ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Образовательная программа ДДТ
Скачать копию полной версии в формате PDF
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ БЛАГОДАРНЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
356400, Ставропольский край, г. Благодарный, ул.Первомайская, 48 ; тел (86549)2-21-60,e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. __________________________________________________________________
Принята на заседании педагогического совета МУ ДО «ДДТ» протокол № 1 от «31» августа 2020 г.
УТВЕРЖДЕНА приказом директора МУ ДО «ДДТ» от 04 сентября 2020 года № 109- ОД
Паспорт образовательной программы муниципального учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества»
«От интереса- к мастерству»
на 2022-2023 учебный год
Наименование Программы |
образовательная программа муниципального учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» «От интереса- к мастерству» (далее – Программа, МУ ДО «ДДТ»)
|
Нормативно-правовое обеспечение Программы |
Конвенция ООН «О правах ребенка» Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 23 июня 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка» (в ред. от 02.12.2013 г. № 328-ФЗ); Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024года»; Национальный проект «Образование» (2019-2024 гг.), паспорт проекта утверждён президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектами, протокол от 03 сентября 2018 г. №10; Государственная программа «Развитие образования» на 2018-2025 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года №678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года.»; Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Закон Ставропольского края от 30 июля 2013 года № 72-кз «Об образовании»; Распоряжение Правительства Ставропольского края от 16 октября 2020 г. № 571-рп «О мерах по реализации на территории Ставропольского края мероприятия по формированию современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»; Устав муниципального учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества», утвержденный постановлением администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края от 22.12.2015г. № 795 (с изменениями в редакции до 25.12.2017, утвержденными постановлением администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края № 30) |
Основные разработчики Программы |
педагогический коллектив МУ ДО «ДДТ» |
Период реализации |
2022-2023 учебный год |
Язык, на котором осуществляется обучение |
Русский язык |
Источник финансирования |
Бюджетные ассигнования бюджета Благодарненского городского округа Ставропольского края |
Ответственный исполнитель программы |
муниципальное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» (далее – МУ ДО «ДДТ») |
Статус образовательной организации |
учреждение дополнительного образования детей и взрослых |
Год основания |
1940 |
Юридический и фактический адрес |
356420 Ставропольский край, Благодарненский район, город Благодарный, улица Первомайская, д.48 |
Учредитель |
Благодарненский городской округ Ставропольского края |
Контактный телефон |
8(86549)2-21-60 |
Сайт образовательной организации |
Введение
В современном образовательном пространстве учреждения дополнительного образования занимают все более значимые позиции. Дополнительное образование ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка сфере на пути к мастерству; предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программы, объема и темпа ее усвоения. Именно в учреждении дополнительного образования происходит сложный многофакторный процесс – формирование личности школьника, его социализация, профориентация и адаптация в условиях современного общества.
Многопрофильное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» осуществляет образовательную деятельность на основе Устава, лицензии на образовательную деятельность, образовательной программы учреждения, с приложением пакета общеобразовательных общеразвивающих программ различной направленности в системе дополнительного образования детей.
Образовательная программа МУ ДО «ДДТ» ориентирована на осуществление в учреждении комплексного подхода в организации образовательного процесса в обучении, воспитании и развитии ребенка:
- познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний и формирование умственных способностей;
- ценностно-ориентированная деятельность представляет процесс формирования отношений ребенка к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоение нравственных и духовных принципов и моральных норм жизни людей;
- коммуникативная деятельность направлена на создание среды общения и развития ребенка, воспитание культуры поведения;
- досуговая деятельность направлена на содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива принадлежит школьникам.
Личностно-ориентированный подход в реализации образовательной деятельности учреждения позволяет удовлетворить запросы каждого ребенка, используя потенциал его свободного времени, в соответствии с природными склонностями и способностями каждого воспитанника. Обучение направлено на адаптацию школьника в современных условиях, решение практических жизненно важных проблем ребенка.
Основное предназначение программы – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в интересах личности, общества, государства.
Образовательная программа - это целостная, организуемая по направлениям деятельность, обусловленная динамикой развития, имеющая прогнозируемый результат и реализуемая педагогическим коллективом МУ ДО «ДДТ».
Концепция образовательной программы
Концепция образовательной программы разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом МУ ДО «ДДТ». В ней отражено понимание назначения дополнительного образования детей как системы, обеспечивающей деятельность, ориентированную на удовлетворение постоянно меняющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей населения (детей, молодёжи и других возрастных категорий).
Предоставляемые условия для развития личности ребёнка характеризуются необязательностью, персонифицированностью, привлекательностью, рассматриваются как цель, процесс и результат деятельности.
В широком смысле цель рассматривается как жизненное самоопределение самореализация личности.
Процесс связывается с процессом обучения, включением личности в разнообразные жизненные ситуации. Результат понимается и определяется в готовности личности ребёнка к социальной и профессиональной жизни, наличием необходимых для неё знаний и сформированных умений. Все достижения человечества в сфере науки, техники, просвещения, искусства и других областей духовной жизни в совокупности составляют культуру общества. Сама культура тесно связана с творческой деятельностью людей. Именно творчество, созидание обеспечивают прогресс культуры, появление новых материальных и духовных ценностей в обществе. Детское творчество - одна из наиболее массовых форм привлечения обучающихся к творчеству.
Детское творчество - это эффективное средство воспитания, целенаправленный процесс обучения и развития творческих способностей обучающихся в результате создания материальных объектов с признаками полезности и субъективной (для детей) новизны.
Цель образовательной программы: создать благоприятные условия для гармоничного саморазвития, самосовершенствования, самоопределения детей.
Задачи образовательной программы:
-помочь детям в выборе сферы деятельности, создать оптимальные условия для ее реализации;
-способствовать формированию творческой личности в различных видах деятельности через «ступени роста», созданию ситуации успеха;
- обеспечить педагогическую поддержку обучающихся в развитии их творческого потенциала;
- формировать элементы IT-компетенций;
- формировать элементы SOFT-SKILLS-компетенций;
- оказать содействие в профессиональной ориентации воспитанников;
-обеспечить духовное, нравственное и интеллектуальное развитие обучающихся во внеурочной деятельности;
-создать условия для гармоничных отношений педагогов, детей и родителей, организовать межведомственные связи с другими образовательными учреждениями и общественными организациями Благодарненского городского округа.
Принципы образовательной программы
Научно-педагогической и практической основой образовательной программы в системе дополнительного образования детей являются следующие принципы:
Использование данных принципов позволяет правильно организовать образовательный процесс, выработать стратегию и соответствующим образом выстроить педагогическую тактику.
Условия реализации образовательной программы
Образовательная программа «От интереса - к мастерству» реализуется в течение 2022-2023 учебного года. Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 25 мая. Запись в группы производится с 1 по 10 сентября. Детские объединения начинают свою работу с 1 сентября.
Организация учебных занятий осуществляется в соответствии с расписанием занятий, где указываются название объединения, учебные группы, время и продолжительность занятий, место проведения, количество часов в неделю, фамилия, имя, отчество педагога дополнительного образования. Расписание занятий составляется с учётом возможностей педагогов, детей, занятости кабинетов в соответствии с требованиями СанПиНа.
Численный состав детских групп определяется педагогом в соответствии с характером деятельности, возрастом учащихся и с общеобразовательной общеразвивающей программой дополнительного образования детей. Допускается деление групп на подгруппы для реализации учебных целей и личностно-ориентированного подхода.
В рамках реализации общеобразовательной общеразвивающей программы используются различные формы деятельности (групповая, индивидуальная, очная, очно-заочная, дистанционная), а также, внеаудиторные занятия: экскурсии в музеи, театры, на выставки и др. Организация учебно-воспитательного процесса соответствует требованиям техники безопасности.
При реализации программы частично применяется электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. При электронном обучении с применением дистанционных технологий продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности составляет не более 40 минут. Во время онлайн-занятия проводится динамическая пауза, гимнастика для глаз.
Механизм реализации программы
Механизм реализации программы включает непосредственную деятельность педагогов дополнительного образования и воспитанников в рамках общеобразовательных общеразвивающих программ дополнительного образования детей, согласно направленностям, определенным в образовательной программе МУ ДО «ДДТ».
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы разрабатываются и реализуются по направленностям дополнительного образования (технической, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной), которые определяют их предметно-тематическое содержание, преобладающие виды деятельности учащихся и требования к результатам освоения программы.
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы в соответствии с уровнем сложности содержания могут быть отнесены к вводному, ознакомительному, базовому и углубленному уровням.
Каждый учащийся должен иметь доступ к любому из уровней, соответствующему его возрастным и индивидуальным особенностям, определяющим его готовность к освоению содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Уровневая дифференциация общеобразовательных общеразвивающих программ дополнительного образования детей:
К вводному уровню относятся дополнительные общеобразовательные
общеразвивающие программы, которые предоставляются жителям Благодарненского городского округа Ставропольского края в возрасте от 5 до 18 лет. При этом срок освоения программы составляет не менее 10 часов. Результатом обучения является освоение обучающимися образовательной программы и переход на ознакомительный уровень не менее 20% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам.
К стартовому уровню относятся дополнительные
общеобразовательные общеразвивающие программы, которые предоставляются жителям Благодарненского городского округа Ставропольского края в возрасте от 5 до 18 лет. При этом срок освоения программы составляет не менее 3 месяцев, время обучения – от 1 до 3 часов в неделю. Результатом обучения является освоение обучающимися образовательной программы и переход на базовый уровень не менее 25% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам.
К базовому уровню относятся дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, которые предоставляются жителям Благодарненского городского округа Ставропольского края в возрасте от 8 до 18 лет. При этом срок освоения программы составляет не менее 1 года, время обучения – от 2 до 6 часов в неделю для программ, формирующих современные умения и навыки для учебы, жизни и труда. Результатом обучения является участие в конкурсных мероприятиях различного уровня (городских, муниципальных, региональных, всероссийских, международных) не менее 50% обучающихся по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам; переход на углублённый уровень не менее 25% обучающихся по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам.
К углублённому уровню относятся дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, которые предоставляются жителям Благодарненского городского округа Ставропольского края в возрасте от 12 до 18 лет. При этом срок освоения программы составляет не менее 1 года, время обучения – от 2 до 8 часов в неделю для программ, формирующих современные умения и навыки для учебы, жизни и труда; не менее 2 лет, время обучения – от 4 до 8 часов в неделю. Результатом обучения является участие в конкурсных мероприятиях различного уровня не менее 80% обучающихся по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам; включение в число победителей и призёров перечня конкурсных мероприятий различного уровня (городских, муниципальных, региональных, всероссийских, международных) не менее 50% обучающихся по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам.
Особенности образовательной программы
Образовательная программа «От интереса – к мастерству» МУ ДО «ДДТ» реализуется по пяти направленностям:
- художественная;
- физкультурно-спортивная;
- техническая;
- социально-гуманитарная;
- туристско-краеведческая.
Художественная направленность
Цель: развитие и формирование художественно – творческих способностей обучающихся
Задачи:
- обучение художественно деятельности: живописи графике;
- приобщение обучающихся к декоративно – прикладному творчеству, пониманию его истоков;
- развитие трудовых навыков и самостоятельной художественной деятельности;
-практическое знакомство со сценическим действием, формирование основ сценического движения;
- развитие музыкально – двигательных, творческих способностей обучающихся;
-формирование эмоциональной отзывчивости на музыку, художественного вкуса, развитие чувства ритма;
- освоение искусства слова, развитие образного мышления, наблюдательности и воображения, учебно – творческих способностей, проявление эмоционально – ценностного отношения к миру;
- формирование элементов IT-компетенций, SOFT-SKILLS-компетенций.
Объединения художественной направленности:
«Магия звука» (вокальное) |
«Жар-птица» (изобразительное искусство) |
«Детворумба» (вязание спицами) |
«Мягкая игрушка» |
«Вояж» (инструментальная музыка) |
«Фантазёры» (декоративно – прикладное творчество) |
«Кудесница» (вязание крючком) |
«Мастерицы» (декоративно – прикладное творчество) |
«Белошвейка» (шитье) |
«Тюбик» (изобразительное искусство) |
«Славяночка» (хореографическое) |
«Блик» (литературно-театральное) |
«Волшебная бусинка» (бисероплетение) «Мозаика» (литературно-театральное) «Бисеринки» |
Техническая направленность
Цель: освоение начальных навыков конструирования и моделирования
Задачи:
- развитие творческих способностей и конструкторских умений;
-овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий;
- овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов
- развитие специальной компетентности обучающихся в процессе решения поисковых познавательных задач, проектной деятельности в области технического конструирования и моделирования;
- овладение умениями и навыками работы с различными материалами и инструментами;
- формирование элементов IT-компетенций, SOFT-SKILLS-компетенций.
Объединения технической направленности:
«Самоделкин» (начальное конструирование и моделирование)
Социально -гуманитарная направленность
Цель: социальная адаптация, успешная социализация детей и подростков, профессиональная ориентация
Задачи:
-социально – культурное и интеллектуальное развитие личности ребенка;
-формирование личности самодостаточной, коммуникативной, уверенной;
-формирование навыка общения, в себе, способной быть социально полезной новому обществу России и направленной на успех;
-формирование лидерских качеств;
-создание условий для развития школьных медиацентров, в том новостных групп в социальных сетях;
-развитие единого медиапространства для школьников;
-поддержка талантливых юных журналистов
-социальная адаптация;
-творческое развитие.
- формирование элементов IT-компетенций, SOFT-SKILLS-компетенций
Объединения социально -гуманитарной направленности:
«Маленький принц» (раннее обучение иностранным языкам: английский и французский языки)
«Медиашкола»
Туристско - краеведческая направленность
Цель: создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационно – творческого развития и профессионального самоопределения личности
Задачи:
- формирование здорового образа жизни средствами туризма и краеведения;
- воспитание патриотизма, воли, целеустремленности, дисциплинированности, выносливости;
- развитие чувства взаимопомощи, поддержки в коллективных играх и соревнованиях.
Объединения туристско – краеведческой направленности:
«Патриот»
Физкультурно - спортивная направленность
Цель: совершенствование физического и умственного развития обучающихся, формирование основ здорового образа жизни
Задачи:
- обучение технике спортивных дисциплин;
- развитие логического и творческого мышления, памяти, внимания и быстроты принятия решений, техники расчета, комбинированного зрения;
- развитие чувства взаимопомощи, поддержки в коллективных играх и соревнованиях;
- воспитание патриотизма, воли, целеустремленности, дисциплинированности, выносливости;
- развитие умения пользоваться навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
- формирование правил безопасного поведения в доме, на улице, природной среде.
Объединения физкультурно - спортивной направленности:
|
«Юный шахматист» |
«Эльфы» (ритмопластика)
Занятия в детских объединениях проводятся на безвозмездной основе за счет бюджетных ассигнований из муниципального бюджета Благодарненского городского округа Ставропольского края. |
Ожидаемые результаты:
- расширение возможностей для творческого развития личности ребенка, реализации его интересов;
- интеграция дополнительного и общего образования в условиях реформирования структуры и содержания дополнительного образования;
- формирование элементов IT-компетенций;
- укрепление здоровья детей, формирование здорового образа жизни;
- снижение роста негативных явлений в детской среде;
- духовно-нравственное оздоровление.
Формы контроля:
- изучение и утверждение дополнительных образовательных программ, тематики планирования;
- посещение и анализ занятий;
- посещение открытых мероприятий, творческих отчетов;
- организация выставок и презентаций.
Формы аттестации, контроля и учета достижений обучающихся:
- первичная, промежуточная и итоговая аттестация;
- участие во Всероссийских, Международных, региональных и муниципальных конкурсах, смотрах, выставках, фестивалях;
- творческие отчеты в различной форме;
- защита и презентации проектных и исследовательских работ;
- участие в городских, районных и региональных мероприятиях.
Описание модели личности выпускника МУ ДО «ДДТ»
Модель личности выпускника МУ ДО «ДДТ» не предполагает единых жестких требований к каждому выпускнику, тем более, что возраст выпускников различных объединений может колебаться от 10 до 18 лет, в соответствии с разнообразием дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Основываясь на базовых ценностях и миссии МУ ДО «ДДТ», педагогический коллектив попытался создать примерный образ выпускника как представителя единого сообщества с единой образовательной политикой.
Выпускник МУ ДО «ДДТ» - это гармонично развитый человек, ориентированный на:
- ликвидацию в подсознании настроя на конфликтность и агрессивность;
- обучение гибкости сосуществования при сохранении личного достоинства, интеллигентности, дружелюбности и доброжелательности;
- подготовку к будущей трудовой деятельности, где все больше и больше требуются такие качества личности как воображение, самостоятельность мышления и решения проблем, коммуникативность, инициативность, адаптивность к возникающим изменениям.
За более чем восьмидесятилетнюю историю существования Дома детского творчества педагогический коллектив сделал немало творческих находок педагогической практики, наработал множество приемов и методов работы с детьми, склонными к творчеству. За этими прекрасными находками, отражающими видение проблемы педагогом - практиком, стоит огромный опыт, понимание детей и интуитивно найденные способы работы с обучающимися.
Теоретическое осмысление опыта наших педагогов - практиков, а также завтрашние потребности и вызовы нашего общества, сформулированные в социальный заказ как задача обеспечения способности человека включаться в общественные и экономические процессы, приводят нас к необходимости формирования средствами дополнительного образования следующих качеств личности выпускника МУ ДО «ДДТ»: