В материале освещена система мониторинга УДО программ художественно–эстетической, физкультурно–спортивной, культурологической направленности.

 

Опыт работы по теме «Мониторинг образовательных результатов в программах дополнительного образования детей как часть системы мониторинга Дома детского творчества»

Подготовила методист по образо­вательной деятельности Людмила Васильевна Белоцерковская

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества»

город Благодарный, 2010 год.

 

Чтобы объективно, а не на глазок ответить на вопросы, каковы изме­нения в учреждении и что надо сделать, чтобы улучшить качество образо­вательного процесса и, как следствие, качества образованности ее воспитан­ников, - нужен кропотливый учет. Наблюдение, измерение, фиксация, анализ происходящих в учреждении процессов необходимы для выработки стратегии успешного самораз­вития нашего учреждения  как любой социальной системы. Только точное знание того, идем ли мы вперед или стоим на месте, дает возможность после­довательно и грамотно проводить работу по регулированию и коррекции образовательного процесса, то есть повышать эффективность его управления и совершенствовать  систему  дополнительного образования с целью повышения качества ее результатов.

Главная задача мониторинга - при осуществлении систематического контроля за управляемым процессом обеспечить всех участников образовательного процесса долго­срочной обратной связью, осведомляющей о соответствии фактических ре­зультатов деятельности педагогической системы ее конечным целям, по­зволяющей правильно оценить степень, направление и причины отклонения и обеспечивающую качество обучения не ниже заданного уровня.

Так как мониторинг - длительное наблюдение за развитием того или иного процесса, то он возможен только на основе стабильно существующей информационной базы, которая систематически пополняется и ее данные ак­тивно используются. Значит, построение мониторинга эффективности образо­вательной среды возможно только при стабильной системе показателей административного  контроля и экспертной оценки разнообразной информации за не­сколько лет, наглядного ее представления в виде графиков, таблиц, диа­грамм, то есть практически невозможно обойтись без приемов экспертизы для проведения среза той или иной стороны деятельности и наглядного для вос­приятия представления результатов. Это влечет за собой требование повы­сить экспертную и общую культуру педагога  и управленческого аппарата.

Поэтому педагогическим коллективом  выбрана  единая  методическая тема  « Мониторинг как средство  повышения эффективности  управления и совершенствования образовательного процесса», над которой мы работаем второй год.

В нашем учреждении  применяется  программа  мониторинга , которая   разбита на блоки:

  • качество обучения и образования;
  • состояние преподавания;
  • состояние воспитательной работы.

    Для того чтобы иметь в запасе данные для мониторинга,  мы  тщательно сохраняем тексты проверочных, контрольных работ, тестовый материал вместе с ответами, образцы разработанных бланков, схем, анкет для сбора и обработки информации. Кроме этого  храним  результаты контроля, варианты учебных планов, аналитические справки, отчеты, материалы анализа, анкетные опросы участников образовательно – воспитательного  процесса и т.д. Весь материал систематизирован по направлениям.

       В методическом кабинете оформлены стенды сменного состава                               «Мониторинг аттестации обучающихся»,  «Мониторинг профессиональной деятельности педагогов».

Отслеживание качества  знаний  по освоению образовательных программ проводится  в  динамике за несколько лет. Нормативной базой для поведения мониторинга является положение «Об аттестации обучающихся МОУ ДОД «ДДТ», комплексная   программа «К вершинам мастерства» . Мониторинг проводится в детских  объединениях  с учетом первичной, промежуточной и  итоговой аттеста­ций.

Педагог отвечает за сбор, обработку и представление информации по каждому обучающемуся и по объединению, вносит результаты качества обучения  по образовательной программе  в журнал объединения, фиксирует средний балл усвоения программы объединения  в течение 3 лет. Информация по объединению поступает руководителю МО, который анализирует полученные данные по полугоди­ям, году в сравнении с результатами прошлых лет обучения и представляет информацию в компактном виде, удобном для принятия решений (в виде таблиц, графиков, диаграмм) и наглядно отображающим структуру качест­венного  предметного усвоения  (по объединению в динамике за несколько лет; и по учреждению в текущем учебном году и в динамике за несколько лет).

Каждая образовательная программа имеет  приложения, в которых даны вопросы промежуточной и итоговой аттестации на каждый год обучения.

Первичная  диагностика  проводится  для детей 1 года обучения. Для этого используем карту «Диагностика специальных способностей» , целью которой является изучение начального уровня знаний, умений, навыков, возможностей  обучающихся по определенному профилю. В критерии оценки входят как качественная характеристика определенных знаний, умений и навыков, которые определяет каждый педагог для  своего объединения, так и оценка сформированности  нравственно – волевых качеств личности: стремление к достижению результата, активность, интерес, самостоятельность, инициативность. У обучающихся  также определяется  уровень воспитанности  и психолого – педагогические способности. При  диагностировании обучающихся 1 года обучения педагог работает совместно с психологом.

Первичная диагностика проводится путем наблюдения педагога за ребенком в первый месяц обучения. В результате диагностики определяются  уровни подготовки обучающихся (низкий, достаточный и высокий) и группы (усиленной педагогической поддержки; стандарт, склонность  к ускоренному обучению; творческой инициативы, с задатками к развитию таланта одарённости.

Далее отслеживание результатов проводится по программе аттестации «К вершинам мастерства». По результатам итоговой аттестации обучающимся  присваиваются звания «Умелец», «Мастер», «Мастер – наставник».

 Присвоение званий   имеет ступенчатость. 

Звание «Умелец» обучающиеся получают  если:

  • обучающийся успешно освоил образовательную программу 1 года  обучения;
  • самостоятельно изготовил оригинальную модель, изделие (подготовил художественный номер);
  • не менее 2 –х раз участвовал в выставках (концертах, соревнованиях Дома детского творчества);
  • принимал участие в городских (районных, краевых, Всероссийских) конкурсах (выставках, соревнованиях) и его работа заняла призовое место;
  • поведение и поступки соответствуют культурным уровням.

Звание «Мастер» обучающиеся получают  если:

  • обучающийся имеет звание «Умелец»;
  • принимал участие в городских (районных, краевых, Всероссийских) конкурсах (выставках, соревнованиях) и его работа заняла призовое место;
  • организовал персональную выставку в ДДТ;
  • умеет организовать коллективную работу;
  • имеет устойчиво воспитанную ответственность и самостоятельность в творческой деятельности;

Звание «Мастер -  наставник» обучающиеся получают если:

  • обучающийся имеет звание «Мастер»;
  • сможет провести индивидуальные и групповые занятия с обучающимися младшего возраста;
  • помогает организовать и проводить выставки (соревнования, концерты);
  • тактичен, ответственен, умеет выстраивать отношения с другими детьми объединения.

Звания обучающимся присваиваются на основании приказа директора по учреждению. Педагогами  ведется мониторинг присвоения званий обучающимся объединения, а методистом по образовательной деятельности ведется мониторинг присвоения званий по программе аттестации «К вершинам мастерства» по учреждению в целом в сравнении за три года, так как у нас  программы рассчитаны не более чем на три года обучения.

Мониторинг присвоения званий  позволяет делать выводы об усвоении образовательных  программ в каждом объединении и учреждению в целом.

Вести мониторинг освоения образовательной программы довольно сложно, так как в дополнительном образовании нет образовательных стандартов,  поэтому их приходится разрабатывать  педагогом для каждой образовательной программы, иногда путем проб и ошибок. И здесь, конечно же, необходимо учитывать направленность  и особенность образовательных программ.

 Формы аттестации в объединениях различны и  вариативны.

Так, например, мониторинг образовательных результатов по программе «Личность и культура»   для обучающихся объединения «Лик»  проходит в форме определения уровня воспитанности. Целью  данной программы  является формирование гармонически развитой, духовно богатой, психически здоровой личности. В ходе работы по данной программе обучающиеся знакомятся  с правилами вежливости, этикета и общечеловеческими  нормами нравственности.           

Несмотря  на то, что программой предусмотрены такие формы аттестации как  тестирование, постановка игровых спектаклей, лучшей формой отслеживания  освоения программы является  диагностика уровня воспитанности обучающихся.  Отслеживание уровня воспитанности обучающихся проводится 2 раза в год в октябре и апреле текущего учебного года методистом по воспитательной работе совместно с педагогом. Результаты диагностики обрабатываются и заносятся в специальные таблицы, где можно проследить уровень нравственной воспитанности каждого обучающегося. Педагог обобщает данные по группам, объединению в целом и предоставляет информацию методисту по воспитательной деятельности, который анализирует полученные данные в сравнении с прошлыми результатами и представляет информацию в компактном виде, удобном для принятия решений (в виде таблиц, графиков, диаграмм) и наглядно отображающим динамику уровня воспитанности обучающихся (по объединению за несколько лет; и по учреждению в текущем учебном году и за несколько лет).

Общий уровень воспитанности  и уровень воспитанности каждого обучающегося позволяет сделать вывод об успешности освоения программы, выявить проблемы в развитии некоторых качеств у  обучающихся и скорректировать программу  на следующий год.

Качество знаний не всегда определяется объемом освоенного  мате­риала, скорее, это умение пользоваться приобретенными знаниями в новой нестандартной ситуации. Поэтому, кроме указанных выше направлений, мы выделяем мониторинг успешности творческой  деятельности обучаю­щихся, куда входят результаты их участия в конкурсах, выставках, соревнованиях, смотрах, исследовательская деятельность и со­циальная успешность выпускников учреждения (поступление в колледжи, высшие учебные заведения по направлениям образова­ния). По результатам участия обучающихся ДДТ в конкурсах, фестивалях, соревнованиях, выставках  и со­циальной успешности выпускников строятся диаграммы по результатам те­кущего года, за несколько лет, отслеживается динамика успеха по отдельным направлениям деятельности, работы  педагогов, методических объединений и учреждения в целом.

Вся обработанная информация по успешности творческой деятельности и социальной успешности выпускников анализируется и затем обсуждается на заседаниях методических объединений и методи­ческого совета, где делаются выводы об эффективности деятельности пе­дагогического коллектива, принимаются коррекционные решения, разраба­тываются рекомендации и перспективный план работы учреждения с учетом принятых решений на следующий учебный год.

Мониторинг качества образования - один из критериев, который по­могает определить качество педагогического труда и является мощным орудием для планирования работы ДДТ и каждого педагога по развитию творческих способностей учащихся. Поэтому большинство педагогов нашего учреждения ведут портфолио обучающихся, где фиксируют все, даже малейшие достижения и победы своих воспитанников.  В портфолио  зафиксирована вся информация об обучающихся, начиная от первых выполненных ими работ и заканчивая персональными выставками.  Это является мощным  стимулом,   как для самих  обучающихся, так и для их педагогов.

Для более глубокого изучения этой темы педагогами методического объединения декоративно – прикладного творчества  выбрана единая методическая тема   «Портфолио,   как форма мониторинга продвижения воспитанника в освоении образовательной  программы»

Педагоги физкультурно – спортивной направленности  отслеживают результативность освоения образовательных  программ в форме  зачётов.  Результаты зачётов заносятся в зачетные листы и позволяют сделать выводы о результативности освоения образовательной программы. Педагог по ритмопластике Афанасенко Т.С. применяет практический  зачет  по общефизической подготовке (ОФП),   проводит его  один раз в месяц для определения развития физических качеств обучающихся.

Целью зачета является  отслеживание уровня развития физических качеств обучающихся в сравнении с самим собой и другими воспитанниками группы. Рейтинговая система,  позволяет педагогу  и воспитанникам видеть результат своей деятельности, сравнивать её с предыдущими результатами и результатами деятельности других воспитанников Здесь могут использоваться физические упражнения различного характера (на усмотрение педагога).    

Например:

  1. Отжимания на время (кол-во раз за 10 сек.)
  2. Поднимание туловища, лежа на спине, руки за головой на время (кол-во раз за 10 сек.)
  3. Мост из  положения стоя (см.)
  4. Шпагаты: правый, левый, прямой (см)
  5. Складка со скамейки с фиксацией пальцев на измерительной линейке (см)
  6. «Пистолеты» на правой ноге и на левой ноге на время (кол-во раз за 10 сек.)
  7. Поднимание ног на гимнастической стенке.
  8. Прыжок в длину.

 

Составляется зачетный лист, где указывается дата проведения зачета  и группа.

Например:

 

Зачетный лист по ОФП

Младшая группа                                                                      Дата______________

Ф.И.

Отж.

Под.

тул.

мост

Шпагат

Ск.

со скам

Пист.

Подн

ног на г.с.

Пр в

Дл.

Рез.

П

Л

Пр.

п.

л

1

Иванов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Петров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Сидоров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После того как зачет проведен, подсчитываются  результаты.  В каждом упражнении распределяются места от первого и  далее.  Затем у каждого обучающегося складываются все баллы (номера мест) и тот, у кого получается  наименьшее количество, занимает первое место и т.д.

По такой схеме могут проводиться зачеты по хореографии, прыжкам, акробатике,  но оценивание проходит по пятибалльной шкале, высчитывается среднеарифметическое и распределяются места.

Проверка теоретических знаний  обучающихся.

Проверка теоретических  знаний обучающихся,  проводится по карточкам, где дети должны знать терминологию и уметь показать на практике.   В каждой карточке  по пять названий упражнений. Ребенок берет карточку, читает название и показывает данное упражнение. 

Например:

  • Деми плие по второй позиции
  • Переменный шаг
  • Гранд батман
  • Разножка в сторону
  • Фуэте

Карточки составляются с учетом  возраста обучающихся и требованиям к ЗУН образовательной программы. За правильный ответ обучающийся получает 1 балл.

Такая система помогает отследить педагогу не только  уровень освоения  воспитанниками образовательной программы, но и видеть конкретные достижения воспитанника,  сравнить его с самим собой, показать ему его рост, построить индивидуальную траекторию обучения. Воспитаннику важно видеть его достижения для мотивации его дальнейшей деятельности.

        Результативность освоения образовательной программы позволяет отследить и мониторинг результатов анонимного опроса родителей по теме  «Отношение родителей к учреждению» , который проводится ежегодно в конце учебного года, где родители дают оценку деятельности, как  педагога, так и учреждения в целом.. 

Мониторинг не ломает существующую традиционную систему кон­троля, а обеспечивает  ее информационную  стабильность, долгосрочность, надежность и своевременность, что предотвращает дефицит информации при выработке рекомендаций и принятию управленческих решений, повышению степени их обоснованности. Мониторинг помогает путем анализа свести всю информацию в одно целое, обобщить ее и по­лучить общую картину развития образовательного процесса, внести корректировку. Кроме этого, если часть полномочий передать обучающимся для выполнения посильной ра­боты в разработке, организации анализа, в интерпретации данных, в про­гнозировании, планировании новых дел на новые сроки, то мониторинг даст неоценимый эффект для практической заинтересованности обучающихся учреждения  в его преобразовании.

Такая система мониторинга приемлема для нашего учреждения и даёт стабильные результаты.  Будем рады,  если она пригодится  в работе и вам.

Список использованной литературы

  1. С.В. Астраханцева. «Педагогический мониторинг в УДОД как управленческая проблема». - Журнал «Дополнительное образование и воспитание» №2 2007 г.
  2. З.А. Каргина. «Практическое пособие для педагога дополнительного образо­вания». - М. «Школьная пресса», 2007 г.