ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Методическая работа Применение личностно-ориентированного подхода как средства формирования духовно-нравственной личности
В опыте работы педагога дополнительного образования описаны формы и методы работы по обучению детей навыкам вязания крючком и спицами, жаккардового вязания картин - икон, формы и методы духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения.
Описание опыта работы педагога дополнительного образования Обжогиной Валентины Карповны по теме: «Применение личностно ориентированного подхода как средства формирования духовно-нравственной личности».
Подготовили методист Л.В. Белоцерковская, педагог дополнительного образования В.К. Обжогина
МОУ ДОД «Дом детского творчества»
г. Благодарный, 2010 год.
Обжогина Валентина Карповна имеет стаж педагогической работы 47 лет.
В Доме детского творчества работает 37 лет.
С 1982 года она преподает детям ручное вязание.
Работа с детьми младшего и среднего школьного возраста требует умения живо и интересно преподносить учебный материал своего направления, в особенности такого «скучного», как вязание (ведь от ребенка требуется целый набор личностных качеств: аккуратность, усидчивость, внимание, терпение - чтобы он смог научиться выполнять даже самые простые вязаные изделия). Литературы о вязании много. В основном это различные схемы, описания, образцы вязания изделий, напечатанные в журналах и книгах, есть и методические пособия для учителей технологии. Но во всем многообразии литературы нет конкретных рекомендаций, как помочь обучающимся быстро и осознанно научиться вязать.
Почему быстро?
Потому что детям результат нужен сразу.
Почему осознанно?
Потому что чем быстрее ребенок научится осознавать свои действия с крючком, спицами и клубком пряжи, тем быстрее он станет самостоятельным в творчестве. А творческая деятельность (не только в вязании) позволит ребенку приобрести важное чувство уверенности, успешности, а, следовательно, внутренней и социальной защищенности.
Во время обучения воспитанников Валентина Карповна придумывает такие приемы, чтобы ребенок смог легче освоить азы вязания.
Для этого из большого разнообразия петель и столбиков, различных техник, приемов и способов вязания она выделяет самые главные, которые можно положить в основание обучения.
Для облегчения понимания детьми учебной задачи педагог старается задействовать все возможные способы детского восприятия: тактильные, зрительные, слуховые. Этому способствует дидактическая игра «Ладошка - домик для петелек», заимствованная у педагога дополнительного образования Ермаковой И.Н.Эта игра очень нравится детям.
Обжогиной Валентиной Карповной разработана и реализуется образовательная программа «Клубок - души связующая нить».
Главной задачей разработанной программы «Клубок - души связующая нить» педагог считает следующее: научить, детей умению свободно переходить по мере необходимости от репродуктивного труда к творческой деятельности. Опыт работы над реализацией программы подсказал, какие базовые компетенции нужно сформировать в воспитанниках, чтобы данная задача могла быть решена. Их, на взгляд педагога, три. Первая из них носит рабочее название «Четыре главных умения». Это те умения, которым необходимо научить детей на начальном этапе. Последовательность их приобретения детьми также важна. Итак, осваивая азы вязания, ребенок последовательно должен усвоить следующие умения:
а) умение называть петли (то есть знать их названия и уметь их проговаривать);
б) умение провязывать петли ;
в) умение узнавать петли в вязаном полотне;
г) умение читать схемы (то есть знать условные обозначения петель и столбиков и «прочитывать» их в «тексте» схемы).
Быстрое усвоение и закрепление учебного материала происходит в результате следующих действий педагога: применения в обучении дидактических игр и систематического выполнения с детьми разнообразных заданий типа «схема – образец», «образец - схема» (педагогом разработана система таких упражнений, дополненная вязаными образцами и схемами).
Опыт показывает, что детям в начале обучения не хватает терпения и совсем не интересно вязать большие изделия и квадратные образцы. Поэтому, чтобы не только научить, но и заинтересовать вязанием, необходимо было подобрать образцы изделий небольшого размера, что помогло бы ребенку выполнять их за одно занятие. При обучении вязанию крючком выход нашелся быстро. Материал, который отвечает таким требованиям, нашелся в ирландском вязании: это различные плоские цветочки. Дети с удовольствием их вяжут и с неменьшим удовольствием выполняют коллективные работы - составляют композиции из своих изделий (различные панно).
Вторую базовую компетенцию педагог назвала «Освоение способов вязания». Изучение способов вязания дается последовательно, от простого к сложному.
На втором году обучения обучающиеся изучают и отрабатывают более сложные виды вязания (ажурные, рельефные узоры, вязание крючком по кругу, частичное вязание, убавление). После освоения этого материала предлагаются варианты выполнения изучаемых видов вязания узоров и другими способами (по желанию ребенка).
Для закрепления данной базовой компетенции, помимо выполнения практических вязаных работ, педагог использует разнообразные задания типа «образец - схема», что способствует осознанному освоению детьми учебного материала.
Третьей базовой компетенцией педагог считает умение работать со схемами и описаниями вязаных изделий. В рамках данной компетенции необходимо сформировать в воспитанниках следующие умения и навыки:
На начальном этапе обучения вязанию эти умения отрабатываются на выполнении упражнений типа «образец - схема»,в дальнейшем - в процессе выполнения творческих работ.
Для занятия вязанием требуется не только овладение конкретными техническими приемами того или иного народного промысла, но и знание основ композиции и умение фантазировать. Только сочетание теоретических знаний и уверенное владение техническими приемами в совокупности с собственными эстетическими представлениями позволит выработать индивидуальный авторский стиль, подняться на высокий художественный уровень.
Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии. Творчество — сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом, центром.
Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка. Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций как от процесса деятельности, так и от полученного результата.
Творческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Последние, в свою очередь определяют успех учебы ребенка
Творческая деятельность развивает личность воспитанника, помогает ему усвоить моральные и нравственные нормы — различать и зло, сострадание и зависть, смелость и трусость, т.д. Создавая изделия творчества, ребенок отражает в них свое видение жизненных ценностей, свои личностные потребности.
Творчество делает ребенка богаче, полнее, радостнее. Поэтому так важно развивать воображение ребенка, особенно занимающегося творческой деятельностью.
Творчество – основная составляющая на занятиях Обжогиной Валентины Карповны.
Интересной находкой стала работа воспитанников по вывязыванию кукол.
Однажды Валентина Карповна увидела в журнале "Мода" маленьких рождественских куколок. И ей пришла идея попробовать связать таких с детьми. Но прежде чем научить своих воспитанников чему-нибудь, она должна обязательно попробовать выполнить эту работу сама. Так, в объединении "Мечта" появились новые шедевры - дети стали мастерски вязать кукол уже и больших размеров. И вскоре творческое ремесло вязальщиц переросло в настоящее искусство.
Самым большим достижением объединения стало вязание... репродукций классических картин.
"Мечтатели" занимаются вязанием картин уже более 10 лет. Сначала выполняли простейшие работы (знаки зодиака, маленькие слоники, киты, цветочки), где использовались всего 5-6 цветов пряжи. А позже стали вязать в технике жаккардового вязания иконы и картины, где использовали более 100 цветовых оттенков.
Вязание икон - картин основано на жаккардовом переплетении. Это достаточно сложный и длительный процесс, при работе над одной иконой- картиной воспитанники используют несколько мотков разноцветных ниток, множество оттенков одного цвета.
Увидев картину издали можно подумать, что картина бархатная или ковровая.
Раньше была проблема — найти схему картины, иконы. В работе использовали схемы картин, икон для вышивания. Сейчас для разработки схемы будущей картины используют информационные технологии.
Особого внимания заслуживает духовно – нравственное воспитание при работе над картинами – иконами. Перед тем как начать работу, ребята 2 и 3 годов обучения составляют проект, в нём описывается икона, которой предстоит появиться на свет: подробно изучается история ее обретения; чудеса, происходящие с ней; связанные с ней предания. Когда ребенок узнает историю того или иного образа, он приобщается к духовным истокам той святыни, которую решил связать.
Работа над картинами – иконами в технике жаккардового вязания выявила проблему культурного и духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения.
Сложившаяся под влиянием политических установок XX столетия позиция отрицания значимости культурного наследия прошлого существенно исказила взгляд на сущностную природу национальной культуры и искусства, способствовала формированию отношения к историческому прошлому как к чему-то примитивному, отсталому, убогому. И сегодня, заново обращаясь к национальному народному русскому искусству, погружаясь в понимание его природы и образного языка, занимаясь реконструкцией утраченного, воспитанники открывают для себя многозначный и необычайно глубокий мир значений, представлений, символов и образов, которые на протяжении многих столетий шлифовались, трансформировались и видоизменялись под влиянием различных факторов, сохраняя при этом свою первозданную красоту, логику и непреходящую значимость.
Отказавшись от упрошенных взглядов на национальную культуру и традиции народных ремесел, общество осознало свою несостоятельность в следовании национальным культурным образцам. Потребовались серьезные целенаправленные усилия различного характера, чтобы народное
творчество заняло достойное место среди современных технологий социально-культурной деятельности, получило научное историко-культурологическое осмысление, обрело реликтовый статус, своих приверженцев, хранителей и носителей.
Задача восстановления, сохранения и распространения культурного наследия всегда сопряжена с большими сложностями. В данном случае она неизмеримо усложняется наличием многообразия религий, образцов народной культуры, сохраняющих в себе черты народного быта и уклада жизни многочисленных народностей, проживавших на обширных российских территориях, в том числе и на территории Северо - Кавсказского Федерального округа. Состояние длительной заброшенности и всеобщего забвения, недостаточность научного этнокультурного материала, создает дополнительные трудности в усвоении и популяризации традиционной народной культуры, духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения.
Выходом из данной ситуации стало введение в образовательный процесс образовательной программы «Я сердце на любовь настрою». Основной целью данной программы является духовно – нравственное становление личности. Через реализацию программы спецкурса раскрывается нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры русского народа, формируется осознанные патриотические чувства, основанные на понимании тех духовных ценностей, которые рождены веками длительного исторического пути нашего народа.
Педагог убежден, что любые творческие достижения детей не должны остаться без внимания, поэтому интересные работы оформляются в виде выставки. Экспозиции творческих работ представляются как важное событие в жизни ребенка. Это позволяет детям проявлять активность, самореализовываться, воспринимать действительность и конструировать художественные образы, развивать воображение и оригинальность мышления.
Выставки работ обучающихся проводятся как в Доме детского творчества, так и на выставочных площадках различного уровня.
Так, например, в 2007 году на протяжении всего лета работы объединения "Мечта" экспонировались в историко-краеведческом музее г.Благодарного, где получили высокую оценку посетителей.
А в 2009 году работы обучающихся объединения были представлены на выставке в районной библиотеке.
В арсенале наград дипломы краевых выставок: «Рождественские звёзды» (2003г.),« Самый светлый праздник» (2005 г – 2007 г. –8 дипломов), краевой научно – практической конференции « За юным изобретательством - будущее!» (2005 г. – I место по Южному Федеральному округу); международное признание на творческом конкурсе «Христос рождается – славите!» (2006 г.), 3 Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира» (2008 г.), конкурса молодых дарований «Светлый ангел» (2009 г. )
В апреле 2010 г. Бабаянц Эльмира стала лауреатом конкурса молодых дарований «Светлый ангел» , а Петросьянц Гретта - дипломантом III степени конкурса молодых дарований «Светлый ангел» в номинации «Вслед за святителем Игнатием»
Мониторинг творческих достижений обучающихся.
Воспитанники Валентины Карповны показывают высокий уровень знаний на итоговой аттестации.
Мониторинг итоговой аттестации обучающихся
Валентину Карповну отличает неиссякаемая энергия, тонкий эстетический вкус, чувство меры, изящества во всем.
Педагог пользуется заслуженным авторитетом среди коллег, учащихся и их родителей.
Список использованной литературы