Если посмотреть на современное состояние образования в России, то можно увидеть, что оно характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое направлено на развитие творческого мышления учащихся. Главной целью УДО, как социального института, в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, обще учебных умений, навыков самообразования и, конечно, творческих способностей.
Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. УДО наравне со школой должны готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей обучающихся является важнейшей задачей современного УДО.
Одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей.
Мы выполняем заказ общества и государства. Образовательные стандарты дают нам ориентир на развитие системы воспитания и обучения, которые ожидают от нас семья, общество и государство. С этой целью в стандартах второго поколения предложена модель выпускника школы. Эта модель должна стать ориентиром и для дополнительного образования, так как мы работаем в одном направлении со школой.
Стандарт устанавливает личностные, метапредметные и предметные требования к результатам обучающихся.
И хотя у УДО нет стандартов как таковых, мы все же учитываем в своей деятельности ФГОС при построении образовательных программ, выборе форм и методов обучения.
На данный момент мы занимаемся изучением ФГОС, а именно требований к личностным, метапредметным и предметным результатом обучающихся, чтобы, по рекомендации СКИПКРО, внести коррективы в образовательные программы на 2014 – 1015 учебный год с учетом этих требований.
В ДДТ разработан план мероприятий по реализации ФГОС, который предусматривает:
Сегодня мы можем рассказать о своей работе в данном направлении.
Педагоги народного вокала и эстрадного пения согласно нормам СаНпина, учебного плана учреждения, проводят индивидуальные занятия. Для индивидуальной работы педагогами ежегодно разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты. Нужно отметить, что Елена Сергеевна и Татьяна Ивановна ведут данную работу уже около 10 лет, еще до введения ФГОС в процесс обучения. Педагоги имеют накопленный опыт и могут им поделиться.
Модифицированная программа ритмопластики «Грация» построена с учетом ФГОС. Занятия ритмопластикой согласно ФГОС формируют умения организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность, первоначальные представления о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, навыки систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости). Нужно отметить, что у Татьяны Станиславовны разработана интересная система мониторинга, позволяющая обучающемуся видеть результаты своей работы и иметь возможность сравнивать их с предыдущими. Такой мониторинг Татьяна Станиславовна проводит ежемесячно и может поделиться опытом работы в данном направлении.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Поэтому всеми педагогами МО декоративно – прикладного творчества включены в образовательные программы часы проектной деятельности. Содержание проектной деятельности педагогами определяется индивидуально, в зависимости от уровня подготовки обучающихся, их желания заниматься проектной деятельностью. Конечно здесь педагоги не обходятся без личностно – ориентированного, индивидуального и дифференцированного подходов обучения.
Хорошо налажена работа в данном направлении в объединениях «Жар – птица» и «Юные мастера». Обучающиеся этих объединений неоднократно представляли свои проекты на районной научно – практической конференции «Таланты 21 века», где занимали призовые места, защищали свои проекты в ДДТ. В МО декоративно – прикладного творчества налажена работа с молодыми педагогами. Под руководством молодого педагога выполнен интересный проект – развивающая игра «Фермерский домик», Ольга Васильевна творчески подходит к обучению. В настоящий момент заканчивается работа над групповыми проектами. Обучающимися объединения «Красота рукотворная» выполнены в технике вязания крюком ручные куколы к сказкам «Репка» и «Теремок». На итоговой аттестации будет представлена защита этих проектов со сказочными представлениями, на которые мы собираемся пригласить обучающихся школ города.
В фойе ДДТ систематически работает фотовыставка объединения «Отражение». Говорить о значимости фото в нашей современной жизни нет смысла. Умение правильно, красиво фотографировать , а затем и правильно это использовать ( и в быту, и в социальных сетях, и в проектной деятельности, и при создании презентаций) говорит , согласно ФГОС, об использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа.
Список рекомендованной литературы и интернет- ссылок:
Золотарева А.В. Проблемы и перспективы включения дополнительного образования детей в процессе реализации ФГОС. Информационно — методический журнал « Внешкольник» №3, 2011 г. с.15
Иванова И.А., Максимова Е.Д., Попова И.Н. Индивидуальная маршрутная книжка обучающегося как инструмент управления качеством дополнительного образования в учреждении дополнительного образования детей в учреждении дополнительного образования детей. Информационно — методический журнал « Внешкольник» №1, 2011 г. с.43
Хуторской А.В. Метапредмет "Мироведение": Экспериментальный интегрированный курс. Пособие для учителя. - Черноголовка, 1993. - 70 с.
Примерные программы по учебным предметам.
Серия «Стандарты нового поколения». – М., Просвещение, 2010.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Серия «Стандарты второго поколения». – М., Просвещение, 2010.
Как спроектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Начальная школа. Серия «Стандарты второго поколения». – М., Просвещение, 2010.
Планируемые результаты начального общего образования. Серия «Стандарты второго поколения». – М., Просвещение, 2010.
Белова, Е. С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать [Текст]: пособие для воспитателей и родителей.- 3 –е изд. / Е. С. Белова. – М.: Московский психолого – социальный институт: Флинта, 2004. - 144 с.
Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006. - № 18. – С. 68-74.
Карпов, Е. М. Учебно-исследовательская деятельность в школе [Текст] / Е. М. Карпов // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2001. - № 6. – С. 54-63.
Курнешова, Л. Е. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы [Текст] /Л. Е. Курнешова // Учитель года Москвы. – Письмо. – 2004. № 2.- С. 13-14.
Психология одарённости: от теории к практике [Текст] / Под ред. Д. В. Ушакова. – М.: - ПЕР СЭ, 2000. – 80 с.
Савенков, А. И. Исследовательская практика: организация и методика [Текст] / А. И. Савенков // Одарённый ребёнок. – 2005. - № 1. – С. 30-33.
Савенков, А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование [Текст] / А. И. Савенков // Школьные технологии. – 1998. - № 4. – С. 144-148.
http://pskovmuzmo.ucoz.ru/load/raznoe/standarty_2_pokolenija_po_iskusstvu/6-1-0-62