Данная программа предназначена для здоровых детей в возрасте 6-15 лет. Рассчитана на прохождение курса в режиме занятий в учреждениях дополнительного образования. Программа ритмопластики предполагает занятия хореографического и физкультурно – спортивного профилей, соответственно возраста и подготовки обучающихся.
Образовательная программа ритмопластики «Гармония».
Составитель Афанасенко Т.С., педагог дополнительного образования детского объединения «Грация»
МОУ ДОД «Дом детского творчества»
г.Благодарный, 2007 год.
В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики. Об этом знали еще в Древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой прекрасного является Гармония. По мнению Платона, « трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и для души.
Ритмопластика-предмет, обучающий детей свободному владению своим телом. В нем органично соединены два компонента: полная подчиненность внутренним законам музыкальной формы, диктующей ритмическую организацию движений и легкость их практического исполнения. Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, основанные на движениях под музыку. Они развивают музыкальный слух и двигательные способности, а также психические процессы, которые лежат в их основе. Ритмическая пластика характеризуется как «свободное движение, не подчиненное законам классического танца, с использованием и совмещением танцевальных и жизненных положений тела обучающегося».
Новизна программы заключается в том, что особое внимание уделяется всесторонней подготовке обучающихся, они легче справляются со сложными
движениями в танце, отлично укрепляют своё здоровье. Для этого используются различные средства спортивной и танцевальной деятельности. Ритмика способствует развитию музыкального слуха, подготавливает организм ребенка к дальнейшей деятельности на занятиях. Хореография способствует развитию правильной осанки, развивает устойчивость, координацию движений, лёгкость и изящество выполнения элементов. Гимнастика - отличное средство для развития вестибулярного аппарата, значительно повышает координацию, развивает гибкость. Общая физическая подготовка (ОФП) является процессом разностороннего развития физических качеств, функциональных возможностей и систем организма, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности. Танцевальные движения не ограничиваются в определенных рамках. Систематические занятия ритмопластикой повышает двигательную активность, улучшают осанку, благоприятно влияют на сердечнососудистую и дыхательную системы занимающихся. В процессе занятий создаются благоприятные условия для общения, воспитывается чувство коллективизма, взаимопомощи, дисциплинированность и другие необходимые занимающимся качества. Все это делает упражнения ритмической гимнастики в сочетании со словом преподавателя, музыкой и условиями, в которых проводятся занятия мощным комплексным средством и методом воздействия в оздоровительном, образовательном и воспитательном отношении. Основными в освоении программы являются принципы"от простого к сложному", "посмотри и повтори","повтори вместе с партнерами","осмысли и выполни","от эмоций к логике", "от логики к ощущению". Знакомство с танцем начинается с музыки, далее с ритмическим характером и темпом. Освоение элементов происходит постепенно, поэтому иногда можно идти по пути параллельного освоения фигур (движений, танцев). В результате такой работы у обучающихся расширяется двигательный кругозор, и освоение танцев происходит быстрее.
Техника движений объясняется в последовательности:
куда наступаем (как переносим вес)
как ставим ногу (как работает стопа)
что делает колено
как работают бедра
что делает корпус
как танцуют руки
как направлен взгляд (что делает голова)
Информация наслаивается одна на другую, и ,если на каком-то этапе вдруг, начинает пропадать уже достигнутое, необходимо на время вернуться назад и еще раз подойти к нужному рубежу.
Программа предусматривает преподавание и освоение программы по "восходящей спирали", т.е на каждом этапе мы возвращаемся к пройденному на более высоком и сложном уровне.
Данная программа предназначена для здоровых детей в возрасте 6-15 лет. Рассчитана на прохождение курса в режиме занятий в учреждениях дополнительного образования.
Набор детей в группы осуществляется при наличии медицинской справки о состоянии здоровья ребенка.
Программа ритмопластики предполагает занятия хореографического и физкультурно – спортивного профилей, соответственно возраста и подготовки обучающихся.
В соответствии санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиНа 2.4.4.1251-03, рекомендуемым режимом занятий детей на программу отводится:
группа первого года обучения (младший школьный возраст, хореографический профиль) – 4 часа в неделю – 144 часа;
группа первого года обучения (младший школьный возраст, физкультурно - спортивный профиль) - 2 часа в неделю, 72 часа
группа третьего года обучения (средний школьный возраст, физкультурно - спортивный профиль) - 6 часов в неделю, 216 часов
группа третьего года обучения (старший школьный возраст, физкультурно - спортивный профиль) – 8 часов в неделю – 288 часов.
Занятия ритмопластики с обучающимися рассматриваются как часть системы образования, воспитания и развития личности ребенка.
Цель данной программы – развить личность ребёнка через гармоничное сочетание музыки и движений, развить у детей музыкально-пластические способности; приобщить к миру искусства.
Задачи:
воспитать трудолюбие, терпение, коллективизм и взаимовыручку.
Организация учебно-воспитательного процесса.
Занятие по ритмопластике состоит из трех частей:
1) Подготовительная часть - направлена на подготовку организма к предстоящей работе.
2) Основная часть - здесь решается главная задача занятия.
3) Заключительная часть — постепенно снижается интенсивность работы, чтобы привести организм в состояние к дорабочему и создать условия благоприятные протеканию восстановительных процессов.
Формы занятий:
начинается с раскладки и разучивания упражнений в медленном темпе. Объясняется прием его исполнения. На занятие может быть введено не более 2-3 композиции.
композиций не менее 3-4 раз. Первые повторы выполняются вместе с педагогом.
придуманные ими вариации или сочиняют танец на тему, данную педагогом. Такие занятия развивают фантазию. Ребенок через пластику своего тела пытается показать, изобразить, передать свое видение образа.
Формы реализации и контроля
К числу важнейших элементов работы по данной программе относится отслеживание результатов.
Чтобы определить ожидаемый результат, нужно знать, с чем пришли дети (стартовый контроль) и что получили на выходе (итоговый контроль). Способы и методики определения результативности образовательного и воспитательного процесса разнообразны.
На протяжении всего учебного процесса предлагается проводить следующие виды контроля:
Контроль позволяет определить эффективность обучения по программе, обсудить результаты, внести изменения в учебный процесс. Контроль позволяет обучающимся, родителям и педагогу увидеть результаты своего труда, что создает хороший психологический климат в объединении.
В основу обучения детей первые два года необходимо положить игровое начало. Речь идет о том, чтобы сделать игру органичным компонентом занятия. Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры способствуют умению трудиться, вызывают интерес к занятию, к работе.
Воспитательная работа
Специфика обучения связана с постоянной физической нагрузкой. Но физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Она обязательно должна быть совместима с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением.
Цель воспитательной работы – воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного.
Формы воспитательной работы:
Группа первого года обучения (младший школьный возраст, физкультурно - спортивный профиль)
№
|
Содержание
|
Всего часов
|
Теория
|
Практика
|
1 |
Вводное занятие |
1 |
1 |
- |
2
|
Ритмика |
15 |
3 |
12 |
3 |
Хореография
|
12 |
2 |
10 |
4
|
Танцевальные движения
|
15 |
3 |
12 |
5
|
Прыжки
|
15 |
3 |
12 |
6
|
Гимнастика
|
15 |
3 |
12 |
7
|
ОФП |
15 |
3 |
12 |
8
|
Танцевальные композиции
|
20 |
3 |
17 |
Итого: |
108
|
21
|
|
Группа первого года обучения (младший школьный возраст, хореографический профиль)
№
|
Содержание
|
Всего часов
|
Теория
|
Практика
|
1 |
Вводное занятие |
2 |
2 |
- |
2
|
Ритмика
|
20
|
4
|
16
|
|
Хореография
|
18
|
4
|
14
|
4
|
Танцевальные движения
|
20
|
4
|
16
|
5
|
Прыжки
|
20 |
4 |
16 |
6
|
Гимнастика
|
22 |
4 |
18 |
7 |
ОФП |
20 |
4 |
16 |
9 |
Танцевальные композиции |
22 |
3 |
19 |
Итого: |
144 |
29 |
|
Группа первого года обучения (младший школьный возраст, физкультурно - спортивный профиль)
№
|
Содержание
|
Всего часов
|
Теория
|
Практика
|
1 |
Вводное занятие |
2 |
2 |
- |
2
|
Ритмика
|
10 |
2 |
8 |
3
|
Хореография
|
6 |
2 |
4 |
4
|
Танцевальные движения
|
12 |
2 |
10 |
5
|
Прыжки
|
10 |
2 |
8 |
6
|
Гимнастика
|
10 |
2 |
8 |
7
|
ОФП |
10 |
2 |
8 |
9
|
Танцевальные композиции
|
12 |
2 |
10 |
Итого: |
72 |
16 |
|
Группа второго года обучения (средний школьный возраст, физкультурно - спортивный профиль)
№
|
Содержание
|
Всего часов
|
Теория
|
Практика
|
1
|
Ритмика
|
28
|
4
|
24
|
2
|
Хореография
|
32
|
6
|
26
|
3
|
Танцевальные движения
|
30
|
4
|
26
|
4
|
Прыжки
|
34
|
6
|
28
|
5
|
Акробатика
|
28
|
4
|
24
|
6
|
Танцевальные композиции
|
36
|
6
|
30
|
7
|
ОФП
|
28
|
4
|
24
|
Итого: |
216
|
34
|
|
Группа третьего года обучения (средний школьный возраст, физкультурно - спортивный профиль)
№
|
Содержание
|
Всего часов
|
Теория
|
Практика
|
1 |
Вводное занятие |
2 |
2 |
- |
2
|
Ритмика
|
30 |
2 |
28 |
3
|
Хореография
|
32 |
4 |
28 |
4
|
Танцевальные движения
|
30 |
4 |
26 |
5
|
Прыжки
|
30 |
4 |
26 |
6
|
Гимнастика
|
32 |
4 |
28 |
7
|
ОФП |
28 |
2 |
26 |
9
|
Танцевальные композиции
|
32 |
2 |
30 |
Итого: |
216 |
24 |
|
Группа третьего года обучения (старший школьный возраст, физкультурно - спортивный профиль)
№
|
Содержание |
Всего часов
|
Теория
|
Практика
|
1 |
Вводное занятие |
2 |
2 |
- |
2
|
Ритмика
|
36
|
4
|
32
|
3
|
Хореография
|
40 |
4 |
36 |
4
|
Танцевальные движения
|
46 |
4 |
42 |
5
|
Прыжки
|
40 |
4 |
36 |
6
|
Гимнастика
|
40 |
4 |
36 |
7
|
ОФП |
36 |
4 |
32 |
9
|
Танцевальные композиции
|
48 |
2 |
46 |
Итого: |
288 |
28 |
|
Содержание программы
Группа первого года обучения (младший школьный возраст, физкультурно - спортивный профиль)
Задачи: привить интерес к занятиям, научить слушать музыку и сочетать движения, укреплять мышцы опорно-двигательного аппарата.
Результативность: зачет по ОФП и акробатике по полугодиям.
Группа первого года обучения (младший школьный возраст, хореографический профиль)
Задачи: привить интерес к занятиям, научить слушать музыку и сочетать движения, укреплять мышцы опорно-двигательного аппарата.
Результативность: зачет по ОФП и акробатике по полугодиям.
2 год обучения
Задачи: развитие таких физических качеств, как быстрота, ловкость, гибкость, а так же развитие прыгучести, технической подготовки и воспитание коллективизма.
5.Гимнастика:
Результативность: Зачет по ОФП, теория по терминологии.
3 год обучения
Задачи: развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости), повышение технической подготовки, развитие творческой фантазии детей.
Результативность: Зачет по ОФП, теория по терминологии.
Для успешной реализации данной программы используются методы и формы занятий, которые помогают сформировать устойчивый интерес к данному виду деятельности:
Методы словесного воздействия
Методы наглядного воздействия
приборы, задающие темп и ритм движениям (магнитофон).
Методы строго-регламентированного упражнения
Игровой метод - двигательная деятельность организуется на основе
содержания, условий и правил игры.
Соревновательный метод - метод организации упражнений в форме
соревнований,
Круговой метод - эта форма работы, предусматривающая поточное,
последовательное выполнение комплекса физических упражнений.
Методы контроля - практические зачеты, творческий отчет в форме концерта.