающихся МОУ ДОД «ДДТ», комплексная   программа аттестации обучающихся  « К вершинам мастерства». Мониторинг проводится по обучающимся и по объединению с учетом первичной, промежуточной и  итоговой аттеста­ции.

Педагог отвечает за сбор, обработку и представление информации по каждому обучающемуся и по объединению, вносит результаты качествен­ной успеваемости по предмету в журнал объединения, фиксирует средний балл успеваемости объединения в течение 3 лет. Информация по объединению поступает руководителю МО, который анализирует полученные данные по полугоди­ям, году в сравнении с результатами прошлых лет обучения и представляет информацию в компактном виде, удобном для принятия решений (в виде таблиц, графиков, диаграмм) и наглядно отображающим структуру качест­венной предметной успеваемости (по объединению в динамике за несколько лет; и по учреждению в текущем учебном году и в динамике за несколько лет).

Педагоги отслеживают уровень качественной успеваемо­сти по объединениям, данные сдаются председате­лю методического объединения для оценки качественной успе­ваемости по педагогу, методическому объединению, сравнительного анали­за с результатами прошлых лет. На основании полученных и уже имеющих­ся данных председатели методических объединений делают выводы об эффективности деятельности каждого педагога и всего методического объе­динения в текущем учебном году и в динамике за несколько лет. Информа­ция представляется в виде разнообразных графиков.

Качество знаний не всегда определяется объемом освоенного  мате­риала, скорее, это умение пользоваться приобретенными знаниями в новой нестандартной ситуации. Поэтому, кроме указанных выше направлений, не­обходимо выделить мониторинг успешности творческой  деятельности обучаю­щихся, куда входят результаты их участия в конкурсах, выставках, соревнованиях, смотрах, исследовательская деятельность и со­циальная успешность выпускников учреждения (поступление в колледжи, высшие учебные заведения по направлениям образова­ния). По результатам участия обучающихся ДДТ и со­циальной успешности выпускников строятся диаграммы по результатам те­кущего года, за несколько лет, отслеживается динамика успеха по отдельным направлениям, педагогам, методическим объединениям и по учреждению в целом.

Вся обработанная информация по успешности творческой деятельности и социальной успешности выпускников анализируется руководителем группы и затем обсуждается на заседаниях методических объединений и методи­ческого совета, где делаются выводы об эффективности деятельности пе­дагогического коллектива, принимаются коррекционные решения, разраба­тываются рекомендации и перспективный план работы учреждения с учетом принятых решений на следующий учебный год.

Мониторинг качества образования - один из критериев, который по­могает определить качество педагогического труда и является мощным орудием для планирования работы ДДТ и каждого педагога по развитию творческих способностей обучающихся.

2-й БЛОК «СОСТОЯНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ»

Цели и задачи: всесторонняя диагностика и оценка деятельности педагога, планирование оказания ему помощи по повышению профессиональ­ного мастерства.

Мониторинг проводят: директор ДДТ, методист, председатели методических объединений.

Центральное место в образовательном процессе занимает деятель­ность педагогов  на учебных занятиях, поэтому мониторинг состояния преподавания - одна из актуальных задач управления образовательным процессом.

Для управления дополнительным образованием необходимо иметь опера­тивную, многоаспектную информацию о соответствии основных параметров деятельности педагогов современным требованиям. С этой целью необходимо проводить мониторинг профессиональной деятельности педагогов МОУ ДОД «ДДТ».

Мониторинг профессиональной деятельности педагогов проводится с помощью мониторинговой карты по мастерству педагогов, заимствованной у   С.В. Астраханцевой (журнал «Дополнительное образование и воспитание» №2 2007 г.)

Мониторинговая      карта    составлена по следующему алгоритму: на первом этапе определены направления ра­боты, заключающие образо­вательный процесс в некую систему со всеми его гра­нями. Каждое направление основывается на цикле па­раметров мониторинга, пре­следующих определенную цель. Карта отражает систему методов диагностики для каждого направления, опре­деляет исполнителей и фор­му фиксации результатов. Мониторинговая карта адаптирована к работе педагогов «Дома детского творчества».

Для модуля «Профессио­нальное мастерство педагоги­ческого коллектива» опреде­лены следующие направления мониторинга: организацион­ные условия работы творчес­кого объединения, выполне­ние образовательной програм­мы, качество преподавания и содержание воспитательной работы.

Модуль образовательный уровень воспитанников предполагает аспектный анализ сохранности контингента, творческие достижения  обучающихся.

В  модуле методической деятельности педагога  анализируется  участие педагога в профессиональных конкурсах, работе МО, педагогических советов, умение  представить свой опыт  в средствах массовой информации. Для того чтобы дать качественную оценку по каж­дому из этих направлений, разработаны методики, предполагающие различную форму фиксации результатов.

Мониторинговая карта по педагогическому мастерству педагогов хранится в папке по мониторингу профессиональной деятельности педагогов. Итоговый результат  мониторинга  профессионального мастерства педагогов учреждения  вывешивается в конце  учебного года на стенд.

Качество деятельности педагога на занятии  оценивается на­блюдателем по реализации пунктов экспертного анализа занятия. Чем больше пунктов реализовано педагогов на занятии, тем выше качество преподавания. На основе полученных данных наблюдения можно оперативно и обоснованно определить, какая по­мощь требуется каждому конкретному педагогу, объективно с каждым педагогом анализировать занятие. Педагоги обеспечиваются образцами  экспертного анализа занятия и знают, какие оценочные критерии используются при посещении занятия, а наблюдатель (руководитель) лишь уточняет,  в какой помощи нуждается педагог. Мониторинг с помощью экспертной карты анализа занятия позволяет педагогу сопоставить свои достижения с дости­жениями коллег, а также самостоятельно определиться в направлении повы­шения своего профессионального мастерства, построить путь своего самораз­вития. Возможность количественной оценки качества занятия позволяет произ­водить оценки качества преподавания по методическим объединения.

По совокупности наблюдений и итогом  методистами и председателями методических объединений (наблюдатели) проводится математическая обработка данных с целью получения информации, пригодной для оценки качества преподавания в учреждении в целом и пригодную для  корректировки целей управления.  Полученная информация обобщается и анализируется, определя­ются  вопросы, которые следует вынести на всеобщее обсуждение на совещании или на педагогическом совете. В конце года анализируются результаты по всем отслеживаемым параметрам работы каждого педагога, методи­ческих объединений и учреждения в целом, планируется работа коллектива по улучшению качества преподавания и, как следствие, качества обучения.

Результаты отслеживания профессионального мастерства заслушиваются на итоговом педагогическом совете, а информация в доступном виде вывешивается на стенд

3-й БЛОК «ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»                                                

Цели и задачи: качество планирования и проведения воспитательной работы педагога, планирование оказания ему помощи по повышению профессионального мастерства.

Мониторинг  проводят: директор ДДТ, методист по воспитательной работе.

Важное место в ДДТ занимает воспитательная деятельность. Поэтому ведение мониторинга воспитательной деятельности является неотъемлемой частью образовательно - воспитательного процесса ДДТ.

Для изучения качества воспитательной деятельности в ДДТ, необходимо изучать уровень воспитывающей деятельности коллектива с целью внесения корректировок.

Мониторинг воспитательной деятельности, в свою очередь делится на 2 направления:

2      Уровень воспитанности обучающихся;

3      Состояние воспитательной работы в учреждении.

«УРОВЕНЬ ВОСПИТАННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Цели и задачи: диагностика уровня нравственной воспитанности обучающихся.

Мониторинг  проводят: директор ДДТ, методист по воспитательной работе, педагоги.

Отслеживание уровня воспитанности обучающихся проводится 2 раза в год в октябре и апреле текущего учебного года методистом по воспитательной работе совместно с педагогом. Результаты диагностики обрабатываются и заносятся в специальные таблицы, где можно проследить уровень нравственной воспитанности каждого обучающегося. Педагог обобщает данные по группам, объединению в целом и предоставляет информацию методисту по воспитательной деятельности, который анализирует полученные данные в сравнении с прошлыми результатами и представляет информацию в компактном виде, удобном для принятия решений (в виде таблиц, графиков, диаграмм) и наглядно отображающим динамику уровня воспитанности обучающихся (по объединению за несколько лет; и по учреждению в текущем учебном году и за несколько лет).

«СОСТОЯНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЯ»

Цели и задачи: всесторонняя диагностика и оценка воспитательной деятельности педагога, планирование оказания ему помощи по повышению профессионального мастерства.

Состав группы, осуществляющей проведение: директор ДДТ, методист по воспитательной работе, педагоги.

Отслеживание    проводится    методистом    по воспитательной работе учреждения  по следующим аспектам:

o Качество планирования воспитательной работы в объединении;

o  Качество проведения воспитательных мероприятий;

o  Охват      обучающихся      при      проведении      воспитательных мероприятий

o  Применение различных форм воспитательной работы;

o  Сотрудничество педагога с ОУ, общественными организациями;

o  Организация работы по самоуправлению в детских объединениях;

o  Организация работы с детьми «группы риска»;

o  Участие   воспитанников   объединения   в   культурно   -   массовых районных, краевых, мероприятиях;

o  Эффективность работы педагога с родителями;

o  Публикации   в   газетах,   научно   -   методических   журналах   на воспитательные темы.

Результаты отслеживания состояния воспитательной работы в объединении заслушиваются на итоговом педагогическом совете, а информация размещается на информационном стенде.

Результативность программы.

Мониторинг не ломает существующую традиционную систему кон­троля, а требует обеспечения ее информационной стабильности, долгосрочности, надежности и своевременности, что предотвращает дефицит информации при выработке рекомендаций и принятию управленческих решений, повышению степени их обоснованности. Мониторинг помогает путем анализа свести всю информацию в одно целое, обобщить ее и по­лучить общую картину развития образовательного процесса. Кроме этого, если часть полномочий передать обучающимся для выполнения посильной ра­боты в разработке, организации анализа, в интерпретации данных, в про­гнозировании, планировании новых дел на новые сроки, то мониторинг даст неоценимый эффект для практической заинтересованности воспи­танников учреждения в его преобразовании.

Список использованной литературы

  1. С.В. Астраханцева. «Педагогический мониторинг в УДОД как управленческая проблема». - Журнал «Дополнительное образование и воспитание» №2 2007 г.
  2. З.А. Каргина. «Практическое пособие для педагога дополнительного образо­вания». - М. «Школьная пресса», 2007 г.
  3. Л.А. Ольвинова. «Школьный мониторинг» - Научно — практический журнал «Завуч»  №2 2007 г.