Подготовил: В.Э. Малиновский,
старший педагог дополнительного образования
(выступление на педагогическом совете)

 

Сайт, или веб-сайт (от англ. websiteweb — «паутина, сеть» и site — «место», буквально «место, сегмент, часть в сети»), также веб-узел, — одна или несколько логически связанных между собой веб-страниц; также место расположения контента сервера. Обычно сайт в Интернете представляет собой массив связанных данных, имеющий уникальный адрес и воспринимаемый пользователями как единое целое. Веб-сайты называются так, потому что доступ к ним происходит по протоколу HTTP.

HTTP (англ. HyperText Transfer Protocol — «протокол передачи гипертекста»)

Веб-сайт как система электронных документов (файлов данных и кода) может принадлежать частному лицу или организации и быть доступным в компьютерной сети под общим доменным именем и IP-адресом или локально на одном компьютере. В статье журнала «Хозяйство и право» также было высказано мнение, что каждый сайт имеет своё название, которое при этом не следует путать с доменным именем. С точки зрения авторского права сайт является составным произведением, соответственно название сайта подлежит охране наряду с названиями всех прочих произведений.

Все сайты в совокупности составляют Всемирную паутину, где коммуникация (паутина) объединяет сегменты информации мирового сообщества в единое целое — базу данных и коммуникации планетарного масштаба. Для прямого доступа клиентов к сайтам на серверах был специально разработан протокол HTTP.

История

Первый в мире сайт info.cern.ch появился 6 августа 1991 года. Его создатель, Тим Бернерс-Ли, опубликовал на нём описание новой технологии World Wide Web, основанной на протоколе передачи данных HTTP, системе адресации URI и языке гипертекстовой разметки HTML.

HTML (от англ. HyperText Markup Language — «язык гипертекстовой разметки») — стандартизированный язык разметки веб-страниц во Всемирной паутине.

Также на сайте были описаны принципы установки и работы серверов и браузеров. Сайт стал и первым в мире интернет-каталогом, так как позже Тим Бернерс-Ли разместил на нём список ссылок на другие сайты.

Все инструменты, необходимые для работы первого сайта, Бернерс-Ли подготовил ещё раньше — в конце 1990 года появились первый гипертекстовый браузер WorldWideWeb с функционалом веб-редактора, первый сервер на базе NeXTcube и первые веб-страницы.

«Отец» веба считал, что гипертекст может служить основой для сетей обмена данными, и ему удалось претворить свою идею в жизнь. Ещё в 1980 году Тим Бернерс-Ли создал гипертекстовое программное обеспечение Enquire, использующее для хранения данных случайные ассоциации. Затем, работая в Европейском центре ядерных исследований в Женеве (CERN), он предложил коллегам публиковать гипертекстовые документы, связанные между собой гиперссылками. Бернерс-Ли продемонстрировал возможность гипертекстового доступа к внутренним поисковику и документам, а также новостным ресурсам Интернета. В результате, в мае 1991 года в CERN был утверждён стандарт WWW. (англ. World Wide Web)

Тим Бернерс-Ли является «отцом» основополагающих технологий веба — HTTP, URI/URL и HTML, хотя их теоретические основы были заложены ещё раньше. В 1940-х годах Вэнивар Буш выдвинул идеи расширения памяти человека с помощью технических устройств, а также индексации накопленной человечеством информации для её быстрого поиска. Тед Нельсон и Даг Энгельбарт предложили технологию гипертекста — «ветвящегося» текста, предоставляющего читателю разные варианты чтения. Xanadu, так и не законченная гипертекстовая система Нельсона, была предназначена для хранения и поиска текста, в который введены взаимосвязи и «окна». Нельсон мечтал связать перекрёстными ссылками все тексты, созданные человечеством.

В настоящее время Тим Бернерс-Ли возглавляет основанный им Консорциум Всемирной паутины (World Wide Web Consortium), который занимается разработкой и внедрением стандартов Интернета.

Устройство

Страницы сайтов — это набор текстовых файловразмеченных на языке HTML. Эти файлы, будучи загруженными посетителем на его компьютер, понимаются и обрабатываются браузером и выводятся на средство отображения пользователя (монитор, экран ПК, принтер или синтезатор речи).

 Язык HTML позволяет форматировать текст, различать в нём функциональные элементы, создавать гипертекстовые ссылки (гиперссылки) и вставлять в отображаемую страницу изображения, звукозаписи и другие мультимедийные элементы. Отображение страницы можно изменить добавлением стилей на языке CSS, что позволяет централизовать в определённом файле все элементы форматирования (размер и цвет заглавных букв 2-го уровня, размер и вид блока вставки и другое) или сценариев на языке JavaScript, с помощью которого имеется возможность просматривать страницы с событиями или действиями.

Страницы сайтов могут быть простым статичным набором файлов или создаваться специальной компьютерной программой на сервере. Они могут быть либо сделаны на заказ для отдельного сайта, либо быть готовым продуктом, рассчитанным на некоторый класс сайтов. Некоторые из них могут обеспечить владельцу сайта возможность гибкой настройки структурирования и вывода информации на веб-сайте. Такие управляющие программы называются системами управления содержимым (CMS).

Сайты могут содержать подразделы, ориентированные целиком на ту или иную аудиторию. В этом случае такие разделы называют версиями сайта. Аудитория может различаться по виду используемого оборудования, по используемому языку аудитории. К примеру, известны так называемые мобильные версии сайта, предназначенные для работы с ними с использованием смартфона. Сайты могут иметь языковые версии (русскоязычная, англоязычная и другие).

Разработка дизайна

Веб-дизайнеры разрабатывают макеты веб-шаблонов страниц. Дизайнер определяет, каким образом конечный потребитель будет получать доступ к информации и услугам сайта — то есть, занимается непосредственно разработкой пользовательского интерфейса. В большинстве случаев страницы включают в себя графические элементы. Их подготовкой занимаются художники, иллюстраторы, фотографы, технические дизайнеры, шрифтовики, и т. д. Готовые шаблоны показываются заказчику. В этот момент страницы ещё не могут содержать конечного наполнения (это в обязанности дизайнера не входит). Чтобы макеты выглядели более наглядно, в них помещается произвольное содержимое. На сленге дизайнеров такое содержимое называется рыбой. Если заказчик удовлетворён внешним видом шаблонов, то наступает следующая фаза разработки — вёрстка страниц сайта.

Вёрстка

Верстальщик получает макеты шаблонов в виде простых изображений (например, в формате JPEG или PNG), либо разбитых по слоям (например, в PSD или AI). Его задача — получить из этих графических макетов гипертекстовые веб-страницы с подготовленными для интернета изображениями.

Одним из сложных моментов в работе верстальщика является обеспечение совместимости со множеством браузеров — программами для просмотра веб-страниц (так называемая кроссбраузерность). Браузеры могут одни и те же элементы разметки или правила CSS интерпретировать по-своему, в результате чего некоторые пользователи могут увидеть содержимое не так, как задумывал дизайнер и ожидает увидеть заказчик. Когда верстальщик убедится, что большинство браузеров одинаково отображают готовые шаблоны, наступает следующая фаза разработки — веб-программирование.

Программирование

К программистам поступают готовые шаблоны страниц и указания дизайнеров по работе и организации элементов сайта. Программист создаёт программную основу сайта, делая её с нуля, используя фреймворк или систему управления содержимым.

После того, как сайт готов к эксплуатации, наступает следующая фаза — наполнение сайта информацией.

Исключительное и авторское право

Сайт является объектом авторского права. На него распространяется четвёртая глава Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ):

  • исключительные права (ст. 1288, 1291 ГК РФ);
  • право автора на имя (ст. 1265 ГК РФ);
  • право указания авторства юридического лица (п. 4 ст. 1240 ГК РФ);
  • право на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений (ст. 1266 ГК РФ).

Нужно учитывать потенциальные конфликты с:

  • владельцем доменного имени;
  • владельцем торгового знака (логотипа) схожего до степени смешения с доменным именем.

Безопасность

Существует множество сайтов, которые являются значимыми ресурсами. На этих ресурсах могут располагаться персональные данные пользователей (например, личная переписка, адреса, телефоны) или финансовая информация (например, банковские сайты). Взлом таких ресурсов может повлечь как прямые денежные убытки (например, злоумышленник может перечислить деньги с чужого счёта на свой собственный), так и косвенные, связанные с распространением конфиденциальной информации или просто злоумышленник может испортить содержимое сайта. Для многих сайтов важно обеспечить некоторый уровень безопасности. Требуемый уровень безопасности во многом зависит от располагающейся на сайте информации.

Наиболее распространённые проявления взлома сайта:

  • несанкционированное изменение злоумышленниками отображения сайта;
  • подделка сайта (дизайн и содержимое сайта может быть скопированным);
  • появление ссылок на внешние ресурсы;
  • появление порно-баннеров и другой назойливой рекламы.

Вторичные последствия взлома сайта:

  • блокировка сайта как «вредоносного» поисковыми системами (Google, Яндекс, Рамблер и т.п.);
  • блокировка сайта браузерами (Google Chrome, Opera, Яндекс Браузер, Мазила, Сафари и другими);
  • блокировка сайта антивирусными программами;
  • блокировка сайта хостинг-провайдером, на котором он расположен;
  • снижение количества ежедневных посетителей сайта.

Наиболее популярными мотивами взлома сайта являются:

  • подорвать продажи или имидж конкурирующего сайта;
  • получить выгоду:
    • рассылать за деньги спам с сайта;
    • использовать сайт для DDoS-атак;
    • использовать сайт для размещения на нём ссылок на внешние сайты;
    • размещение вредоносного кода, заражающего компьютеры посетителей сайта
  • шантаж: воровство с целью возврата владельцу его сайта или доменного имени за деньги;
  • реклама: размещение на сайте дефейсинга с целью рекламы хакерских услуг;
  • политические мотивы: с целью показать позицию в отношении того или иного политического строя или организации.

Веб-сайт и веб-страница – Есть ли разница?

Если вы новичок в этом прекрасном онлайн мире вы вполне можете допустить распространённую ошибку, что слова веб-страница и веб-сайт взаимозаменяемы. Хотя эти слова и могут показаться одинаковыми, у этих двух слов есть множество различий, и как только вы узнаете какие именно, вы поймёте, почему так важно не путать эти два слова.

Итак, в чем же путаница?

Так как веб-страница и веб-сайт обладают схожими функциональными возможностями, и они оба начинаются со слова «веб» – можно предположить их взаимозаменяемость, но давайте разберёмся что же такое веб-страница.

Веб-страница

Веб-страница представляет собой единый документ, который можно просмотреть в Интернете. Это может быть страница с текстом, изображениями или видео. Веб-страница может быть простой формой, и с первого взгляда она может быть даже пустой, скрывая код, о котором вы даже не подозреваете. Каждая веб-страница имеет определённый URL-адрес, который ведёт посетителей на эту страницу. А вот несколько веб-страниц, объединённых между собой общей темой и дизайном, а также обязательно связанных между собой ссылками, образуют веб-сайт.

Приведу вам такую параллель. Вспомните обычную книгу. До того, как Интернет стал популярен, книги были самым доступным способом получения информации. Каждый раз, когда вы перелистывали страницу, вы считывали с неё все, что там изложено. Каждая страница представляет собой независимый объект. Таким образом, страница книги похожа на веб-страницу: страница, содержащая информацию. Используя ту же книжную аналогию, в то время, как веб-страница является страницей из книги, веб-сайт – это и есть сама книга. Точно таким же образом все веб-страницы нашего с вами сайта объединяются, чтобы получился единый полноценный сайт «ДДТ». Чтобы объяснить ещё проще, веб-страницы, которые связаны друг с другом на одном веб-сайте, обычно имеют одно и то же доменное имя (URL-адрес который приведёт вас на сайт или веб-страницу). Возьмём наш сайт «ДДТ». Доменное имя у него ddtblagodarny.ru которое может иметь несколько веб-страниц, которые начинаются с одного и того же доменного имени, но заканчиваются разными окончаниями, чтобы перенаправить вас на другие веб-страницы нашего сайта.

Пример:

http://ddtblagodarny.ru/ - главная страница

http://ddtblagodarny.ru/index.php/novosti - страница на которой расположены новости за все года существования нашего сайта

http://ddtblagodarny.ru/index.php/novosti/2020-2021-uch-god - страница где расположены все новости за 2020-2021 учебный год.

Наверняка у каждого из вас есть страничка в ВК, Одноклассниках, Инстаграмм, Тик-Ток и т.д. и т.п. Так вот это и есть одна из страниц на конкретном сайте.

Персональная интернет-страница — веб-страница, представляющая (официально или нет) личность той или иной персоны или персонажа. Предназначена для представления информации о человеке, его хобби, интересах, увлечениях для пользователей всемирной паутины.

Как правило персональная станица на сайте для пользователя предоставляется бесплатно, поэтому имеет ограничения по оформлению и содержанию данной страницы.

Но если вы хотите полностью владеть всем сайтом, то вам обязательно придётся сначала сверстать сайт, потом купить доменное имя (с ежегодным его продлением), выбрать хостинг для хранения (списание средств производится ежедневно). В дальнейшем вам постоянно придётся обслуживать сайт для его функционирования.

Рекомендации

Создавать веб-сайт или завести личную страничку, это дело каждого индивидуально и зависит от его потребностей и возможностей. Лично мне, как Малиновскому Виталию Эдуардовичу, веб-сайт совершенно не нужен и скажу вам больше, он мне будет очень даже обременителен. По большей степени веб-сайты служат рекламой для зарабатывания средств и для информирования организацией или какой-то структурой, или ведомством своей многочисленной информацией, которая естественно не разместится на одной странице.

В обязанности педагогического работника не входит наличие личного сайта педагога либо индивидуальной страницы педагога. С полным списком обязанностей и ответственности педагогических работников можно ознакомиться, прочитав Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников.

Согласно этого же закона веб-сайт обязаны иметь образовательные организации!

  • Статья 29. Федерального закона №273 от 29.12.2012 "Информационная открытость образовательной организации"
  • Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 29 мая 2014 г. N 785 г. Москва
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. No 582
  • Постановление Правительства РФ от 11.07.2020 N 1038 "О внесении изменений в Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации"
  • Федеральный закон №149 « Об информации, информационных технологиях и о защите информации» с изменениями вступающими в силу 01 июля 2015
  • Федеральный закон от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
  • Федеральный закон №436 "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"
  • Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 марта 2015 г. № 07-675
  • ФЗ №198 О Внесении изменений в статьи 29 И 65 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • Приказ Рособрнадзора от 02.02.2016 N 134 О внесении изменений в требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно телекоммуникационной сети Интернет

 Однако в регионах требования к аттестуемым педагогам или педагогам участвующим в конкурсах педагогического мастерства конкретизируются: "Портфолио может содержать различные документы, подтверждающие уровень личного вклада в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной деятельности, а так же достижения аттестуемого (сертификаты, свидетельства, дипломы, грамоты)". Для всего этого достаточно иметь личную страничку на сайте своего учреждения.