foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

МУ ДО "ДДТ"

город Благодарный

 
 

Данная программа предназначена для здоровых детей в возрасте 6-15 лет. Рассчитана на прохождение курса в режиме занятий в учреждениях дополнительного образования. Программа ритмопластики предполагает занятия хореографического и физкультурно – спортивного профилей, соответственно возраста и подготовки обучающихся.

Образовательная программа ритмопластики «Гармония».

Составитель Афанасенко Т.С., педагог дополнительного образования детского объединения «Грация»

МОУ ДОД  «Дом детского творчества»

г.Благодарный, 2007 год.

 

  1. Пояснительная записка

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики. Об этом знали еще в Древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой прекрасного является Гармония. По мнению Платона, « трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и для души.

Ритмопластика-предмет, обучающий детей свободному владению своим телом. В нем органично соединены два компонента: полная подчиненность внутренним законам музыкальной формы, диктующей ритмическую организацию движений и легкость их практического исполнения. Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, основанные на движениях под музыку. Они развивают музыкальный слух и двигательные способности, а также психические процессы, которые лежат в их основе. Ритмическая пластика характеризуется как «свободное движение, не подчиненное законам классического танца, с использованием и совмещением танцевальных и жизненных положений тела обучающегося».

Новизна программы заключается в том, что особое внимание уделяется всесторонней подготовке обучающихся, они легче справляются со сложными

движениями в танце, отлично укрепляют своё здоровье. Для этого используются различные средства спортивной и танцевальной деятельности. Ритмика способствует развитию музыкального слуха, подготавливает организм ребенка к дальнейшей деятельности на занятиях. Хореография способствует развитию правильной осанки, развивает устойчивость, координацию движений, лёгкость и изящество выполнения элементов. Гимнастика - отличное средство для развития вестибулярного аппарата, значительно повышает координацию, развивает гибкость. Общая физическая подготовка (ОФП) является процессом разностороннего развития физических качеств, функциональных возможностей и систем организма, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности. Танцевальные движения не ограничиваются в определенных рамках. Систематические занятия ритмопластикой повышает двигательную активность, улучшают осанку, благоприятно влияют на сердечнососудистую и дыхательную системы занимающихся. В процессе занятий создаются благоприятные условия для общения, воспитывается чувство коллективизма, взаимопомощи, дисциплинированность и другие необходимые занимающимся качества. Все это делает упражнения ритмической гимнастики в сочетании со словом преподавателя, музыкой и условиями, в которых проводятся занятия мощным комплексным средством и методом воздействия в оздоровительном, образовательном и воспитательном отношении. Основными в освоении программы  являются принципы"от простого к сложному", "посмотри и повтори","повтори вместе с партнерами","осмысли и выполни","от эмоций к логике", "от логики к ощущению". Знакомство с танцем начинается с музыки, далее с ритмическим характером и темпом. Освоение элементов происходит постепенно, поэтому иногда можно идти по пути параллельного освоения фигур (движений, танцев). В результате такой работы у обучающихся расширяется двигательный кругозор, и освоение танцев происходит быстрее.

Техника движений объясняется в последовательности:

куда наступаем (как переносим вес)

как ставим ногу (как работает стопа)

что делает колено

как работают бедра

что делает корпус

как танцуют руки

как направлен взгляд (что делает голова)

Информация наслаивается одна на другую, и ,если на каком-то этапе вдруг, начинает пропадать уже достигнутое, необходимо на время вернуться назад и еще раз подойти к нужному рубежу.

Программа предусматривает преподавание и освоение программы по "восходящей спирали", т.е на каждом этапе мы возвращаемся к пройденному на более высоком и сложном уровне.

Данная программа предназначена для здоровых детей в возрасте 6-15 лет. Рассчитана на прохождение курса в режиме занятий в учреждениях дополнительного образования.

Набор детей в группы осуществляется при наличии медицинской справки о состоянии здоровья ребенка.

Программа  ритмопластики предполагает  занятия хореографического и физкультурно – спортивного профилей, соответственно возраста и подготовки обучающихся.

В соответствии  санитарно-эпидемиологическими  правилами  и нормативами СанПиНа 2.4.4.1251-03, рекомендуемым режимом занятий детей на программу отводится:

  • группа первого года обучения (младший школьный возраст, физкультурно - спортивный профиль) - 3 часа в неделю, 108 часов

•    группа  первого года обучения (младший школьный возраст, хореографический профиль) – 4 часа в  неделю – 144  часа;

•    группа первого года обучения (младший школьный возраст, физкультурно - спортивный профиль) -  2 часа в неделю, 72 часа

•    группа третьего  года обучения (средний школьный возраст, физкультурно - спортивный профиль) -  6 часов в неделю, 216 часов

•    группа третьего года обучения (старший школьный возраст, физкультурно - спортивный профиль) – 8 часов в неделю – 288 часов.

Занятия ритмопластики с обучающимися рассматриваются как часть системы образования, воспитания и развития личности ребенка.

Цель данной программы – развить  личность ребёнка через гармоничное сочетание музыки и движений, развить у детей музыкально-пластические способности; приобщить к миру искусства.

Задачи:

  • Обучающие - обучить учащихся основам хореографии, акробатике, ритмике, общей физической подготовке.
  • Развивающие - развить физические качества (силу, гибкость, выносливость, быстроту, ловкость);  развить музыкальный вкус и кругозор; развить танцевальные данные (выворотность, прыжки, шаги, устойчивость и координацию); приобщить к совместному движению с педагогом; преодолеть физические недостатки, связанные с нарушением опорно-двигательного аппарата: сколиоза, лордоза, кифоза и др.
  • Воспитательные - психологически раскрепостить ребенка;

воспитать трудолюбие, терпение, коллективизм и взаимовыручку.

Организация учебно-воспитательного процесса.

Занятие по ритмопластике состоит из трех частей:

1) Подготовительная часть - направлена на подготовку организма к предстоящей работе.

2) Основная часть - здесь решается главная задача занятия.

3) Заключительная часть — постепенно снижается интенсивность работы, чтобы привести организм в состояние к дорабочему и создать условия благоприятные протеканию восстановительных процессов.

 Формы занятий:

  • Обучающие занятия - детально разбирается движение. Обучение

начинается с раскладки и разучивания упражнений в медленном темпе. Объясняется прием его исполнения. На занятие может быть введено не более 2-3 композиции.

  • Закрепляющие занятия — предполагают повтор движений или

композиций не менее 3-4 раз. Первые повторы выполняются вместе с педагогом.

  • Итоговые занятия - дети практически самостоятельно, без подсказки, должны уметь выполнить все заученные ими движения и танцевальные комбинации.
  • Импровизационная работа - на этих занятиях дети танцуют

придуманные ими вариации или сочиняют танец на тему, данную педагогом. Такие занятия развивают фантазию. Ребенок через пластику своего тела пытается показать, изобразить, передать свое видение образа.

Формы реализации и контроля

К числу важнейших элементов работы по данной программе относится отслеживание результатов.

 Чтобы определить ожидаемый результат, нужно знать, с чем пришли дети (стартовый контроль) и что получили на выходе (итоговый контроль). Способы и методики определения результативности образовательного и воспитательного процесса разнообразны.

На протяжении всего учебного процесса предлагается проводить следующие виды контроля:

  • практические зачеты;
  • творческие отчеты в форме концерта;
  • собеседование;
  • контрольные упражнения;
  • открытое занятие;
  • участие в конкурсах.

Контроль позволяет определить эффективность обучения по программе, обсудить результаты, внести изменения в учебный процесс. Контроль позволяет обучающимся, родителям и педагогу увидеть результаты своего труда, что создает хороший психологический климат в объединении.

В основу обучения детей первые два года необходимо положить игровое начало. Речь идет о том, чтобы сделать игру органичным компонентом занятия. Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры способствуют умению трудиться, вызывают интерес к занятию, к работе.

Воспитательная работа

Специфика обучения связана с постоянной физической нагрузкой. Но физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Она обязательно должна быть совместима с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением.

Цель воспитательной работы – воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного.

Формы воспитательной работы:

  • беседы, собрания;
  • игры;
  • праздники;
  • экскурсии;
  • конкурсы;
  • работа с родителями;
  • уроки нравственности;
  • коллективно-творческие дела.
  1. Тематический план

Группа первого года обучения (младший школьный возраст, физкультурно - спортивный профиль)

 

Содержание

 

Всего часов

 

Теория

 

Практика

 

1

Вводное занятие

1

1

-

2

 

Ритмика

15

3

12

3

Хореография

 

12

2

10

4

 

Танцевальные движения

 

15

3

12

5

 

Прыжки

 

15

3

12

6

 

Гимнастика

 

15

3

12

7

 

ОФП

15

3

12

8

 

Танцевальные композиции

 

20

3

17

Итого:

108

 

21

 

 

Группа  первого года обучения (младший школьный возраст, хореографический профиль)

 

Содержание

 

Всего часов

 

Теория

 

Практика

 

1

Вводное занятие

2

2

-

2

 

Ритмика

 

20

 

4

 

16

 

 

Хореография

 

18

 

4

 

14

 

4

 

Танцевальные движения

 

20

 

4

 

16

 

5

 

Прыжки

 

20

4

16

6

 

Гимнастика

 

22

4

18

7

ОФП

20

4

16

9

Танцевальные композиции

22

3

19

Итого:

144

29

 

 

 

Группа первого года обучения (младший школьный возраст, физкультурно - спортивный профиль)

 

Содержание

 

Всего часов

 

Теория

 

Практика

 

1

Вводное занятие

2

2

-

2

 

Ритмика

 

10

2

8

3

 

Хореография

 

6

2

4

4

 

Танцевальные движения

 

12

2

10

5

 

Прыжки

 

10

2

8

6

 

Гимнастика

 

10

2

8

7

 

ОФП

10

2

8

9

 

Танцевальные композиции

 

12

2

10

 

Итого:

72

16

 

Группа второго года обучения (средний школьный возраст, физкультурно - спортивный профиль)

 

Содержание

 

Всего часов

 

Теория

 

Практика

 

1

 

Ритмика

 

28

 

4

 

24

 

2

 

Хореография

 

32

 

6

 

26

 

3

 

Танцевальные движения

 

30

 

4

 

26

 

4

 

Прыжки

 

34

 

6

 

28

 

5

 

Акробатика

 

28

 

4

 

24

 

6

 

Танцевальные композиции

 

36

 

6

 

30

 

7

 

ОФП

 

28

 

4

 

24

 

 

Итого:

216

 

34

 

 

Группа третьего  года обучения (средний школьный возраст, физкультурно - спортивный профиль)

 

Содержание

 

Всего часов

 

Теория

 

Практика

 

1

Вводное занятие

2

2

-

2

 

Ритмика

 

30

2

28

3

 

Хореография

 

32

4

28

4

 

Танцевальные движения

 

30

4

26

5

 

Прыжки

 

30

4

26

6

 

Гимнастика

 

32

4

28

7

 

ОФП

28

2

26

9

 

Танцевальные композиции

 

32

2

30

Итого:

216

24

 

Группа третьего года обучения (старший школьный возраст, физкультурно - спортивный профиль)

 

 

Содержание

Всего часов

 

Теория

 

Практика

 

1

Вводное занятие

2

2

-

2

 

Ритмика

 

36

 

4

 

32

 

3

 

Хореография

 

40

4

36

4

 

Танцевальные движения

 

46

4

42

5

 

Прыжки

 

40

4

36

6

 

Гимнастика

 

40

4

36

7

 

ОФП

36

4

32

9

 

Танцевальные композиции

 

48

2

46

Итого:

288

28

 

Содержание программы

Группа первого года обучения (младший школьный возраст, физкультурно - спортивный профиль)

Задачи: привить интерес к занятиям, научить слушать музыку и сочетать движения, укреплять мышцы опорно-двигательного аппарата.

  1. Ритмика:
  • прослушивание музыкальных фрагментов;
  • похлопывание на ударные звуки, на каждый счет;
  • шаги под музыку на каждый счет, с движением в заданном направлении, с остановкой и изменением направления;
  • выполнение упражнений под музыку;
  • комплекс упражнений, включающих танцевальные элементы и ОФП;
  • приставной шаг, переменный шаг, ходьба на носках, бег на носках, галоп вперед, боком, подскоки.
  1. Хореография (со второго полугодия):
  • упражнения на середине зала, фиксирование осанки по 1, 2, 3 позициям рук;
  • упражнения лицом к станку, фиксирование осанки по 1, 2, 5 позициям ног, «Релеве» (поднимание) на полупальцы;
  • деми плие по 1, 2, 5 позициям;
  • упражнения боком к станку: «Релеве» по позициям, деми плие, «Батман тандю» (выставление ноги), «Батман тандю жете» (бросок ноги на 45-));
  • повороты на полупальцах, руки в 3 позиции на 90-180°.
  1. Танцевальные движения:
  • «Ковырялочка» с притопами;
  • припадание;
  • шаги «Польки»
  1. Прыжки:
  • отбивы по 6 позиции;
  • прыжок со сменой;
  • прыжок «Козлик» вперед;
  • разножка в сторону;
  • прыжок с двух на одну.
  1. Гимнастика:
  • корзиночка;
  • мост;
  • стойка на лопатках;
  • перекаты в группировке;
  • кувырок вперёд, назад;
  • стойка на руках;
  • шпагат (на правую ногу, на левую ногу, прямой).
  1. Танцевальные композиции:
  • простая композиция на основе шагов, лёгкого бега, поворотов.
  1. ОФП:
  • отжимания;
  • поднимание ног, лежа на спине;
  • поднимание туловища, лежа на спине;
  • «Лодочка», перекаты;
  • приседания.

Результативность: зачет по ОФП и акробатике по полугодиям.

Группа  первого года обучения (младший школьный возраст, хореографический профиль)

Задачи: привить интерес к занятиям, научить слушать музыку и сочетать движения, укреплять мышцы опорно-двигательного аппарата.

  1. Ритмика:
  • прослушивание музыкальных фрагментов;
  • прохлопывание на ударные звуки, на каждый счет;
  • шаги под музыку на каждый счет, с движением в заданном направлении, с остановкой и изменением направления;
  • выполнение упражнений под музыку;
  • комплекс упражнений , включающих танцевальные элементы и ОФП;
  • приставной шаг, переменный шаг, ходьба на носках, бег на носках, галоп вперед, боком, подскоки.
  1. Хореография:
  • упражнения на середине зала, фиксирование осанки по 1, 2, 3 позициям рук;
  • упражнения лицом к станку, фиксирование осанки по 1, 2, 5 позициям ног, «Релеве» (поднимание) на полупальцы;
  • деми плие по 1, 2, 5 позициям;
  • упражнения боком к станку: «Релеве» по позициям, деми плие, «Батман тандю» ( выставление ноги), «Батман тандю жете» (бросок ноги на 45 0);
  • повороты на полупальцах, руки в 3 позиции на 90-180°.
  1. Танцевальные движения:
  • «Ковырялочка» с притопами;
  • припадание;
  • шаги «Польки»
  1. Прыжки:
  • отбивы по 6 позиции;
  • прыжок со сменой;
  • прыжок «Козлик» вперед;
  • разножка в сторону;
  • прыжок с двух на одну.
  1. Гимнастика:
  • складка ноги вместе
  • складка ноги врозь
  • корзиночка;
  • мост;
  • стойка на лопатках;
  • перекаты в группировке;
  • кувырок вперёд, назад;
  • шпагат (на правую ногу, на левую ногу, прямой).
  1. Танцевальные композиции:
  • простая композиция на основе шагов, лёгкого бега, поворотов.
  1. ОФП:
  • отжимания;
  • поднимание ног, лежа на спине;
  • поднимание туловища, лежа на спине;
  • «Лодочка», перекаты;
  • приседания.

Результативность: зачет по ОФП и акробатике по полугодиям.

2 год обучения

Задачи: развитие таких физических качеств, как быстрота, ловкость, гибкость, а так же развитие прыгучести, технической подготовки и воспитание коллективизма.

  1. Ритмика: комплекс упражнений под музыку включает - движения головы, плеч, перегибы, наклоны, подскоки, танцевальные шаги, «Волны» руками, корпусом.
  2. Хореография:
  • батман тандю жете;
  • ронд дежамб патер;
  • гранд батман жете;
  • перегибы боком к станку;
  • батман релеве лант на 90°;
  • удержания.
  1. Танцевальные движения:
  • вальсовый шаг вперед;
  • вальсовый шаг с поворотом;
  • «Веревочка»;
  • перескоки.
  1. Прыжки:
  • из 1 во 2 позицию (акцентируя);
  • «Козлик» назад;
  • «Пружинки» на двух ногах по 6 позиции;
  • с двух касаясь;
  • прыжок шагом;
  • подбивные (вперед, в сторону, назад);
  • разножки;
  • фуэте.

5.Гимнастика:

  • стойка ноги вместе;
  • кувырок из седа - ноги врозь;
  • кувырок назад с прямыми ногами;
  • переворот на две ноги;
  • переворот на одну ногу вперед.
  1. Танцевальные композиции:
  • 2-3 танцевальные композиции на основе разученных движений.
  1. ОФП:
  • отжимания на время;
  • складки из положения лежа в сед углом;
  • поднимание ног на гимнастической стенке;
  • выпрыгивания из приседа;
  • шпагаты;
  • махи ногами (вперед, назад, в стороны).

Результативность:  Зачет по ОФП, теория по терминологии.

3 год обучения

Задачи: развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости), повышение технической подготовки, развитие творческой фантазии детей.

  1. Ритмика: комплекс упражнений, включающий в себя танцевальные, гимнастические, силовые упражнения, прыжки, подскоки.
  2. Хореография:
  • деми плие;
  • гранд плие;
  • релеве по позициям;
  • батман тандю жете пике;
  • ронд де жамб пар тер;
  • гранд батман жете;
  • перегибы.
  1. Танцевальные движения:
  • движения испанского танца;
  • элементы «Цыганочки»;
  • движения «Рок-н-ролла»;
  • современные ритмы.
  1. Прыжки:
  • подбивные вперед, назад, в сторону (прямыми и согнутыми ногами);
  • прыжки из 5 в 5 позицию;
  • прыжок шагом с галопа;
  • боковой прыжок;
  • перекидной.
  1. Гимнастика:
  • стойка на руках
  • переворот назад на одну;
  • переворот боком;
  • перекаты;
  • кувырок боком.
  1. Танцевальные композиции:
  • разучивание 3-танцевальных композиций.
  1. ОФП:
  • отжимания на время:
  • складки в сед углом на время;
  • упражнения для укрепления мышц спины
  • «Пистолеты»;
  • шпагаты.

Результативность: Зачет по ОФП, теория по терминологии.

  1. Методическое обеспечение программы.

Для успешной реализации данной программы используются методы и формы занятий, которые помогают сформировать устойчивый интерес к данному виду деятельности:

 Методы словесного воздействия

  • Рассказ, описание, беседа, объяснение - используется как средство передачи знаний,
  • Указание, команда, распоряжение, приказ — для управления деятельностью занимающихся.
  • Разбор, замечание, словесная оценка - для оценки деятельности
  • занимающихся.

 Методы наглядного воздействия

  • Зрительной наглядности - показ, видеозаписи.
  • Слуховой наглядности — слуховые ориентиры (хлопок, свисток),

приборы, задающие темп и ритм движениям (магнитофон).

 Методы строго-регламентированного упражнения

  • Метод целостного разучивания - заключается в том, что двигательное действие разучивается и отрабатывается при многократном его повторении целиком.
  • Метод обучения действиям по частям - система движений расчленяется на относительно самостоятельные части, которые разучиваются с последующим соединением в единое целое.

Игровой метод - двигательная деятельность организуется на основе

содержания, условий и правил игры.

Соревновательный метод - метод организации упражнений в форме

соревнований,

Круговой метод - эта форма работы, предусматривающая поточное,

последовательное выполнение комплекса физических упражнений.

Методы контроля - практические зачеты, творческий отчет в форме концерта.

  1. Учебно-материальная база
  2. Материальное обеспечение, необходимое для успешного проведения занятий:
  • станок;
  • зеркала;
  • тумбочки;
  • скамейки,
  • ковровое покрытие зала.
  1. Спортивный инвентарь:
  • гимнастическая лестница;
  • скакалки.
  1. Музыкальный ряд:
  • магнитофон;
  • аудиокассеты;
  • диски.
  1. Литература
  2. Литература, использованная при составлении программы:
  • Беликова А.Н., Пуртова УЖ. Квегная О.В. Учите детей танцевать: Учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования.- М: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  • Курысь В.Н., Грудницкая Н.Н. Ритмическая гимнастика, 1998.
  • Колодницкий Г'. А., КузнецовВ.С. Ритмические упражнения, хореография и игры: Метод, пособие, 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2004.
  • Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М: Академия, 2000.
  • Шипилина И.А. Хореография в спорте. Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
  1. Литература, рекомендованная детям, родителям:
  • Поем, танцуем и рисуем. Главный редактор Волкова Т.А. изд. «ТиО».
  • Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьезберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. М.: Илекса, Ставрополь: Ставропольсервисшколы, 2001г.
  • Селезнев А.И., Селезнев В.А. Подарите детям радость: Учебное пособие - Ставрополь: 2000г.

Copyright © 2024 МУ ДО "Дом детского творчества" г. Благодарный. Ставропольский край. Rights Reserved.