ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Методическая работа Программа мониторинга образовательно-воспитательной деятельности в УДОД
Программа разбита на блоки: качество обучения и образования, состояние преподавания, состояние воспитательной работы.
Программа мониторинга образовательно-воспитательной деятельности МОУ ДОД «Дом детского творчества»
Подготовили:
методист по образовательной деятельности Людмила Васильевна Белоцерковская,
методист по воспитательной деятельности Любовь Александровна Лемешкова.
г. Благодарный, 2010 г.
Пояснительная записка
Определений мониторинга много, но суть все равно сводится к тому, что мониторинг - это постоянно организованное наблюдение за каким-либо процессом, отслеживание его хода по четко определенным показателям с целью сопоставления наличного состояния с ожидаемыми результатами и предупреждения нежелательных отклонений.
Актуальность темы.
Чтобы объективно, а не на глазок ответить на вопросы: каковы изменения в учреждении и что надо сделать, чтобы улучшить качество образовательного процесса и, как следствие, качества образованности ее воспитанников, - нужен кропотливый учет. Наблюдение, измерение, фиксация, анализ происходящих в учреждении процессов необходимы для выработки стратегии успешного саморазвития ДДТ как любой социальной системы. Только точное знание того, идем ли мы вперед или стоим на месте, дает возможность последовательно и грамотно проводить работу по регулированию и коррекции образовательного процесса, то есть повышать эффективность его управления и совершенствовать систему дополнительного образования с целью повышения качества ее результатов.
Мониторингу подвергаются изменения, к которым мы стремимся в наблюдаемых и поддающихся учету проявлениях, а также условия, способствующие или препятствующие важным для нас изменениям.
Задачи мониторинга
Главная задача мониторинга - при осуществлении систематического контроля за управляемым процессом обеспечить всех участников образовательного процесса долгосрочной обратной связью, осведомляющей о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям, позволяющей правильно оценить степень, направление и причины отклонения и обеспечивающую качество обучения не ниже заданного уровня. Для обеспечения эффективности мониторинга обратная информация должна быть полной, адекватной, точной, своевременной, доступной и непрерывной.
Условия проведения мониторинга
Мониторинг - довольно сложный и серьезный управленческий инструмент и применять его можно тогда, когда вся система образовательного учреждения достигла определенного уровня стабильности и развития. Организация мониторинга не что иное, как некое сообщество людей, которым необходимо объединить усилия для достижения того, чего ни один из них в одиночку не может достичь. При организации и проведении мониторинга педагогическому коллективу, кроме своей основной деятельности, приходится заниматься еще и исследовательской работой по своему профилю. Поэтому, чтобы идея не была заранее обречена, необходима и заинтересованность в ней, и готовность всего педагогического коллектива к ее реализации. Недостаточно принять решение по организации и проведению мониторинга. Надо, чтобы коллективом была осознана необходимость и выгода его реализации, важно создать союз единомышленников. Поэтому сначала требуется провести работу по осознанию коллективом важности мониторинга, обеспечивающего долгосрочную обратную связь, необходимую для выработки дальнейшей стратегии и тактики своего развития и развития учреждения, а также наладить стабильность управления, ответственность, дисциплину, точность и исполнительность всех участников образовательного процесса.
Так как мониторинг - длительное наблюдение за развитием того или иного процесса, то он возможен только на основе стабильно существующей информационной базы, которая систематически пополняется и ее данные активно используются. Значит, построение мониторинга эффективности образовательной среды возможно только при стабильной системе показателей административного контроля и экспертной оценки разнообразной информации за несколько лет, наглядного ее представления в виде графиков, таблиц, диаграмм, то есть практически невозможно обойтись без приемов экспертизы для проведения среза той или иной стороны деятельности и наглядного для восприятия представления результатов. Это влечет за собой требование повысить экспертную и общую культуру педагога и управленческого аппарата.
Система показателей мониторинга учебного процесса разбита на блоки:
состояние преподавания;
1 состояние воспитательной работы
Для того чтобы иметь в запасе данные для мониторинга, необходимо тщательно сохранять тексты проверочных, контрольных работ, тестовый материал вместе с ответами, образцы разработанных бланков, схем, анкет для сбора и обработки информации. Кроме этого необходимо сохранять результаты контроля, варианты учебных планов, аналитические справки, отчеты, материалы анализа, анкетные опросы участников образовательного процесса и т.д. Весь материал систематизировать по направлениям.
В методическом кабинете необходимо оформить стенды «Мониторинг аттестации обучающихся», «Мониторинг профессиональной деятельности педагогов».
1-Й БЛОК «КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ»
«Качество знаний обучающихся»
Цели и задачи: отслеживание уровня качественной успеваемости по объединениям, результатов участия в конкурсах, выставках, смотрах, соревнованиях, коррекция методических приемов и форм организации деятельности обучающихся, повышающих уровень качества знаний.
Мониторинг проводят педагоги, председатели методических объединений, методист по образовательной деятельности.
Отслеживание качественной успеваемости по объединениям проводится в текущем учебном году и за несколько лет с целью анализа текущего учебного процесса и определения качественной успеваемости по объединениям в динамике. Нормативной базой для поведения мониторинга является положение «Об аттестации обучающихся МОУ ДОД «ДДТ», комплексная программа аттестации обучающихся « К вершинам мастерства». Мониторинг проводится по обучающимся и по объединению с учетом первичной, промежуточной и итоговой аттестации.
Педагог отвечает за сбор, обработку и представление информации по каждому обучающемуся и по объединению, вносит результаты качественной успеваемости по предмету в журнал объединения, фиксирует средний балл успеваемости объединения в течение 3 лет. Информация по объединению поступает руководителю МО, который анализирует полученные данные по полугодиям, году в сравнении с результатами прошлых лет обучения и представляет информацию в компактном виде, удобном для принятия решений (в виде таблиц, графиков, диаграмм) и наглядно отображающим структуру качественной предметной успеваемости (по объединению в динамике за несколько лет; и по учреждению в текущем учебном году и в динамике за несколько лет).
Педагоги отслеживают уровень качественной успеваемости по объединениям, данные сдаются председателю методического объединения для оценки качественной успеваемости по педагогу, методическому объединению, сравнительного анализа с результатами прошлых лет. На основании полученных и уже имеющихся данных председатели методических объединений делают выводы об эффективности деятельности каждого педагога и всего методического объединения в текущем учебном году и в динамике за несколько лет. Информация представляется в виде разнообразных графиков.
Качество знаний не всегда определяется объемом освоенного материала, скорее, это умение пользоваться приобретенными знаниями в новой нестандартной ситуации. Поэтому, кроме указанных выше направлений, необходимо выделить мониторинг успешности творческой деятельности обучающихся, куда входят результаты их участия в конкурсах, выставках, соревнованиях, смотрах, исследовательская деятельность и социальная успешность выпускников учреждения (поступление в колледжи, высшие учебные заведения по направлениям образования). По результатам участия обучающихся ДДТ и социальной успешности выпускников строятся диаграммы по результатам текущего года, за несколько лет, отслеживается динамика успеха по отдельным направлениям, педагогам, методическим объединениям и по учреждению в целом.
Вся обработанная информация по успешности творческой деятельности и социальной успешности выпускников анализируется руководителем группы и затем обсуждается на заседаниях методических объединений и методического совета, где делаются выводы об эффективности деятельности педагогического коллектива, принимаются коррекционные решения, разрабатываются рекомендации и перспективный план работы учреждения с учетом принятых решений на следующий учебный год.
Мониторинг качества образования - один из критериев, который помогает определить качество педагогического труда и является мощным орудием для планирования работы ДДТ и каждого педагога по развитию творческих способностей обучающихся.
2-й БЛОК «СОСТОЯНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ»
Цели и задачи: всесторонняя диагностика и оценка деятельности педагога, планирование оказания ему помощи по повышению профессионального мастерства.
Мониторинг проводят: директор ДДТ, методист, председатели методических объединений.
Центральное место в образовательном процессе занимает деятельность педагогов на учебных занятиях, поэтому мониторинг состояния преподавания - одна из актуальных задач управления образовательным процессом.
Для управления дополнительным образованием необходимо иметь оперативную, многоаспектную информацию о соответствии основных параметров деятельности педагогов современным требованиям. С этой целью необходимо проводить мониторинг профессиональной деятельности педагогов МОУ ДОД «ДДТ».
Мониторинг профессиональной деятельности педагогов проводится с помощью мониторинговой карты по мастерству педагогов, заимствованной у С.В. Астраханцевой (журнал «Дополнительное образование и воспитание» №2 2007 г.)
Мониторинговая карта составлена по следующему алгоритму: на первом этапе определены направления работы, заключающие образовательный процесс в некую систему со всеми его гранями. Каждое направление основывается на цикле параметров мониторинга, преследующих определенную цель. Карта отражает систему методов диагностики для каждого направления, определяет исполнителей и форму фиксации результатов. Мониторинговая карта адаптирована к работе педагогов «Дома детского творчества».
Для модуля «Профессиональное мастерство педагогического коллектива» определены следующие направления мониторинга: организационные условия работы творческого объединения, выполнение образовательной программы, качество преподавания и содержание воспитательной работы.
Модуль образовательный уровень воспитанников предполагает аспектный анализ сохранности контингента, творческие достижения обучающихся.
В модуле методической деятельности педагога анализируется участие педагога в профессиональных конкурсах, работе МО, педагогических советов, умение представить свой опыт в средствах массовой информации. Для того чтобы дать качественную оценку по каждому из этих направлений, разработаны методики, предполагающие различную форму фиксации результатов.
Мониторинговая карта по педагогическому мастерству педагогов хранится в папке по мониторингу профессиональной деятельности педагогов. Итоговый результат мониторинга профессионального мастерства педагогов учреждения вывешивается в конце учебного года на стенд.
Качество деятельности педагога на занятии оценивается наблюдателем по реализации пунктов экспертного анализа занятия. Чем больше пунктов реализовано педагогов на занятии, тем выше качество преподавания. На основе полученных данных наблюдения можно оперативно и обоснованно определить, какая помощь требуется каждому конкретному педагогу, объективно с каждым педагогом анализировать занятие. Педагоги обеспечиваются образцами экспертного анализа занятия и знают, какие оценочные критерии используются при посещении занятия, а наблюдатель (руководитель) лишь уточняет, в какой помощи нуждается педагог. Мониторинг с помощью экспертной карты анализа занятия позволяет педагогу сопоставить свои достижения с достижениями коллег, а также самостоятельно определиться в направлении повышения своего профессионального мастерства, построить путь своего саморазвития. Возможность количественной оценки качества занятия позволяет производить оценки качества преподавания по методическим объединения.
По совокупности наблюдений и итогом методистами и председателями методических объединений (наблюдатели) проводится математическая обработка данных с целью получения информации, пригодной для оценки качества преподавания в учреждении в целом и пригодную для корректировки целей управления. Полученная информация обобщается и анализируется, определяются вопросы, которые следует вынести на всеобщее обсуждение на совещании или на педагогическом совете. В конце года анализируются результаты по всем отслеживаемым параметрам работы каждого педагога, методических объединений и учреждения в целом, планируется работа коллектива по улучшению качества преподавания и, как следствие, качества обучения.
Результаты отслеживания профессионального мастерства заслушиваются на итоговом педагогическом совете, а информация в доступном виде вывешивается на стенд
3-й БЛОК «ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Цели и задачи: качество планирования и проведения воспитательной работы педагога, планирование оказания ему помощи по повышению профессионального мастерства.
Мониторинг проводят: директор ДДТ, методист по воспитательной работе.
Важное место в ДДТ занимает воспитательная деятельность. Поэтому ведение мониторинга воспитательной деятельности является неотъемлемой частью образовательно - воспитательного процесса ДДТ.
Для изучения качества воспитательной деятельности в ДДТ, необходимо изучать уровень воспитывающей деятельности коллектива с целью внесения корректировок.
Мониторинг воспитательной деятельности, в свою очередь делится на 2 направления:
2 Уровень воспитанности обучающихся;
3 Состояние воспитательной работы в учреждении.
«УРОВЕНЬ ВОСПИТАННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Цели и задачи: диагностика уровня нравственной воспитанности обучающихся.
Мониторинг проводят: директор ДДТ, методист по воспитательной работе, педагоги.
Отслеживание уровня воспитанности обучающихся проводится 2 раза в год в октябре и апреле текущего учебного года методистом по воспитательной работе совместно с педагогом. Результаты диагностики обрабатываются и заносятся в специальные таблицы, где можно проследить уровень нравственной воспитанности каждого обучающегося. Педагог обобщает данные по группам, объединению в целом и предоставляет информацию методисту по воспитательной деятельности, который анализирует полученные данные в сравнении с прошлыми результатами и представляет информацию в компактном виде, удобном для принятия решений (в виде таблиц, графиков, диаграмм) и наглядно отображающим динамику уровня воспитанности обучающихся (по объединению за несколько лет; и по учреждению в текущем учебном году и за несколько лет).
«СОСТОЯНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЯ»
Цели и задачи: всесторонняя диагностика и оценка воспитательной деятельности педагога, планирование оказания ему помощи по повышению профессионального мастерства.
Состав группы, осуществляющей проведение: директор ДДТ, методист по воспитательной работе, педагоги.
Отслеживание проводится методистом по воспитательной работе учреждения по следующим аспектам:
o Качество планирования воспитательной работы в объединении;
o Качество проведения воспитательных мероприятий;
o Охват обучающихся при проведении воспитательных мероприятий
o Применение различных форм воспитательной работы;
o Сотрудничество педагога с ОУ, общественными организациями;
o Организация работы по самоуправлению в детских объединениях;
o Организация работы с детьми «группы риска»;
o Участие воспитанников объединения в культурно - массовых районных, краевых, мероприятиях;
o Эффективность работы педагога с родителями;
o Публикации в газетах, научно - методических журналах на воспитательные темы.
Результаты отслеживания состояния воспитательной работы в объединении заслушиваются на итоговом педагогическом совете, а информация размещается на информационном стенде.
Результативность программы.
Мониторинг не ломает существующую традиционную систему контроля, а требует обеспечения ее информационной стабильности, долгосрочности, надежности и своевременности, что предотвращает дефицит информации при выработке рекомендаций и принятию управленческих решений, повышению степени их обоснованности. Мониторинг помогает путем анализа свести всю информацию в одно целое, обобщить ее и получить общую картину развития образовательного процесса. Кроме этого, если часть полномочий передать обучающимся для выполнения посильной работы в разработке, организации анализа, в интерпретации данных, в прогнозировании, планировании новых дел на новые сроки, то мониторинг даст неоценимый эффект для практической заинтересованности воспитанников учреждения в его преобразовании.
Список использованной литературы