ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Дистанционное обучение Для вас, родители Информационный родительский день по теме: «Специфика семейного воспитания: позитивное и негативное влияние семьи на развитие ребёнка»
Семья для ребенка — это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, — здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий — там он свой.
Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей — продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья — это определенный морально-психологический климат, для ребенка это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости...
Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга... Чувство любви со всей гармонией различных нюансов его проявления сопровождает ребенка, начиная с внутриутробного существования до взрослости. Эта гамма чувств благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему непроходящее ощущение счастья, надежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей — авторитетных советчиков, помощников, защитников, старших друзей…
Однако парадокс заключается в том, что эта изначально позитивная для развития ребенка гамма чувств может стать как позитивным, так и негативным фактором воспитания. Здесь важна мера проявления чувства. Недополучивший родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда — замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым... Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма и эгоцентризма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия...
Если в семье нет должной гармонии чувств, если вообще ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, буйных, а нередко низменных страстей, эмоционально отрицательных проявлений в отношении к самому ребенку, то нередко в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности
Другой особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит — различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения. Это разные, в чем-то схожие, в чем-то прямо противоположные, жизненные позиции и своеобразные позиции воспитателей и воспитуемых. Причем один и тот же человек может быть и воспитуемым и воспитателем: дети — мамы, папы — бабушки и дедушки — прабабушки и прадедушки... И несмотря на этот клубок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определенные традиции, вступают в самые различные по характеру взаимоотношения.
Еще одной особенностью семейного воспитания является то, что оно органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека: в семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности — интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. Причем проходит все этапы: от элементарных попыток до сложнейших социально и личностно значимых форм поведения.
Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Его благотворное (либо неблаготворное) влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома: в школе, на работе, на отдыхе в другом городе, в служебной командировке. И сидя за школьной партой, ученик мысленно и чувственно невидимыми нитями связан с домом, с семьей, с множеством волнующих его проблем.
Однако семья таит в себе определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Так, наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в воспитательном процессе, следует считать:
□ неадекватное воздействие факторов материального порядка: избыток (или недостаток) вещей, приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;
□ бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;
□ авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и всепрощенчество;
□ безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;
□ отсутствие нормального психологического климата в семье;
□ фанатизм в любых его проявлениях;
□ безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, физические наказания, причинение детям тяжелых нравственных страданий);
□ противоправное поведение взрослых.
Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, должна быть выстроена система принципов семейного воспитания:
□ дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья;
□ родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть и способствовать развитию в нем лучшего;
□ воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;
□ диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;
□ личность самих родителей — идеальная модель для подражания детей;
□ воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;
□ все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре;
□ оптимизм и мажор — основа стиля и тона общения с детьми в семье.
Эти принципы могут быть расширены, дополнены, видоизменены... Главное, чтобы они были. И чтобы были пронизаны гуманистической идеей о наивысшей ценности ребенка.
В семье дети не только получают пример поведения, но и осваивают первые эмоциональные навыки общения. Семья обеспечивает чувство безопасности ребенку. И близкие люди являются для ребенка источником утешения в минуты отчаянья и волнений.
Помимо формы воспитания и взаимоотношений с ребенком, формирование личности ребенка в семье во многом определяется родительскими установками. Это как бы программирование сценария поведения ребенка во взрослой жизни. Эти установки бывают как гласными, так и негласными.
Вот примеры некоторых из них.
Даже если ребенок и желанный, но часто от родителей можно услышать:
«Глаза мои на тебя не смотрели бы. Чтоб ты сквозь землю провалился».
Смысл этого – привить ребенку чувство вины, так как он источник всех неприятностей и трудностей в семье. В результате у него возникают серьезные эмоциональные проблемы. И часто он специально дерзит, нарывается на наказание, проявляет агрессию, тем самым он ощущает вину за конкретный проступок, а не за факт своего рождения.
А сколько молодых инфантильных родителей не способных к раскованному, игровому поведению с детьми. Вот и тогда они поминутно одергивают детей, требуя взрослого осмысления своего поведения. Но ведь дети должны пройти этап детства. И как говориться наиграться. Или запрещают проявлять им свои эмоции и чувства. И вот уже установка для взрослого быть закрытым и не способным дарить любовь и близость. А родители, имеющие проблемы в общении, всячески не отпускают ребенка от себя. Такие родители обеспокоены чувством зависти других людей по отношению к своему ребенку. И вот уже в результате ребенок чувствует себя не так как все.
С возрастом ощущает себя одиночкой в любой группе и не стремиться к близким отношениям. И такая установка не принесет во взрослой жизни радости для этого ребенка. Вот такое сильное влияние родители оказывают на сценарий будущей жизни ребенка. Ведь воспитание не только функция накормить ребенка, но и определить его судьбу. А потом уповаем на гороскопы или провидение, что жизнь не задалась. А ведь вектор жизненного сценария заложен в первые годы в семье.
Скептик.
Вот ребенок вырвался от опеки родителей, они еще пытаются проверять домашние задания. Но продленка, уроки не выучены, а сделаны, маленький человечек предоставлен себе. Родители задерживаются на работе, воспитывают дитя по телефону. Вы не узнаете эту семью?
А кто у вас ходит на родительские собрания и выслушивает не лестные слова в адрес единственного и любимого чада? И берет заботы по проверке домашних заданий? Вот уже приходиться пересматривать рабочий график, больше времени посвящать ребенку. А это нарушение карьерных планов.
Одному из родителей приходится брать на себя все тяготы материального обеспечения семьи. И от этого не справедливого перераспределения ролей возникают не понимание и конфликты. Или на худой конец вновь родители обращаются к бабушкам, приоткрывая семейные границы.
И прародители с полным правом вмешиваются в воспитание внуков.
И это может, не понравится родителям, а что хуже - одному из них.
Вот уже и раскол…
Психолог.
Режим обучения ребенка, его каникулы задают ритм семейной жизни. Вновь приходится определять обязанности, и в перераспределении обязанностей должны принимать участие оба родителя. Тогда и делить придется на двоих, а это уже меньше, чем на одного. Разумеется, учебный год привязывает родителей к дому, а это уже предконфликтная ситуация.
И отдых нужно согласовывать с каникулами ребенка, что не всегда получается. Да и гостей допоздна уже нельзя принимать, и самим задерживаться на поздних вечерних мероприятиях. А проблемы с работой? Одному из родителей необходимо уделять больше внимания дому, ребенку.
И вот уже карьера и материальный достаток уходит в прошлое.
ВЫВОД: подводя итоги вышесказанному, подчеркнем, что родители должны быть позитивным примером для ребёнка в семье, важно поддерживать семейную атмосферу позитивной, не допуская негативного проявления поступков, действий и отношений.
Материал подготовлен Л.А.Лемешковой, методистом по воспитательной деятельности