Подготовила методист по образовательной деятельности МКУ ДО «ДДТ» Л.В. Белоцерковская
Реализация планов долгосрочного развития Российской Федерации требует инвестиций в человеческий капитал. Инвестиций, направленных на развитие конкурентоспособности человека, причем, ее важнейшими условиями становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Советская система образования обеспе-
чивала массовое унифицированное образование людей как членов индустриального
(в противовес аграрному) общества. Образо-
вание давалось надолго и предназначалось для,чтобы обеспечить бесперебойную профессиональную деятельность человека в какой — либо одной отрасли или сфере деятельности на протяжении всей жизни.
Сегодня требуется принципиально новая система образования. Оно должно быть непрерывным, постоянно обновляться, обеспечить индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Ключевой харак-
теристикой такого образования становится
формирование творческих компетентностей,
готовности человека к переобучению.
В свою очередь, навыки непрерывного
образования, умение обучаться в течение
всей жизни, выбирать и обновлять профес-
сиональный путь формируются со школьной
скамьи. От того, как будет устроена школьная
действительность, система отношений шко-
лы и общества, зависит во многом и успеш-
ность в получении профессионального обра-
зования, и вся система гражданских отноше-
ний, а значит, и перспективы долгосрочного
развития всей страны.
Каким должно быть образование, чтобы
обеспечить решение стоящих перед ним за-
дач?
Последние ответы на этот вопрос пред-
ставлены в национальной образовательной
инициативе «Наша новая школа».
В ней обозначены пять основных направлений развития общего образования, к которым с неизбежностью будут подключаться все типы образовательных учреждений, включая и учреждения ДОД. Тем более что в «Нашей новой школе» роль таких учреждений неоднократно подчеркивается. Первое направление связано с обновлением образовательных стандартов. Какое отношение к этому имеет система УДОД? Ведь в данной системе образова-
тельный стандарт отсутствует как таковой! Однако дополнительное образование — это образование, дополняющее школьный стандарт, выходящий за его рамки, являющееся надстройкой над ним. Любому учреждению УДОД для эффективной организации своей деятельности приходится решать, как минимум, две задачи:
5
Поясню последнее утверждение в том, что касается недостаточности образовательного стандарта. Не секрет, что многие образовательные программы учреждений УДОД в нашей стране направлены в помощь школе, на компенсацию ее недоработок, приведения уровня развития ребенка к зачастую завышенным ожиданиям со стороны государства: в профилизации обучения ; в подготовке к ЕГЭ и т.д. Ограниченность проявляется в том, что вариативность личностных запросов детей всегда будет значительно шире, чем может предложить самый идеальный образовательный стандарт. Дети всегда будут хотеть больше, чем им может предложить школа, хотя она, наряду с обязательными занятиями, «должна предполагать... занятия по выбору учащихся». Именно по этим причинам в «Нашей новой школе» особо отмечается, что «весомое значение приобретет внеаудиторная занятость учащихся — кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия, занятия в творческих объединениях системы дополнительного образования детей». Большой теннис, брейк-данс, школа высокой моды, ансамбль песни и танца и другие, безусловно, способствуют становлению личности ребенка, но вряд ли смогут быть вписаны в школьный образовательный стандарт.
Чем больше знакомишься с новы-
ми стандартами, тем больше понимала,
какие возможности открываются в них
для реализации дополнительного образо-
вания детей. В основе новых стандартов
лежит общественный договор как тип
взаимоотношения между личностью, се-
мьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере должен реа-
лизовать права человека и гражданина
на образование. Главный принцип ФГОС
общего образования — принцип вариатив-
ности образования, предполагающий соз-
дание «личных пространств» на основе
выбора. Глубоко уверена, что эти инно-
вации стандартов могут быть обеспечены
только в процессе интеграции общего, дополнительного и профессионального
образования, соединения обязательного
(стандарта) и желательного (социального
заказа).
При этом, дополнительное образование
может много дать школе для реализации
новых стандартов, а именно:
5
редь позволит выстроить индивидуальный
маршрут ребенка, реализовать
личностные
результаты образования;
Но, чтобы встроиться в новую систему
отношений, соответствовать новым требо-
ваниям стандарта, в самом дополнитель-
ном образовании должны произойти изме-
нения:
5
резуль-
татов;
В рамках Госстандарта нового поколения в систему учебных действий включены личностные, метапредметные и предметные результаты, описаны требования к ним, даны учебные задачи и ситуации. Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у учеников будут развиты: уверенная ориентация в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин философских и общепредметных; владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера, умениями организации собственной учебной деятельности, основными универсальными умениями информационного характера, информационным моделированием как основным методом приобретения знаний, широким спектром умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов, способами и методами освоения новых инструментальных средств, основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Федеральный государственный образовательный стандарт определил приоритетные направления развития образования. Одно из них – МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД, как средство достижения метапредметного результата.
Сегодня понятия “метапредмет” и “метапредметное обучение” приобретают особую популярность. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире. Марина Половкова, зам.директора Института инновационных стратегий развития образования считает:
5
“Метапредметы пытаются говорить о том, о чём современная школа не умеет – о смысле жизни, о ценности жизни. Это ответ на вопрос: Зачем мне эти знания? Где мне это пригодится?”. ( в доп.образовании дети зачастую знают ответы на эти вопросы, т. к. приходят к нам по собственному выбору и желанию)
Результатом метапредметного обучения является развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Технология метапредметного обучения разрабатывалась научной группой под руководством доктора психологических наук Юрия Громыко с 1990 года. Элементы метапредметного обучения заложены в ряде методик, подходов и технологий:
Что такое метапредмет? “Мета” -“за”, “через”, “над”, то есть выход за рамки собственно предмета. Метапредмет основан на интеграции, на универсальных знаниях.Метапредмет – учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала; это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов.
Метапредмет является такой же экспериментальной установкой, как большой адронный коллайдер. Метапредметные технологии были созданы для того, чтобы начать культивировать другой тип сознания и учащегося, и педагога, который не «застревает» в информационных ограничениях одного учебного предмета, но работает с взаимосвязями и ограничениями знаний каждой из дисциплин. Это происходит, благодаря тому что на метапредметах и учебных занятиях с использованием элементов метапредметных технологий происходит выведение педагога и ученика к надпредметному основанию, которым является сама деятельность ученика и педагога. В ходе движения в метапредмете ребенок осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность. Таким образом, метапредмет в образовании – это своеобразная машина по удвоению производительности труда в рамках того же самого учебного времени. Кроме того, включение ребенка в разные типы деятельности связано с анализом своеобразных способов действия каждого конкретного ребенка, что создает условия для его личностного роста.
Активная реализация новых ФГОС начата в прошлом учебном году с введения в 1 классах часов внеурочной деятельности.
Обратимся к нормативно — правовой базе реализации ФГОС в общеобразовательных учреждениях с целью переложить их на УДОД.
В методических рекомендациях по организации учебного процесса в образовательных учреждениях Ставропольского края в 2012-2013 учебном году сказано, что основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы начального общего образования.
План внеурочной деятельности образовательного учреждения определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся на ступени начального общего образования (до 1350 часов за четыре года обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательного учреждения.
Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности.
При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.
Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы.
В комментариях по вопросам организации внеурочной деятельности сказано,что та часть внеурочной деятельности, часы которой включены в учебный план образовательного учреждения (в рамках части, формируемой участниками образовательного процесса), является обязательной для посещения и на нее распространяются ограничения, накладываемые п. 10.5. санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», о максимальной величине недельной образовательной нагрузки.
Внеурочная деятельность, реализуемая в рамках функциональных обязанностей классных руководителей, воспитателей групп продленного дня, педагогов дополнительного образования и других педагогических работников, деятельность которых не регламентирована учебным планом образовательного учреждения, является необязательной для посещения.
Приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011г. №2357 в структуру основнообразовательной программы начального общего образования был включен план внеурочной деятельности, которая осуществляется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса.
Примерная форма плана внеурочной деятельности образовательного учреждения приведена ниже.
План внеурочной деятельности
___________________________________________________________
(образовательное учреждение)
Направление внеурочной деятельности |
Форма организации внеурочной деятельности |
Кол-во часов |
|||
|
|
I |
II |
III |
IV |
спортивно-оздоровительное |
|
|
|
|
|
духовно-нравственное |
|
|
|
|
|
социальное |
|
|
|
|
|
общеинтеллектуальное |
|
|
|
|
|
общекультурное |
|
|
|
|
|
Всего по классам |
|
||||
ИТОГО |
|
Кроме плана внеурочной деятельности, проектируемого на все образовательное учреждение, целесообразно использовать:
-индивидуальную карту занятости обучающегося во внеурочной деятельности;
-общую карту занятости обучающихся класса во внеурочной деятельности.
Индивидуальная карта занятости обучающегося _______________класса
_________________________________________________________________
(Фамилия Имя Отчество)
во внеурочной деятельности
Направление внеурочной деятельности |
Форма организации внеурочной деятельности |
Кол-во часов |
Общий объем (в час.) |
|||
|
|
|
I |
II |
III |
IV |
спортивно-оздоровительное |
|
|
|
|
|
|
духовно-нравственное |
|
|
|
|
|
|
социальное |
|
|
|
|
|
|
общеинтеллектуальное |
|
|
|
|
|
|
общекультурное |
|
|
|
|
|
|
ИТОГО |
|
|||||
В том числе:
|
за счет внебюджетных средств |
|
||||
за счет бюджетного финансирования |
|
Общая карта занятости обучающихся _____ класса
во внеурочной деятельности
Заполнение индивидуальных карт целесообразнее всего выполнять родителям (законным представителям) обучающихся с периодичностью один раз в год и возможностью корректировки (при необходимости) во втором полугодии. Заполненные индивидуальные карты сдаются классному руководителю, который составляет общую карту занятости обучающихся класса во внеурочной деятельности.
Каковы возможные направления взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей в условиях реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС начального и основного общего образования?
В федеральных государственных образовательных стандартах начального и основного общего образования зафиксировано, что соответствующая основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением через организацию урочной и внеурочной деятельности. При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей.
В качестве возможных направлений взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей в условиях реализации внеурочной деятельности можно выделить:
- реализацию курсов внеурочной деятельности;
- обеспечение индивидуальных образовательных потребностей обучающихся (например, посредством сопровождения индивидуальных учебных планов для одаренных детей);
- организацию тематических каникулярных лагерных смен, летних школ;
- реализацию программ, входящих в основную образовательную программу соответствующей ступени общего образования (например, программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни);
- учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы соответствующей ступени общего образования;
-создание условий для реализации основной образовательной программы соответствующей ступени общего образования, в первую очередь, кадровых (например, через деятельность стажировочной площадки), материально-технических (в том числе, через модель базового учреждения в рамках сетевого взаимодействия) и других. При осуществлении такого взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей необходимо помнить, что внеурочная деятельность направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения соответствующей основной образовательной программы, что накладывает определенные ограничения, в частности, на программы курсов внеурочной деятельности в аспекте их структуры, содержания, направлений, методического инструментария и т.д.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Как мы видим, в новом Федеральном государственном образовательном стандарте внеурочной деятельности школьника придаётся особо важное значение. Организация содержательно насыщенной жизнедеятельности ребенка после уроков призвана обеспечить высокое качество современного российского образования.
Исходя из новых веяний и наше учреждение приступило к реализации ФГОС через дополнительное образование.
Прежде всего — это внедрение метапредметных связей на занятиях. Метапредметные связи - это не просто интеграция, дополнение одной науки другой, это своеобразная синтезация знаний, умений и навыков, это формирование видения мира,понимание места и роли человека в нём.
Сложность внедрения метапредметных связей в дополнительном образовании состоит в том, что педагог должен изучить программу школьного курса, образовательный стандарт, а затем внести коррективы в свою образовательную программу, построить индивидуальный образовательный маршрут ребенка.
В ДДТ разработан план мероприятий по внедрению ФГОС в образовательный процесс, который реализуется 4 направлениям:
- Взаимодействие дополнительного образования и внеурочной
работы через организацию и проведение фестивалей, праздников, концертов,
выставок, смотров и других массовых меро-
приятий для обучающихся города и района.
- Построение индивидуального образовательного маршрута ре-
бенка, ориентированного на личностные и
метапредметные результаты . Работа с индивидуальными маршрутными книжками.
Процесс обучения в ДДТ направлен на построение индиви-
дуального образовательного маршрута ребенка, ориентированного на личностные и
метапредметные результаты. В 2011 - 2012 учебном году заведены индивидуальные маршрутные книжки на способных и одаренных обучающихся, педагогами МО декоративно — прикладного творчества ведутся портфолио обучающихся, что дает возможность построения индиви-
дуального образовательного маршрута ребенка, ориентированного на личностные и
метапредметные результаты. В 2012 — 2013 уч. году планируем завести всем обучающимся индивидуальные маршрутные книжки.
Я считаю, что маршрутные книжки являются для нашего учреждения наиболее приемлемым вариантом. На протяжении трех лет МО декоративно — прикладного творчества работало над темой «Портфолио как форма мониторинга продвижения воспитанника в освоении образовательной программы». В связи с тем, что в школах на данный момент активно внедряется работа с портфолио, с целью исключения дублирования, мы ввели индивидуальные маршрутные книжки, которые можно будет в последствии сделать частью портфолио.
В процессе обучения педагоги ДДТ используют метапредметные технологии, направленные на осво-
ение обучающимися универсальных учеб-
ных действий (познавательные, регулятив-
ные и коммуникативные).
Образовательные технологии и методы, применяемые для реализации идей метапредметности:
- Разработка методических рекомендаций «Метапредметные технологии»
- Работа школы профессионального роста по теме «Внедрение метапредметного подхода в образовательно — воспитательный процесс обучения»
- Обучение в Федеральной заочной школе «Ступени творчества»;
Обучающиеся объединеий «Жар — птица» , «Ромашка» , «Юные мастера» зачислены в Федеральную заочную школу для одаренных детей «Ступени творчества» и для них педагогами разработана индивидуальная траектория обучения.
- Участие обучающихся в Интернет конкурсах;
Педагоги декоративно — прикладного творчества успешно используют в работе со способными и одаренными интернет. Работы обучающихся принимают участие в Международном фестивале детского творчества «Звезды нового века» и на данный момент имеется уже 3 призера из 8 выставленных работ .
- Ежегодная выставка работ обучающихся «Первый шаг»;
- Отчетные концерты детских объединений ДДТ
ДДТ систематически осуществляет взаимодействие до-
полнительного образования и внеурочной
работы через фестивали, праздники, концерты,
выставки, смотры и другие массовые меро-
приятия, где можно отследить как обучающиеся реализуют освоенные учебные действия. Это является своеобразной рекламой деятельности учреждения.
- Участие в конкурсах различных уровней
- Ретрансляция опыта работы через МО педагогов
В ДДТ систематически обобщается опыт работы педагогов. У педагогов обобщен опыт работы на районном уровне.
- Ретрансляция опыта работы через Интернет на сайтах Внешкольник. РФ и NUMI.RU
Ретрансляция опыта работы педагогов происходит как в учреждении, так и через Интернет. Опыт работы работы педагогов представлены в Интернете на сайте NUMI.RU На этой же странице представлены образовательные программы педагогов , программа мониторинга образовательно — воспитательной деятельности ДДТ.
- Изучение метапредметных технологий
- Экспериментальная работа.
С 2010 учреждение работает в режиме эксперимента по теме «ДДТ — среда воспитания духовно — нравственной личности». В ДДТ проводятся исследования с обучающимися, их родителями и педагогами, с последующими рекомендациями. Ежегодно проводятся праздники «Рождество Христово», «Пасхальная радость», месячники правовых знаний, здоровьесбережения, «Государственные символы Российской Федерации»; встречи с представителями власти, ЗАГСа, Сбербанка, духовенства.
Накапливается информационный и справочный материал на электронных носителях; банк контрольных измерителей воспитательной работы, что ведет к созданию и развитию системы мониторинга воспитательной деятельности и позволяет отслеживать эффективность процесса воспитания, определять его дальнейшее развитие.
- Проведение круглогодичного конкурса «Педагог месяца»
-Участие в профессиональном конкурсе педагогического мастерства «Сердце отдаю детям»
ДДТ организует каникулярное время детей. Лагерь гармонического развития «Радуга» пользуется большой популярностью у детей города.
Одной из причин такой популярности, на мой взгляд, является работа кружков( музыка, танцы, изо, рукоделие), театрализованные представления на открытие и закрытие лагеря, где обучающиеся могут самореализоваться.
Подводя итоги сказанному, хотелось бы отметить, что национальная образовательная инициатива, в первую очередь, рассчитана на систему общего образования. Однако роль учреждений дополнительного образования детей в ее реализации является настолько значительной, что деятельность
педагогических коллективов УДОДов становится важным фактором успешности «Нашей новой школы».
Список рекомендованной литературы и интернет- ссылок:
Золотарева А.В. Проблемы и перспективы включения дополнительного образования детей в процессе реализации ФГОС. Информационно — методический журнал « Внешкольник» №3, 2011 г. с.15
Иванова И.А., Максимова Е.Д., Попова И.Н. Индивидуальная маршрутная книжка обучающегося как инструмент управления качеством дополнительного образования в учреждении дополнительного образования детей в учреждении дополнительного образования детей. Информационно — методический журнал « Внешкольник» №1, 2011 г. с.43
Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М., 1994. Гл.3-6.
Кларин М.В. Педагогические технологии и инновационные тенденции в современном образовании //Инновационное движение в Российском школьном образовании // Под. ред. Э Днепрова, А Каспаржака, А. Пинского. – М., 1997. – с. 351.
Булатова О.С. Арт-педагогический подход в образовании. – Тюмень, 2004.
Хуторской А.В. Метапредмет "Мироведение": Экспериментальный интегрированный курс. Пособие для учителя. - Черноголовка, 1993. - 70 с.
Хуторской А.В. Метапредмет "Числа": Экспериментальный интегрированный курс. - Черноголовка, 1994. - 68 с.
Хуторской А.В. "Стихии мира" в экспериментальном метапредмете "Мироведение" // Частная школа. - 1992. - № 2. - С. 18-29.
Хуторской А.В. Мироведение: Эвристическое пособие для учеников 5-9 классов. - Ногинск, 1995. - 94 с.
Музыкальное образование в школе. Под ред. Л.В. Школяр. – М., Академия, 2001, 232 с.
Примерные программы по учебным предметам. Искусство 5-9 класс. Серия «Стандарты нового поколения». – М., Просвещение, 2010.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Серия «Стандарты второго поколения». – М., Просвещение, 2010.
Как спроектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Начальная школа. Серия «Стандарты второго поколения». – М., Просвещение, 2010.
Планируемые результаты начального общего образования. Серия «Стандарты второго поколения». – М., Просвещение, 2010.
http://pskovmuzmo.ucoz.ru/load/raznoe/standarty_2_pokolenija_po_iskusstvu/6-1-0-62