ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Методическая работа Мониторинг образовательных результатов в программах дополнительного образования детей как часть системы мониторинга Дома детского творчества
Мониторинг образовательных результатов в программах дополнительного образования детей как часть системы мониторинга Дома детского творчества.
Белоцерковская Людмила Васильевна
методист по образовательной деятельности
МОУ ДОД «Дом детского творчества»,
г. Благодарный, Ставропольский край
Чтобы объективно, а не на глазок ответить на вопросы, каковы изме¬нения в учреждении и что надо сделать, чтобы улучшить качество образо¬вательного процесса и, как следствие, качества образованности ее воспитан¬ников, - нужен кропотливый учет. Наблюдение, измерение, фиксация, анализ происходящих в учреждении процессов необходимы для выработки стратегии успешного самораз¬вития нашего учреждения как любой социальной системы. Только точное знание того, идем ли мы вперед или стоим на месте, дает возможность после¬довательно и грамотно проводить работу по регулированию и коррекции образовательного процесса, то есть повышать эффективность его управления и совершенствовать систему дополнительного образования с целью повышения качества ее результатов.
Главная задача мониторинга - при осуществлении систематического контроля за управляемым процессом обеспечить всех участников образовательного процесса долго¬срочной обратной связью, осведомляющей о соответствии фактических ре¬зультатов деятельности педагогической системы ее конечным целям, по¬зволяющей правильно оценить степень, направление и причины отклонения и обеспечивающую качество обучения не ниже заданного уровня.
Так как мониторинг - длительное наблюдение за развитием того или иного процесса, то он возможен только на основе стабильно существующей информационной базы, которая систематически пополняется и ее данные ак¬тивно используются. Значит, построение мониторинга эффективности образо¬вательной среды возможно только при стабильной системе показателей административного контроля и экспертной оценки разнообразной информации за не¬сколько лет, наглядного ее представления в виде графиков, таблиц, диа¬грамм, то есть практически невозможно обойтись без приемов экспертизы для проведения среза той или иной стороны деятельности и наглядного для вос¬приятия представления результатов. Это влечет за собой требование повы¬сить экспертную и общую культуру педагога и управленческого аппарата.
Поэтому педагогическим коллективом выбрана единая методическая тема « Мониторинг как средство повышения эффективности управления и совершенствования образовательного процесса», над которой мы работаем второй год.
В нашем учреждении применяется программа мониторинга (Приложение №1), которая разбита на блоки:
? качество обучения и образования;
? состояние преподавания;
? состояние воспитательной работы.
Для того чтобы иметь в запасе данные для мониторинга, мы тщательно сохраняем тексты проверочных, контрольных работ, тестовый материал вместе с ответами, образцы разработанных бланков, схем, анкет для сбора и обработки информации. Кроме этого храним результаты контроля, варианты учебных планов, аналитические справки, отчеты, материалы анализа, анкетные опросы участников образовательно – воспитательного процесса и т.д. Весь материал систематизирован по направлениям.
В методическом кабинете оформлены стенды сменного состава «Мониторинг аттестации обучающихся», «Мониторинг профессиональной деятельности педагогов».
Отслеживание качества знаний по освоению образовательных программ проводится в динамике за несколько лет. Нормативной базой для поведения мониторинга является положение «Об аттестации обучающихся МОУ ДОД «ДДТ», комплексная программа «К вершинам мастерства» (Приложение№2). Мониторинг проводится в детских объединениях с учетом первичной, промежуточной и итоговой аттеста¬ций.
Педагог отвечает за сбор, обработку и представление информации по каждому обучающемуся и по объединению, вносит результаты качества обучения по образовательной программе в журнал объединения, фиксирует средний балл усвоения программы объединения в течение 3 лет. Информация по объединению поступает руководителю МО, который анализирует полученные данные по полугоди¬ям, году в сравнении с результатами прошлых лет обучения и представляет информацию в компактном виде, удобном для принятия решений (в виде таблиц, графиков, диаграмм) и наглядно отображающим структуру качест¬венного предметного усвоения (по объединению в динамике за несколько лет; и по учреждению в текущем учебном году и в динамике за несколько лет).
Каждая образовательная программа имеет приложения, в которых даны вопросы промежуточной и итоговой аттестации на каждый год обучения.
Первичная диагностика проводится для детей 1 года обучения. Для этого используем карту «Диагностика специальных способностей» (Приложение № 3), целью которой является изучение начального уровня знаний, умений, навыков, возможностей обучающихся по определенному профилю. В критерии оценки входят как качественная характеристика определенных знаний, умений и навыков, которые определяет каждый педагог для своего объединения, так и оценка сформированности нравственно – волевых качеств личности: стремление к достижению результата, активность, интерес, самостоятельность, инициативность. У обучающихся также определяется уровень воспитанности и психолого – педагогические способности. При диагностировании обучающихся 1 года обучения педагог работает совместно с психологом.
Первичная диагностика проводится путем наблюдения педагога за ребенком в первый месяц обучения. В результате диагностики определяются уровни подготовки обучающихся (низкий, достаточный и высокий) и группы (усиленной педагогической поддержки; стандарт, склонность к ускоренному обучению; творческой инициативы, с задатками к развитию таланта одарённости.
Далее отслеживание результатов проводится по программе аттестации «К вершинам мастерства». По результатам итоговой аттестации обучающимся присваиваются звания «Умелец», «Мастер», «Мастер – наставник».
Присвоение званий имеет ступенчатость.
Звание «Умелец» обучающиеся получают если:
• обучающийся успешно освоил образовательную программу 1 года обучения;
• самостоятельно изготовил оригинальную модель, изделие (подготовил художественный номер);
• не менее 2 –х раз участвовал в выставках (концертах, соревнованиях Дома детского творчества);
• принимал участие в городских (районных, краевых, Всероссийских) конкурсах (выставках, соревнованиях) и его работа заняла призовое место;
• поведение и поступки соответствуют культурным уровням.
Звание «Мастер» обучающиеся получают если:
• обучающийся имеет звание «Умелец»;
• принимал участие в городских (районных, краевых, Всероссийских) конкурсах (выставках, соревнованиях) и его работа заняла призовое место;
• организовал персональную выставку в ДДТ;
• умеет организовать коллективную работу;
• имеет устойчиво воспитанную ответственность и самостоятельность в творческой деятельности;
Звание «Мастер - наставник» обучающиеся получают если:
• обучающийся имеет звание «Мастер»;
• сможет провести индивидуальные и групповые занятия с обучающимися младшего возраста;
• помогает организовать и проводить выставки (соревнования, концерты);
• тактичен, ответственен, умеет выстраивать отношения с другими детьми объединения.
Звания обучающимся присваиваются на основании приказа директора по учреждению. Педагогами ведется мониторинг присвоения званий обучающимся объединения, а методистом по образовательной деятельности ведется мониторинг присвоения званий по программе аттестации «К вершинам мастерства» по учреждению в целом в сравнении за три года, так как у нас программы рассчитаны не более чем на три года обучения.
Мониторинг присвоения званий позволяет делать выводы об усвоении образовательных программ в каждом объединении и учреждению в целом.
Вести мониторинг освоения образовательной программы довольно сложно, так как в дополнительном образовании нет образовательных стандартов, поэтому их приходится разрабатывать педагогом для каждой образовательной программы, иногда путем проб и ошибок. И здесь, конечно же, необходимо учитывать направленность и особенность образовательных программ.
Формы аттестации в объединениях различны и вариативны.
Так, например, мониторинг образовательных результатов по программе «Личность и культура» (Приложение №4) для обучающихся объединения «Лик» проходит в форме определения уровня воспитанности. Целью данной программы является формирование гармонически развитой, духовно богатой, психически здоровой личности. В ходе работы по данной программе обучающиеся знакомятся с правилами вежливости, этикета и общечеловеческими нормами нравственности.
Несмотря на то, что программой предусмотрены такие формы аттестации как тестирование, постановка игровых спектаклей, лучшей формой отслеживания освоения программы является диагностика уровня воспитанности обучающихся (Приложение №5). Отслеживание уровня воспитанности обучающихся проводится 2 раза в год в октябре и апреле текущего учебного года методистом по воспитательной работе совместно с педагогом. Результаты диагностики обрабатываются и заносятся в специальные таблицы, где можно проследить уровень нравственной воспитанности каждого обучающегося. Педагог обобщает данные по группам, объединению в целом и предоставляет информацию методисту по воспитательной деятельности, который анализирует полученные данные в сравнении с прошлыми результатами и представляет информацию в компактном виде, удобном для принятия решений (в виде таблиц, графиков, диаграмм) и наглядно отображающим динамику уровня воспитанности обучающихся (по объединению за несколько лет; и по учреждению в текущем учебном году и за несколько лет).
Общий уровень воспитанности и уровень воспитанности каждого обучающегося позволяет сделать вывод об успешности освоения программы, выявить проблемы в развитии некоторых качеств у обучающихся и скорректировать программу на следующий год.
Качество знаний не всегда определяется объемом освоенного мате¬риала, скорее, это умение пользоваться приобретенными знаниями в новой нестандартной ситуации. Поэтому, кроме указанных выше направлений, мы выделяем мониторинг успешности творческой деятельности обучаю¬щихся, куда входят результаты их участия в конкурсах, выставках, соревнованиях, смотрах, исследовательская деятельность и со¬циальная успешность выпускников учреждения (поступление в колледжи, высшие учебные заведения по направлениям образова¬ния). По результатам участия обучающихся ДДТ в конкурсах, фестивалях, соревнованиях, выставках и со¬циальной успешности выпускников строятся диаграммы по результатам те¬кущего года, за несколько лет, отслеживается динамика успеха по отдельным направлениям деятельности, работы педагогов, методических объединений и учреждения в целом.
Вся обработанная информация по успешности творческой деятельности и социальной успешности выпускников анализируется и затем обсуждается на заседаниях методических объединений и методи¬ческого совета, где делаются выводы об эффективности деятельности пе¬дагогического коллектива, принимаются коррекционные решения, разраба¬тываются рекомендации и перспективный план работы учреждения с учетом принятых решений на следующий учебный год.
Мониторинг качества образования - один из критериев, который по¬могает определить качество педагогического труда и является мощным орудием для планирования работы ДДТ и каждого педагога по развитию творческих способностей учащихся. Поэтому большинство педагогов нашего учреждения ведут портфолио обучающихся, где фиксируют все, даже малейшие достижения и победы своих воспитанников. В портфолио зафиксирована вся информация об обучающихся, начиная от первых выполненных ими работ и заканчивая персональными выставками. Это является мощным стимулом, как для самих обучающихся, так и для их педагогов.
Для более глубокого изучения этой темы педагогами методического объединения декоративно – прикладного творчества выбрана единая методическая тема «Портфолио, как форма мониторинга продвижения воспитанника в освоении образовательной программы»
Педагоги физкультурно – спортивной направленности отслеживают результативность освоения образовательных программ в форме зачётов. Результаты зачётов заносятся в зачетные листы и позволяют сделать выводы о результативности освоения образовательной программы. Педагог по ритмопластике Афанасенко Т.С. применяет практический зачет по общефизической подготовке (ОФП), проводит его один раз в месяц для определения развития физических качеств обучающихся. ( Приложение №6)
Целью зачета является отслеживание уровня развития физических качеств обучающихся в сравнении с самим собой и другими воспитанниками группы. Рейтинговая система, позволяет педагогу и воспитанникам видеть результат своей деятельности, сравнивать её с предыдущими результатами и результатами деятельности других воспитанников Здесь могут использоваться физические упражнения различного характера (на усмотрение педагога).
Например:
1. Отжимания на время (кол-во раз за 10 сек.)
2. Поднимание туловища, лежа на спине, руки за головой на время (кол-во раз за 10 сек.)
3. Мост из положения стоя (см.)
4. Шпагаты: правый, левый, прямой (см)
5. Складка со скамейки с фиксацией пальцев на измерительной линейке (см)
6. «Пистолеты» на правой ноге и на левой ноге на время (кол-во раз за 10 сек.)
7. Поднимание ног на гимнастической стенке.
8. Прыжок в длину.
Составляется зачетный лист, где указывается дата проведения зачета и группа.
Например:
Зачетный лист по ОФП
Младшая группа Дата______________
№ |
Ф.И. |
Отж. |
Под. тул. |
мост |
Шпагат |
Ск. со скам |
Пист. |
Подн ног на г.с. |
Пр в Дл. |
Рез. |
|||
П |
Л |
Пр. |
п. |
л |
|||||||||
1 |
Иванов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Петров |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Сидоров |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
После того как зачет проведен, подсчитываются результаты. В каждом упражнении распределяются места от первого и далее. Затем у каждого обучающегося складываются все баллы (номера мест) и тот, у кого получается наименьшее количество, занимает первое место и т.д.
По такой схеме могут проводиться зачеты по хореографии, прыжкам, акробатике, но оценивание проходит по пятибалльной шкале, высчитывается среднеарифметическое и распределяются места.
Проверка теоретических знаний обучающихся.
Проверка теоретических знаний обучающихся, проводится по карточкам, где дети должны знать терминологию и уметь показать на практике. В каждой карточке по пять названий упражнений. Ребенок берет карточку, читает название и показывает данное упражнение.
Например:
• Деми плие по второй позиции
• Переменный шаг
• Гранд батман
• Разножка в сторону
• Фуэте
Карточки составляются с учетом возраста обучающихся и требованиям к ЗУН образовательной программы. За правильный ответ обучающийся получает 1 балл.
Такая система помогает отследить педагогу не только уровень освоения воспитанниками образовательной программы, но и видеть конкретные достижения воспитанника, сравнить его с самим собой, показать ему его рост, построить индивидуальную траекторию обучения. Воспитаннику важно видеть его достижения для мотивации его дальнейшей деятельности.
Результативность освоения образовательной программы позволяет отследить и мониторинг результатов анонимного опроса родителей по теме «Отношение родителей к учреждению» (Приложение №7), который проводится ежегодно в конце учебного года, где родители дают оценку деятельности, как педагога, так и учреждения в целом..
Мониторинг не ломает существующую традиционную систему кон¬троля, а обеспечивает ее информационную стабильность, долгосрочность, надежность и своевременность, что предотвращает дефицит информации при выработке рекомендаций и принятию управленческих решений, повышению степени их обоснованности. Мониторинг помогает путем анализа свести всю информацию в одно целое, обобщить ее и по¬лучить общую картину развития образовательного процесса, внести корректировку. Кроме этого, если часть полномочий передать обучающимся для выполнения посильной ра¬боты в разработке, организации анализа, в интерпретации данных, в про¬гнозировании, планировании новых дел на новые сроки, то мониторинг даст неоценимый эффект для практической заинтересованности обучающихся учреждения в его преобразовании.
Такая система мониторинга приемлема для нашего учреждения и даёт стабильные результаты. Будем рады, если она пригодится в работе и вам.