Автор - составитель
Белоцерковская Людмила Васильевна,
старший педагог
дополнительного образования
Ноябрь, 2021 год
АННОТАЦИЯ
Занятие проведено в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности «Начальное техническое моделирование с элементами художественного конструирования.»
В основе занятия лежит системно - деятельностный подход.
Данная поделка, ориентирует детей на развитие интереса к инженерно-техническим технологиям, научно-исследовательской и конструкторской деятельности, способствует развитию технических и творческих способностей, формированию логического мышления, умения анализировать и конструировать.
Конспект занятия может быть использован учителями начальных классов, педагогами дополнительного образования.
Конспект открытого занятия «Шарикомобиль»
Количество участников – 15 обучающихся
Возраст - 8 -12 лет
Оборудование: компьютер, проектор, ноутбук, презентация,
Оформление:
музыкальное - фоновая инструментальная музыка.
мультимедийное - презентация «Шарикомобиль»
Материалы и инструменты: образец изделия, ножницы, двусторонний скотч, картонная втулка с проделанными отверстиями (корпус шарикомобиля), бамбуковые шпажки – 2 шт., бутылочные пробки с проделанными отверстиями – 4 шт., коктельная трубочка, воздушный шарик, нитки швейные, технологическая карта.
Цель занятия: знакомство с принципом работы реактивного двигателя, развитие технических и творческих способностей обучающихся, умения конструировать из подручных материалов.
Задачи занятия:
Планируемые результаты:
Этапы занятия
Проверка готовности обучающихся к занятию.
Мобилизующее начало занятия.
- Сегодня на занятии мы с вами будем осваивать очень интересную профессию, а какую – вы узнаете из загадки.
Строит заводы, машины, дома,
Подходят рабочие и мастера.
Он скажет, что делать,
Каков здесь размер,
Составит рисунок - чертеж
Кто? (инженер)
(Если загадка вызвала затруднение, можно загадать другую загадку)
Конструирует машины,
корабли, станки, игрушки,
небоскрёбов всех махины,
самолёты, краны, пушки.
И решит любой пример!
Дети –это…. (инженер)
-Кто такие инженеры?
Обобщение ответов детей.
-А сейчас давайте посмотрим видео и ответим на это вопрос.
Просмотр видео.
-Итак кто такой инженер?
- Правильно. Инженер – высококвалифицированный специалист, который разрабатывает новые и оптимизирует уже существующие технологии. Это искатель и изобретатель, умеющий воплотить в жизнь любую техническую задумку.
Главная задача инженера – создавать новые работающие разработки, которые будут приносить пользу людям. Практически все на земле создано инженерами.
- Сегодня на занятии мы с вами будем осваивать профессию инженера. А что мы будем конструировать узнаете….
Вот бежит, поднявши пыль
По шоссе …автомобиль
- Дорогие ребята, для начала давайте разберемся, что такое автомобиль. (Педагог обобщает ответы детей.)
- Итак это самодвижущееся транспортное средство с двигателем для перевозки грузов и пассажиров по безрельсовым путям. Автомобиль — это самоходная машина (от слов «сама ходит»). Давайте представим себе обычную тачку, и задумаемся, — она сама двигается или нет?
- Конечно же, нет, ее толкает человек за специальную ручку. Можно ее назвать самоходной, ребята?
- Правильно, нет. Самоходная машина – это такая машина, которая двигается (приводится в действие) с помощью двигателя. Автомобиль сложный механизм, состоит из отдельных деталей, агрегатов, узлов, механизмов и систем.
- Какие крупные части автомобиля части вы можете назвать? (кузов, ходовая часть)
- Сегодня мы с вами, юными инженерами и сконструируем автомобиль? Да, да, именно автомобиль. И называться он будет шарикомобиль. А вот почему я его назвала шарикомобиль вы мне скажите в конце нашего занятия.
Делать мы его будем из подручных материалов. Посмотрите на образец. Из чего сделан кузов автомобиля? (кузов автомобиля картонной втулки)
- Из чего сделана ходовая часть? (Из 4 пробок и двух бамбуковых шпажек)
-Для того, чтобы нам собрать автомобиль, нам нужно произвести сборку осей автомобиля. Необходимо надеть пробку на бамбуковую шпажку, вставить его в картонную втулку (кузов автомобиля) и надеть пробку на бамбуковую шпажку, с другой стороны. То же самое необходимо сделать со второй парой колес. При работе воспользуйтесь технологической картой.
5.Самостоятельная работа обучающихся по сборке модели.
- Итак, ваша работа выполнена. Попробуйте едут ваши модели?
- А мы можем назвать их автомобилями?
- Правильно, нет. Ведь в начале занятия мы определили, что автомобиль— это самоходная машина. Нам теперь нужно заставить автомобиль самостоятельно двигаться. В реальных авто это происходит при помощи двигателя внутреннего сгорания с работой, которого вы будете знакомиться на уроках физики в старших классах.
- Но как нам заставить двигаться самостоятельно наш автомобиль. Давайте с вами подумаем?
- Посмотрите на свои столы, что мы можем использовать в качестве двигателя? (шарик)
- Что будет если надуть шарик и отпустить?
- Правильно. Cтруя воздуха, вырывающаяся из шарика, после того, как его надули и отпустили, толкает его в противоположном направлении.
Эта наглядная модель демонстрирует принцип работы реактивных двигателей. Принцип ее работы в том, что струя воздуха, вырывающаяся из шарика после того, как его надули и отпустили, толкает машинку в противоположном направлении.
Среди животного мира реактивное движение встречается у кальмаров, осьминогов, медуз, каракатиц, морских гребешков и других. Перечисленные животные передвигаются, выбрасывая вбираемую ими воду.
На наш шарикомобиль мы тоже установим реактивный двигатель. Для этого надуем на соломку воздушный шар и закрепим его ниткой. Пробуем надуть и спустить воздух, он должен выходить свободно, соломинка не должна быть сильно перетянута. Реактивный двигатель готов. Осталось нам теперь к кузову прикрепить при помощи скотча двигатель.
- Наш автомобиль готов. Можем мы его смело назвать авто?
- Конечно он ведь сам может двигаться.
- А теперь прошу вас ответить на вопрос, который прозвучал в начале занятия. Почему наш автомобиль я назвала шарикомобиль?
6.Рефлексия
- Итак, мои юные инженеры, я прошу вас оценить качество своей работы. Если вы поработали хорошо, то наградите себя аплодисментами.
- Молодцы. Но я хочу сказать, что на любом предприятии выпускающем продукцию есть контроль качества. Сейчас и мы с вами поработаем в этом отделе. Мы проверим свои машины на предмет их передвижения и проведем соревнования по запуску.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ