foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

МУ ДО "ДДТ"

город Благодарный

 
 

Автор - составитель
Белоцерковская Людмила Васильевна,
старший педагог
дополнительного образования

Ноябрь, 2021 год

 

АННОТАЦИЯ

Занятие проведено в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности «Начальное техническое моделирование с элементами художественного конструирования.»

В основе занятия лежит системно - деятельностный подход.

Данная поделка, ориентирует детей на развитие интереса к инженерно-техническим технологиям, научно-исследовательской и конструкторской деятельности, способствует развитию технических и творческих способностей, формированию логического мышления, умения анализировать и конструировать.

Конспект занятия может быть использован учителями начальных классов, педагогами дополнительного образования.

 

Конспект открытого занятия «Шарикомобиль»

 

Количество участников – 15 обучающихся

Возраст - 8 -12 лет

Оборудование: компьютер, проектор, ноутбук, презентация,

Оформление:

музыкальное - фоновая инструментальная музыка.

мультимедийное - презентация «Шарикомобиль»

Материалы и инструменты: образец изделия, ножницы, двусторонний скотч, картонная втулка с проделанными отверстиями (корпус шарикомобиля), бамбуковые шпажки – 2 шт., бутылочные пробки с проделанными отверстиями – 4 шт., коктельная трубочка, воздушный шарик, нитки швейные, технологическая карта.

Цель занятия: знакомство с принципом работы реактивного двигателя, развитие технических и творческих способностей обучающихся, умения конструировать из подручных материалов.

Задачи занятия:

  • формировать конструкторское и инженерное мышление;
  • ознакомить с принципом работы реактивного двигателя и областях его применения;
  • развить мелкую моторику пальцев рук, зрительную память, самостоятельность;
  • развивать интерес к инженерно-техническим технологиям, научно-исследовательской и конструкторской деятельности, технические и творческие способностей, логическое мышление, умение анализировать и конструировать.
  • воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость.
  • создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к профессии интереса;
  • обеспечить условия для воспитания положительного интереса к конструированию и моделированию.
  • способствовать развитию воображения, моторных навыков;
  • поддерживать стремление обучающихся к расширению собственного кругозора;
    • формировать умение самостоятельно работать;
    • формировать умения общения в диалоге;
    • воспитывать уважение к чужому мнению;
    • способствовать воспитанию трудолюбия;
    • воспитывать внимание, усидчивость, аккуратность в работе.

 

Планируемые результаты:

  • Личностные: формирование ответственного отношения к учебе, развитие навыков доброжелательного сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • Метапредметные:
  • регулятивные: умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей, умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
  • познавательные: овладеть умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать, использовать приём планирования учебных действий с опорой на заданный алгоритм, самостоятельно планировать пути достижения цели;
  • коммуникативные: освоение диалоговой формы общения, умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками, умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения.
  • Предметные: формирование умения самостоятельного получения и применения новых знаний, приобретение опыта работы с гофрокартоном, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;

Этапы занятия

  1. Организационный момент.

Проверка готовности обучающихся к занятию.

Мобилизующее начало занятия.

  1. Актуализация знаний. Введение в тему.

- Сегодня на занятии мы с вами будем осваивать очень интересную профессию, а какую – вы узнаете из загадки.

Строит заводы, машины, дома,
Подходят рабочие и мастера.
Он скажет, что делать,
Каков здесь размер,
Составит рисунок - чертеж

Кто? (инженер)

(Если загадка вызвала затруднение, можно загадать другую загадку)

Конструирует машины,

корабли, станки, игрушки,

небоскрёбов всех махины,

самолёты, краны, пушки.

И решит любой пример!

Дети –это…. (инженер)

  1. Определение темы и цели занятия

-Кто такие инженеры?

Обобщение ответов детей.

-А сейчас давайте посмотрим видео и ответим на это вопрос.

Просмотр видео.

-Итак кто такой инженер?

- Правильно. Инженер – высококвалифицированный специалист, который разрабатывает новые и оптимизирует уже существующие технологии. Это искатель и изобретатель, умеющий воплотить в жизнь любую техническую задумку.

Главная задача инженера – создавать новые работающие разработки, которые будут приносить пользу людям. Практически все на земле создано инженерами.

- Сегодня на занятии мы с вами будем осваивать профессию инженера. А что мы будем конструировать узнаете….

Вот бежит, поднявши пыль

По шоссе …автомобиль

  1. Изучение нового материала

- Дорогие ребята, для начала давайте разберемся, что такое автомобиль. (Педагог обобщает ответы детей.)

- Итак это самодвижущееся транспортное средство с двигателем для перевозки грузов и пассажиров по безрельсовым путям. Автомобиль — это самоходная машина (от слов «сама ходит»). Давайте представим себе обычную тачку, и задумаемся, — она сама двигается или нет?

- Конечно же, нет, ее толкает человек за специальную ручку. Можно ее назвать самоходной, ребята?

- Правильно, нет. Самоходная машина – это такая машина, которая двигается (приводится в действие) с помощью двигателя. Автомобиль сложный механизм, состоит из отдельных деталей, агрегатов, узлов, механизмов и систем.

- Какие крупные части автомобиля части вы можете назвать? (кузов, ходовая часть)

- Сегодня мы с вами, юными инженерами и сконструируем автомобиль? Да, да, именно автомобиль. И называться он будет шарикомобиль. А вот почему я его назвала шарикомобиль вы мне скажите в конце нашего занятия.

Делать мы его будем из подручных материалов. Посмотрите на образец. Из чего сделан кузов автомобиля? (кузов автомобиля картонной втулки)

- Из чего сделана ходовая часть? (Из 4 пробок и двух бамбуковых шпажек)

-Для того, чтобы нам собрать автомобиль, нам нужно произвести сборку осей автомобиля. Необходимо надеть пробку на бамбуковую шпажку, вставить его в картонную втулку (кузов автомобиля) и надеть пробку на бамбуковую шпажку, с другой стороны. То же самое необходимо сделать со второй парой колес. При работе воспользуйтесь технологической картой.

5.Самостоятельная работа обучающихся по сборке модели.

- Итак, ваша работа выполнена. Попробуйте едут ваши модели?

- А мы можем назвать их автомобилями?

- Правильно, нет. Ведь   в начале занятия мы определили, что автомобиль— это самоходная машина. Нам теперь нужно заставить автомобиль самостоятельно двигаться.  В реальных авто это происходит при помощи двигателя внутреннего сгорания с работой, которого вы будете знакомиться на уроках физики в старших классах.

 - Но как нам заставить двигаться самостоятельно наш автомобиль. Давайте с вами подумаем?

-  Посмотрите на свои столы, что мы можем использовать в качестве двигателя? (шарик)

- Что будет если надуть шарик и отпустить?

- Правильно. Cтруя воздуха, вырывающаяся из шарика, после того, как его надули и отпустили, толкает его в противоположном направлении.

Эта наглядная модель демонстрирует принцип работы реактивных двигателей. Принцип ее работы в том, что струя воздуха, вырывающаяся из шарика после того, как его надули и отпустили, толкает машинку в противоположном направлении. 

Среди животного мира реактивное движение встречается у кальмаровосьминоговмедузкаракатицморских гребешков и других. Перечисленные животные передвигаются, выбрасывая вбираемую ими воду.

На наш шарикомобиль мы тоже установим реактивный двигатель. Для этого надуем на соломку воздушный шар и закрепим его ниткой. Пробуем надуть и спустить воздух, он должен выходить свободно, соломинка не должна быть сильно перетянута. Реактивный двигатель готов. Осталось нам теперь к кузову прикрепить при помощи скотча двигатель.

- Наш автомобиль готов. Можем мы его смело назвать авто?

- Конечно он ведь сам может двигаться.

- А теперь прошу вас ответить на вопрос, который прозвучал в начале занятия. Почему наш автомобиль я назвала шарикомобиль?

6.Рефлексия

 

- Итак, мои юные инженеры, я прошу вас оценить качество своей работы. Если вы поработали хорошо, то наградите себя аплодисментами.

- Молодцы. Но я хочу сказать, что на любом предприятии выпускающем продукцию есть контроль качества. Сейчас и мы с вами поработаем в этом отделе. Мы проверим свои машины на предмет их передвижения и проведем соревнования по запуску.

  1. Подведение итогов занятия

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Буйлова Л.Н. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования. – М.: ЦДЮТ «Бибирево», 2001.
  2. Галатонова Татьяна. Стань инженером. Книга по техническому творчеству для детей и взрослых. Изд.КТК Галактика, 2020 г.
  3. Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Издательство “Учитель” 2007. - 287с.
  4. Муниципальная система образования. Информационно-методический журнал. Выпуск 1. — Ярославль: Управление образования мэрии. Городской центр развития образования, 2004.- 65 с.
  5. Ситник А.П. Внутришкольная методическая работа в современных условиях. /А.П. Ситник – М.: Изд-во МГОПИ «Альфа», 1993. – 146 с.
  6. Ушакова М.В. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования //Внешкольник. – 1997. - №1. – С. 30-32.
  7. Фомин А.А. Соблюдение педагогических требований как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя. // Завуч. – №1. – 2000. с.59–65.
  8. https://infourok.ru/konspekt-otkritogo-uroka-sharikomobil-na-reaktinoy-tyage-3365023.html
  9. Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80

Copyright © 2024 МУ ДО "Дом детского творчества" г. Благодарный. Ставропольский край. Rights Reserved.