ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Методическая работа Педагогические проблемы внедрения ИКТ в современный образовательный процесс
Век компьютерных технологий набирает обороты, и уже нет ни одной области человеческой деятельности, где они не нашли бы своё применение.
В Стратегии модернизации образования подчёркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу обучающихся. Поэтому и возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно-ориентированного образования.
Одним из приоритетных направлений Концепции модернизации российского образования является внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникативных технологий. Компьютер – универсальный инструмент, дающий возможность работать практически со всеми видами информации, существующими в современном мире. Компьютер органично занимает место нового универсального технического средства обучения и развития. К универсальному техническому средству также нужно добавить и современные гаджеты, к которым относятся нетбук, планшет, смартфон и т.д..
Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе является актуальной проблемой современного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый преподаватель мог подготовить и провести учебное занятие с использованием ИКТ, так как преподавателю предоставляется возможность сделать занятие более ярким и увлекательным.
Использование ИКТ в образовательном процессе изменяет роль обучающегося на занятии. Из пассивного слушателя он делается активным участником процесса обучения. В этом случае отношения между учеником и преподавателем изменяются в сторону партнёрских. В связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности занятия, его насыщенности.
Внедрение ИКТ в учебный процесс
Внедрение ИКТ в учебный процесс имеет два основных направления:
Применение современных технических средств обучения позволяет добиться желаемого результата – делает обучение ярким, запоминающимся, интересным, формирует эмоционально положительное отношение к изучаемым дисциплинам.
В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием. Происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение. Качество подготовки обучающихся определяется содержанием образования, технологиями проведения занятий, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе.
Направления использования ИКТ.
При изучении дисциплин по информационным системам мы выделяем несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:
Особенностью внедрения компьютера в образовании является резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы, и относится это ко всем учебным дисциплинам. Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс — интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения. Именно это новое качество позволяет надеяться на реальную возможность расширения функционала самостоятельной учебной работы, полезного с точки зрения целей образования и эффективного с точки зрения временных затрат.
Интерактивное обучение отчасти решает ещё одну существенную задачу. Речь идёт о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д. Необходимо стремиться к творческому эффективному сотрудничеству с обучающимся, заботиться о наиболее полном их раскрепощении и комфортности не только в своей среде, но и в межличностном общении с преподавателем. Педагогу отводится большая роль в формировании профессиональной мотивации, чувства уверенности у обучающихся, в их ощущении безопасности.
Для успешного достижения образовательных результатов на занятиях используются мультимедийные технологии. Они позволяют существенно повысить эффективность занятий, сделать их интересными и повысить мотивацию обучающихся, воздействовать на их эмоциональное состояние. Мультимедийные средства обучения позволяют повысить:
Согласно новым требованиям ФГОС в настоящее время неотъемлемой частью образовательного процесса является не только самостоятельная работа на занятиях, но и внеклассная самостоятельная работа. То есть это деятельность обучающихся, выполняемая по заданию преподавателя, под его руководством, но без его непосредственного участия.
В основе многих новых педагогических технологий лежит практическая направленность, в том числе и поисково-исследовательские методы. Исследовательская деятельность – венец самостоятельной работы обучающегося. Такой вид деятельности подразумевает высокий уровень мотивации обучаемого.
Только сталкиваясь на практике с конкретными проблемами, ситуациями, проведя социологические исследования, работая с литературой, интернет-сайтами обучающийся накапливает знания и приобретает личный опыт.
«Всякое знание остаётся мёртвым, если в учащемся не развивается инициатива и самостоятельность».
Н.А. Умнов.
Благодаря широкому внедрению в образовательный процесс компьютерных технологий на смену скучным и «сухим» традиционным рефератам появилась возможность подготовки содержательных мультимедийных информационно-иллюстрированных презентаций (в том числе в звуковом сопровождении), обучающих видеороликов.
Все использованные электронные образовательные ресурсы позволяют представлять учебный материал как систему ярких опорных конспектов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией. При этом каждый обучающийся работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него, что позволяет наилучшему усвоению учебного материала.
Проблемой, наверное, любого образовательного учреждения является усвоение и запоминание новой специальной терминологии. Мобилизуют зрительную память, заостряют внимание на правильном написании новых слов так называемые опорные сигналы (или "сигнальные карточки" с ярко выделенными новыми терминами по Шаталову). В этом плане в настоящее время значительно облегчает функции преподавателя использование в образовательном процессе мультимедиа. Как элемент проблемно-поискового обучения используются кроссворды, их также можно демонстрировать с помощью мультимедиа. Они являются эффективным средством дифференцированного и индивидуализированного обучения, контроля и самоконтроля, а также воспитывают усидчивость и настойчивость в достижении цели. В том числе мультимедиа значительно позволяет сэкономить время, сразу же обсудить неясные вопросы и ошибки.
«Методы активного обучения приближают учебный процесс к профессиональной деятельности»
К. Гросс.
В настоящее время существует потребность в таких технологиях, в основе которых лежало бы развитие личности: творческое и критическое мышление, умение анализировать, принимать решения, сотрудничать в коллективе и другое. Поэтому под термином «новые образовательные технологии» можно представить и такие, как моделирование и имитация, в том числе метод конкретных ситуаций (КС).
Например,
«Ситуация – оценка» - прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить «правильно - неправильно» и предложить своё адекватное решение. Данный вид КС можно применять посредством видеороликов «Найди ошибки».
«Ситуация – иллюстрация» - прототип реальной ситуации. Может включаться в качестве факта в лекционный материал. Могут привлекаться мультимедийные ресурсы, с помощью которых демонстрируются визуализированные ситуационные задачи. Например, во время опроса предлагается применить метод комментирования, т.е. размышления вслух. Объясняя свои суждения и действия, обучающийся постепенно приходит к какому-то результату, итогу. Этот приём способствует не только развитию речи, но и развитию логического мышления и самоанализа. В перечень вопросов таких практико-ориентированных задач дополнительно включаются и другие, в том числе вопросы дифференциальной диагностики, проблемные вопросы и др.
«Ситуация – проблема» - прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения. С помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения.
Мы часто говорим об оптимизации учебно-воспитательного процесса (УВП), внедрении компьютерных информационных технологий. Но достичь этого в силу объективных причин не всем удаётся в полной мере, как этого бы хотелось. Некоторые учебные кабинеты не оснащены компьютерами (ноутбуками), либо отсутствуют мультимедийные установки (или TV-экраны, которые можно было бы подключить к ноутбуку). А это бы значительно облегчило восприятие и запоминание (закрепление) учебного материала.
Освоение учителями компьютерных технологий идёт быстрыми темпами, нам есть чем гордиться, однако, нерешённых вопросов ещё много и необходимо искать пути решения имеющихся и возникающих проблем, для того чтобы этот процесс был не мучительным и тернистым, а творческим, целеустремлённым и результативным.
Доклад подготовил методист Малиновский В.Э.