ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Методическая работа Фольклор, как средство формирования личности, способной к самореализации и самовыражению
В обобщённом опыте показано на конкретных примерах как можно через фольклор, сформировать личность, способную к самореализации и самовыражению. В опыте Татьяны Ивановны описано использование личностно ориентированного подхода обучения, его традиционных и нетрадиционных методов: метода экспрессии в творческой ситуации, метода развития творческого самочувствия, игровых методов; дано описание применения здоровьесберегающих технологий на занятиях; описано положительное влияние на психологическое здоровье детей народных песен, игр, потешек.
Подготовили: педагог дополнительного образования Т.И. Хлопотова, методист Л.В. Белоцерковская
МОУ ДОД «Дом детского творчества»
г. Благодарный, 2008 год.
Описание опыта работы педагога дополнительного образования Хлопотовой Татьяны Ивановны
по теме: «Фольклор, как средство формирования личности, способной к самореализации и самовыражению».
Формирующееся новое общество требует и новых решений в воспитании будущего своей страны – подрастающего поколения.
Воспитание детей в современном обществе происходит в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации и т. д. В то же время реформирование вызвало социальное расслоение общества, снижение уровня жизни большинства населения и другие негативные последствия.
На фоне этих изменений в педагогической науке идут серьёзные поиски путей совершенствования воспитания детей. Одно из исходных положений этих поисков состоит в том, что человек есть саморазвивающаяся, самоопределяющаяся, самореализующаяся личность.
Ребёнок – человек ещё не самодостаточный для саморазвития в силу своего возраста и главная роль педагога – создать условия для саморазвития личности, удовлетворения его внутренней нужды и запросов. Необходимо дать воспитаннику свободу в способах формирования своих взглядов и убеждений, поведения, отношения к миру и себе – своего внутреннего мира.
Вторая основополагающая идея: ребёнка не надо переделывать. И здесь для педагога встаёт основная задача: своими «воздействиями» на воспитанника он должен добиться, чтобы ребёнок сам хотел и стремился быть хорошим.
Думается, что эти идеи выросли не на пустом месте. Изучая опыт работы педагогов дополнительного образования, преданных своему делу, я сделала вывод, что оно может создавать условия для творческой самореализации детей, обеспечивая ребёнку дополнительную возможность для духовного, интеллектуального и физического развития. На мой взгляд, в дополнительном образовании более ярко выступает возможность разрабатываемых сегодня новых подходов в воспитании детей. Это и гибкость образовательной системы, меньшая наполняемость учебных групп по сравнению с классом школы, вариативность, выполнение социального заказа самих детей, их родителей, содействие развитию ребёнка в приемлемом для него темпе, - всё это позволяет индивидуализировать воспитательный процесс, создать неформальные отношения ребёнка и педагога, при желании обеспечить участие родителей в образовательном процессе.
Учреждение дополнительного образования детей позволяет развивать разнообразие направлений деятельности детей и форм организации учебно – воспитательной работы. Одной из них, которая привлекает многих детей и их родителей, является музыкальный фольклор.
Меня с детства окружало фольклорное пение, которое я слышала от своих
близких: бабушки и мамы. И с тех самых пор народное пение является частью меня самой.
Музыкальный фольклор как искусство синкретическое, в котором исключительно ярко выражено игровое начало, может быть использован как одно из условий формирования в детях нравственного, эстетического, интеллектуального и физического потенциала.
В силу своих художественных особенностей народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведено в самостоятельной деятельности, а это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, создает эмоционально благоприятную обстановку для детей. Они получают эмоционально – положительное подкрепление в виде успешного осуществления деятельности, испытывая от этого чувство уверенности и связанного с ним удовольствия. Занимаясь художественно – творческой деятельностью, особенно фольклорного характера, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий. Эти изменения я вижу уже к концу каждого занятия.
Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех, улыбку задорная пляска, музыкальная игра, хороводы. И все это психологическая разгрузка.
Эстетические идеалы, заложенные в песне, оказали благотворное влияние на многие поколения людей, поэтому я считаю, что настоящее время актуально возрождение и развитие культурного наследия нашего народа.
Детские песни являются большой художественной ценностью,
представляют интерес как образцы разных стилей, разных исполнительских манер, характерных для русского традиционного народного искусства. Именно в песенном творчестве отразились всей полнотой извечные стремления народа к свободе, правде, к счастью и справедливости. Широта использования фольклора находится в прямой зависимости с преемственностью традиций и нужно сделать все, чтобы именно дети, подростки, молодежь подхватили народные песни, дали им второе дыхание: «Запоют дети – запоет вся страна».
Опираясь на опыт работы заслуженного работника культуры педагога Ставропольского училища искусств Л.А.Якоби, используя методическую помощь художественного руководителя ансамбля «Степные зарницы» Пянзина А.Н. и хормейстера ансамбля Н.А. Коржовой, изучив огромное количество методической литературы, я нашла свой вариант решения проблемы по изучению обычаев, песен, традиций, обрядов.
Воплощением стало создание ансамбля народной песни «Родничок», в котором занимаются дети в возрасте от 5-х до 17 лет. Девизом ансамбля является крылатая фраза: «Как родники питают реки, так детское творчество вливается в могучее русло народного искусства».
Мною разработана и реализуется образовательная программа ансамбля «Родничок», цель которой - духовно – нравственное развитие личности, воспитание в ребёнке ощущения счастья бытия и творчества, в котором народное искусство остаётся вечным уроком красоты; сохранение и популяризация русских, казачьих национальных традиций, изучение народных песен. Срок реализации программы 3 года.
В своей работе я применяю различные педагогические технологии. Так применение личностно ориентированного подхода на моих занятиях обеспечивает: самопознание детей, развитие у них рефлексивных способностей, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования и самоопределения, введение обучающихся в мир ценностей и оказание им помощи в выборе личностно значимой системы ценностных ориентаций; приобщение к системе знаний о культуре, фольклоре, истории своего народа, как основе духовного развития; формированию у обучающихся разнообразных способов деятельности, творческих способностей.
В своей практике работы кроме традиционных методов личностно ориентированного подхода хорошие результаты даёт применение нетрадиционных: метод экспрессии, основные этапы которого спланированы мною так:
Данный метод даёт личностному развитию ребёнка:
Метод развития творческого самочувствия включает в себя игры и задания по развитию регуляции навыков произвольного поведения, чувства партнёрства, воображения, наблюдательности, ритма. Особое место здесь я уделяю использованию элемента «театрализации» на своих занятиях, приводящего детей к социальной адаптации и повышающего уровень его коммуникабельности.
Метод творческого самовыражения помогает мне привести каждого ребёнка в соприкосновение с собственным творчеством, дать ему возможность почувствовать сопричастность к миру, помочь ему найти точку опоры в своей уникальности. Уметь найти резервы в собственной индивидуальности - ценнейшее умение, необходимое личности в прогнозировании и дальнейшем формировании своей жизненной позиции.
Большое внимание уделяю развитию детского фольклора, подготавливаю с детьми культурно- массовые мероприятия. Детский фольклор и детская культура служат приобщению ребенка к сообществу людей - взрослых и сверстников. Обращение к детскому игровому фольклору объясняется тем, что современные дети становятся в играх все менее певучи, "безгласнее". А ведь игра развивает и держит в форме все человеческие способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, пластичность.
Вот возьмем, к примеру, загадку. Древнейшее и до сих пор актуальное назначение загадки - учить, развивать воображение, проверять, испытывать способности, делать выводы. Они помогают увидеть мир по-новому, необыкновенно поэтически. Вот попробуйте отгадать: «отцова сундука не подымешь, матушкина столешника не скатаешь, братнина коня не обуздаешь». Загадки, сравнения и эпитеты развивают творческое мышление, способствуют развитию коммуникативных навыков. Загадками можно начинать и заканчивать игровые занятия.
Ещё один тип словесной игры – скороговорки - это упражнения для улучшения артикуляции, выработки хорошей дикции, кроме того-это крошечные художественные произведения.
Важным способом распределения в игре являются считалки. Темы для них беру из песен, из литературы: "раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять..."
Игра развивает физические, психические интеллектуально-эстетические возможности ребенка.
И, как результат применения данных методов, ансамбль «Родничок» представляет концертные программы и выступления высокого уровня на городских, районных, краевых конкурсах и культурно-массовых мероприятиях.
Огромное внимание я уделяю внедрению здоровьесберегающих технологий. Мною разработан комплекс дыхательных упражнений и распевок для профилактики заболеваний органов дыхания, комплекс игровых моментов для профилактики развития сколиоза, раннего остеохондроза.
В индивидуальной работе я большое значение уделяю развитию сценической культуры, эмоциональному исполнению песни, умению передавать характер песни.
Мои обучающиеся хорошо усваивают программу детского объединения. Системно ведётся работа с одаренными детьми, обучающимися по программе «Радуга возможностей». И, как результат применения данных методов, воспитаны вокалисты Галенин Евгений, Донец Виктория, ставшие дипломантами 2 и 3 степеней в краевых и Всероссийских фестивалях.
Количество одаренных детей в ансамбле « Родничок».
Мониторинг освоения образовательной программы обучающимися ансамбля «Родничок»
В своей работе я привлекаю детей к подготовке и составлению концертных программ, выбору репертуара ансамбля и самостоятельной работе с определёнными формами народного творчества. Мною были разработаны эскизы костюмов с использованием элементов народного орнамента, отделки, обработки.
Количество изготовленных комплектов костюмов.
Ансамбль « Родничок» является постоянным участником культурно – массовых мероприятий. Результаты деятельности обучающихся:
Творческие достижения обучающихся (количество призовых мест в районных, краевых и всероссийских конкурсах).
Участие ансамбля «Родничок» в культурно – массовых мероприятиях.
Конечный результат моей деятельности – воспитание нравственно развитой личности, способной к самореализации и самовыражению в будущей жизни.
Список использованной литературы