foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

МУ ДО "ДДТ"

город Благодарный

 
 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РУКОВОДЯЩИХ

И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 2021/2022 УЧЕБНОМ ГОДУ

 

РАЗДЕЛ «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА»

_____________________________________________________________________________________

А.Г. Лазарева, доцент кафедры психолого-педагогических технологий и менеджмента в образовании СКИРО ПК и ПРО, кандидат педагогических наук;

Ю.В. Королькова, доцент кафедры психолого-педагогических технологий и менеджмента в образовании СКИРО ПК и ПРО, кандидат педагогических наук;

Е.А. Скорик, доцент кафедры специального и инклюзивного образования СКИРО ПК и ПРО кандидат психологических наук

 

В указе Президента РФ В.В. Путина от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» одной из ключевых целей, поставленных перед отраслью образования, обозначено «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций», что находит своё продолжение также в указе Президента «О национальных целях развития России до 2030 года» (21 июля 2020 года). Вместе с тем, государственно-общественный заказ на усиление воспитательной составляющей в образовании обусловливает новые векторы развития потенциала дополнительного образования детей, в том числе – через содержание дополнительных общеобразовательных программ по всем направленностям.

  1. Особенности внедрения профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

Стандартизация профессиональной деятельности педагога как ответ на изменение парадигм общественного развития и требований к качеству образовательных услуг в системе дополнительного образования призвана определить профессиональные компетенции, оценить подготовленность и результаты педагогического труда, дать импульс его развитию.

Последняя редакция профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» утверждена Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ, № 298н, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 августа 2018 г., № 52016).

Внедрение профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» проходит поэтапно и имеет свои особенности. Несмотря на отсутствие единого универсального алгоритма, требуется

проведение его обсуждения в коллективе, обмен опытом; подбор и распределение кадров; компоновка должностных обязанностей отдельного работника из трудовых функций и трудовых действий, описанных в профессиональном стандарте; организация коллектива в целом для выполнения «полного набора» трудовых функций. Рекомендуется создать специальную комиссию, в обязанности которой включить проверку документации, составление плана действий для корректировок и доработок мероприятий по внедрению Профессионального стандарта. Функционал комиссии складывается из следующих действий:

– сравнение на соответствие должностей организации дополнительного образования с указанными в документации;

– изучение заключенных трудовых договоров, сравнение их с профстандартом, выявление различий и устранение их в сжатые сроки; изучение личных дел сотрудников и сопоставление их должностей с прописанными в профессиональном стандарте;

– оформление отчета по результатам деятельности комиссии, ознакомление с ним административного и педагогического состава учреждения дополнительного образования.

Если полученное образование и опыт работы некоторых работников не соответствуют требованиям, указанным в документации, их следует направить на обучение по программам переподготовки или краткосрочных курсов повышения квалификации.

  1. Особенности реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

Развитие воспитания в системе образования, согласно «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», призвано обеспечить эффективную реализацию воспитательного компонента, расширение вариативности воспитательных систем и технологий, развитие системы дополнительного образования, поддержку одаренных детей.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. № 2945-р утверждён План мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации (реализация первого Плана на 2016-2020 годы завершена). Новым Планом предусмотрено совершенствование работы психологов в школах, консультации с родителями, проведение исследований о влиянии информационной среды на формирование взглядов подрастающего поколения, проведение интеллектуальных, творческих, культурных форумов, мероприятий по поддержке региональных отделений РДШ, создание федерального центра для экспертизы информационной продукции и литературы для детей. В сфере дополнительного образования предполагается обновление содержания и технологий всех направленностей дополнительного образования детей в целях реализации направлений системы воспитания. Актуализируется внимание к военно-патриотическому воспитанию – создание и развитие инфраструктуры учебно-методического центра «Авангард», парков культуры и отдыха «Патриот» и оптимизация содержания патриотической работы на их базе.

План содержит 33 пункта по семи направлениям, в каждом из которых сделан акцент на внедрении Программы воспитания и мониторинге её эффективности. Программа воспитания с 01 сентября 2021 года становится обязательной для каждой образовательной организации в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 304 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»», где раскрывается механизм организации воспитательной работы как части основных образовательных программ, которые будут включать в себя программу воспитания и календарный план воспитательных мероприятий.

Вместе с тем, в Ставропольском крае, согласно Письму Министерства образования Ставропольского края от 20 августа 2020 № 03-25/9930 «О примерной программе воспитания», каждая школа до начала 2020/21 учебного года должна была внести изменения в основные образовательные программы, включая программу воспитания. Начиная с 1 сентября 2020/21 учебного года программа должна была пройти апробацию, а к 1 сентября 2021/22 учебного года доработана и утверждена.

Рабочие программы воспитания общеобразовательных организаций выстраиваются на основе Примерной программы воспитания, одобренной на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, внесенной в Реестр ПООП (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20) и включающей 4 основных раздела: 1.Особенности организуемого в школе воспитательного процесса; 2.Цель и задачи воспитания; 3.Виды, формы и содержание деятельности; 4.Основные направления самоанализа воспитательной работы.

С 1 января 2021 года стартовал федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» нацпроекта «Образование» (предшествовавшая ему Государственная программа была рассчитана с 2016 по 2020 год). В рамках этого проекта с 1 января 2021 года на территории Ставропольского края реализуется пилотный проект по внедрению в школы ставок советников директоров по воспитательной работе и организации деятельности с детскими общественными объединениям (Распоряжение Минпросвещения России от 09 декабря 2020 года № Р-163).

Суть проекта: выстраивание системы воспитания на школьном, муниципальном, региональном уровнях, вовлечение детей в деятельность детских общественных организаций, усиление патриотического воспитания детей и молодежи, подготовка кадров для обеспечения воспитательной системы в сфере образования.

По поручению Губернатора Ставропольского края В.В. Владимирова были разработаны критерии оценки эффективности реализации пилотного проекта в текущем году и их базовые показатели: 1. Количество обучающихся, стоящих на всех видах профилактического учёта.

  1. Количество правонарушений, совершённых несовершеннолетними.
  2. Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними.
  3. Уровень детского травматизма (школьный, дорожно-транспортный, бытовой).
  4. Количество обучающихся, принимающих участие в деятельности детских и молодёжных общественных объединений (РДШ, Юнармия, Российский союз молодёжи и иные).
  5. Охват обучающихся, занятых в системе дополнительного образования.
  6. Количество обучающихся, вовлеченных во внеурочную деятельность.
  7. Количество обучающихся, принявших участие в мероприятиях Всероссийского календаря мероприятий для детей и молодёжи.
  8. Кадровый потенциал (наличие ставок «Педагог-организатор», «Старшая вожатая» и количество педагогических работников в возрасте до 35 лет).
  9. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (проект).

Стратегическим документом развития дополнительного образования детей с 2021 года является Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года (Департамент государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Министерства просвещения России, от 30.09.2020 г.). Современное дополнительное образование детей определено в нём как: образовательное пространство возможностей для самореализации детей и раскрытия их талантов; инструмент развития человеческого потенциала регионов, страны; институт воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности, формирования общероссийской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирования поколения россиян, ориентированных на активное включение в процессы социокультурного развития государства; социокультурная среда детства взросления и самоопределения подрастающего поколения в условиях кризиса «детства» и «взрослости».

К основным направлениям развития дополнительного образования Проектом Концепции отнесены следующие:

  1. Создание условий для доступности каждому ребенку качественного дополнительного образования и возможности построения дальнейшей успешной образовательной и профессиональной карьеры, формирование в системе дополнительного образования социальных лифтов;
  2. Усиление воспитательного потенциала дополнительного образования детей через включение в коллективные общественно полезные практики, создание новых возможностей для использования получаемых знаний для решения реальных проблем сообщества, страны;
  3. Укрепление методической и ресурсной базы дополнительного образования детей на базе общеобразовательных организаций и его интеграция с основными образовательными программами общего образования для достижения нового качества образовательных результатов, обучающихся;
  4. Обновление содержания и форматов дополнительных общеобразовательных программ для формирования современных компетентностей, поддержки профессионального самоопределения;
  5. Создание условий для профессионального развития и самореализации педагогов дополнительного образования через обновленную систему

повышения квалификации, профессиональных конкурсов, профессионально-общественных объединений;

  1. Придание системе дополнительного образования нового качества открытого образования, работающего на развитие человеческого потенциала;
  2. Обеспечение баланса между гарантированной поддержкой значимых для общества образовательных программ и предоставлением возможности свободного выбора дополнительных общеобразовательных программ.

Подчёркивается, что в условиях нестабильной эпидемиологической обстановки необходимо создание устойчивой системы дополнительного образования, в том числе организации дополнительного образования детей с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; формирования грамотности в области здоровья и безопасности жизнедеятельности.

При реализации Концепции образовательным организациям можно рекомендовать разработать дорожную карту, включающую, создание оперативного органа управления, в функционал которого могут войти:

– самоанализ потенциала дополнительного образования;

– проведение педсовета по разработке стратегии реализации Концепции;

– проведение методических объединений по разработке и обновлению содержания дополнительных общеобразовательных программ по направленностям, в том числе для детей с особыми образовательными потребностями;

– организация открытых занятий и воспитательных мероприятий с применением передовых педагогических технологий;

– организация взаимодействия с социальными партнёрами, в том числе в сетевой форме;

– актуализация разных моделей наставничества;

– управление процессом самообразования и повышения квалификации педагогов.

  1. Рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ.

Принцип программоориентированности, заявленный ещё в Концепции развития дополнительного образования детей до 2020 года, раскрывает роль образовательной программы как базового элемента системы дополнительного образования детей.

Вариативность дополнительного образования позволяет включать детей в проблемное поле социально-экономического и социокультурного развития общества посредством дополнительных общеобразовательных программ, предусматривающих пробную деятельность и формирующих необходимый для подобного включения опыт на разных этапах взросления.

В таком случае дополнительные общеобразовательные программы в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» делятся на общеразвивающие и предпрофессиональные, ориентированы на разные возрастные группы детей, должны сохранять преемственность, их содержание должно отражать многообразие интересов разных групп детей, а оформление

и методическое сопровождение опираться на достижения в области возрастной психологии.

Педагогам-разработчикам программ нужно иметь в виду, что в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» с изменениями и дополнениями от 5 сентября 2019 г., 30 сентября 2020 г. дополнительные общеобразовательные программы делятся на общеразвивающие, предпрофессиональные.

Принята следующая классификация программ:

– По направленностям: художественная, техническая, туристско-краеведческая, естественнонаучная, социально-гуманитарная, физкультурно– спортивная. Каждая из направленностей может иметь несколько профилей. При разработке программы в пояснительной записке рекомендуется указывать не только направленность программы, но и её профиль, к примеру, направленность – художественная, профиль программы – хореография.

– По степени авторства – типовая (примерная), модифицированная, экспериментальная, авторская. Модифицированная программа пишется на основе примерной с использованием различных источников.

Авторской считается программа, обладающая актуальностью, оригинальностью и обязательно – новизной. Она полностью создана педагогом и принадлежит ему на правах интеллектуальной собственности. Как правило, это программа преподавания либо впервые вводимого курса (предмета), либо вариант собственного подхода автора к традиционным темам. Данная программа может являться лауреатом или дипломантом региональных конкурсов. (Приложение к журналу «Внешкольник», «Библиотека педагога-практика». Брошюра: Материалы по аттестации учреждений дополнительного образования детей. – М., 1999.).

– По уровню усвоения – общекультурный, базовый углубленный, профессионально-ориентированный уровень. Как правило, программы, рассчитанные на один год обучения, имеют общекультурный уровень.

– По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности – интегрированная, комплексная, модульная. Интегрированной является программа, содержание которой состоит из разных образовательных областей. К примеру, изобразительное искусство и иностранный язык.

Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы состоит из двух разделов («Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ», сост. Попова И. Н., Славин С. С. – М. ФГАУ ФИРО, 2016).

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»: пояснительная записка; цель и задачи программы; содержание программы; планируемые результаты.

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»: календарный учебный график; условия реализации программы; формы

аттестации; оценочные материалы; методические материалы; рабочие программы (модули) курсов, дисциплин программы; список литературы.

При разработке программы в пояснительной записке обязательно указываются направленность программы, её актуальность, новизна и отличия от уже существующих, объем и срок реализации программы, формы обучения, особенности организации образовательного процесса, адресат программы.

Предпрофессиональная программа (как правило, это программа в области спорта, культуры) имеет структуру и пишется в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ).

По закону об образовании формами обучения могут быть – очная, очно-заочная и заочная (гл.2, ст.17, п.2). Приказом Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» регламентированы основные условия и требования к организации электронного обучения.

  1. Рекомендации по разработке адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ОВЗ.

Е.А. Скорик, доцент кафедры специального и инклюзивного образования СКИРО ПК и ПРО, кандидат психологических наук

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам возможно организовать по группам, индивидуально или всем составом объединения, а так же по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры, мастерские, школы).

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа разрабатывается на основе общеобразовательной программы дополнительного образования для нормативно развивающихся детей с учетом включения в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детей с инвалидностью; создается специально для определенной категории детей с ОВЗ, объединенных в одну группу (творческое объединение), а также разрабатываться с учетом индивидуальных особенностей конкретного ребенка с ОВЗ или с инвалидностью.

При организационной работе по проектированию, разработке и утверждению адаптированной дополнительной общеобразовательной

программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребенка, медицинские рекомендации, рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, запрос родителей, четко формулируются цели и задачи, обсуждается необходимость в дополнении или изменении учебного плана, определяются формы получения образования, режим посещения занятий как подгрупповых, так и индивидуальных, дополнительные виды психолого-педагогического сопровождения, промежуточные и итоговые результаты и т.д.

Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении должно зависеть от направленности адаптированных дополнительных общеобразовательных программ и определяться в соответствии с локальными нормативными актами организации. В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения совместно с несовершеннолетними обучающимися могут участвовать их родители (законные представители).

При адаптации программы дополнительного образования для детей с ОВЗ необходимо:

1) учесть особенности и возможности направленности программ дополнительного образования детей для раскрытия творческого потенциала, формирования социальных и жизненных компетенций детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;

2) показать специфику учреждения, а также образовательные потребности и запросы обучающихся – представителей детско-взрослых сообществ.

Алгоритм действий педагога дополнительного образования по адаптации программы дополнительного образования детей с ОВЗ:

  1. Сформулировать цели программы дополнительного образования детей с учетом целей программ образовательной организации, с учетом целей развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями.
  2. Определить целевую аудиторию программы: это может быть группа детей с ОВЗ и с инвалидностью одной категории с нарушениями зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра; это может быть группа, состоящая из детей нормативно развивающихся и детей с ОВЗ; это может быть смешанная группа, состоящая из детей с разными особенностями развития; это может быть детско-родительская группа; программа дополнительного образования может реализовываться и для одного ребенка.
  3. Познакомиться с характеристикой обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, определить их возможности в освоении программы, познакомиться с рекомендациями ПМПК и с индивидуальной программой реабилитации и абилитации (ИПРА у обучающегося с инвалидностью), получить консультацию у специалистов ППк. Педагогу дополнительного образования следует опираться на сильные стороны обучающихся, создавать возможность продвижения по

индивидуальной траектории, которая соответствует зоне их ближайшего развития.

  1. Указать образовательные результаты освоения программы дополнительного образования детей всеми обучающимися: «ребенок научится», «ребенок получит возможность», в том числе и обучающимися с особыми образовательными потребностями.
  2. Указать краткое содержание программы, составив перечень тем и отдельных вопросов, составить учебно-тематический план с учетом особенностей детей с ОВЗ. При реализации программы в проектной форме можно прописать этапы проектной деятельности.
  3. Составить перечень дидактического, справочного материала, в том числе с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ.
  4. Составить перечень учебных средств и оборудования, необходимых для реализации программы, в том числе с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ.
  5. Определить средства контроля освоения обучающимися программы дополнительного образования. Для детей с особыми образовательными потребностями планируются (при необходимости) адаптированные средства контроля.
  6. Представить программу дополнительного образования детей внешним экспертам и/или методическому объединению педагогов дополнительного образования образовательной организации. Согласовать содержание программы дополнительного образования детей относительно особых образовательных потребностей, обучающихся на психолого-педагогическом консилиуме с учетом мнения родителей, привести в соответствие с индивидуальным образовательным планом для обучающегося.
  7. Представить программу дополнительного образования детей на утверждение руководителю образовательной организации.
  8. Использовать программу дополнительного образования детей после приказа об ее утверждении руководителем образовательной организации.
  9. Рекомендации по внедрению системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей.

Современные вызовы дополнительного образования формируют реальные действия по доступному дополнительному образованию для всех детей. Одним из механизмов является внедрение персонифицированного финансирования дополнительного образования (ПФДО) детей с помощью Навигатора дополнительного образования детей (далее – Навигатор).

Навигатор представляет собой единый национальный портал дополнительного образования детей, в котором есть федеральный и региональные разделы.

Основанием для внедрения регионального Навигатора и значимых мероприятий в сфере дополнительного образования являются Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», приказ Минпросвещения России от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования

детей», распоряжение Правительства Ставропольского, соответствующие проекты и приказы Министерства образования Ставропольского края и документы, созданные в муниципалитетах.

В рамках Целевой модели обеспечивается переход на персонифицированное финансирование и персонифицированный учет детей, охваченных дополнительным образованием посредством выдачи им сертификатов дополнительного образования с возможностью использования его не только в качестве сертификата учета, предоставляемого детям вне зависимости от механизма оплаты его обучения по дополнительной общеобразовательной программе и ведомственной принадлежности реализующей эту программу организации, но и в качестве сертификата персонифицированного финансирования, необходимого для оплаты программ, включенных в систему ПФДО.

Целевая модель должна внедриться во всех субъектах РФ до 2024 года. В Ставропольском крае внедрение ПФДО дополнительного образования производится поэтапно. Нужно отметить, что выдача сертификатов дополнительного образования запланирована с апреля 2021 года в 10 пилотных муниципалитетах (Будённовский городской округ, Георгиевский городской округ, Изобильненский городской округ, г. Ставрополь, г. Невинномысск и др.).

Основная цель создания Навигатора – обеспечение доступа к дополнительным общеобразовательным программам, включая предпрофессиональные программы и программы спортивной подготовки, и предоставление исчерпывающей информации для детей, подростков и родителей (законных представителей) об образовательных услугах организаций, реализующих дополнительное образование.

Актуальность конкретной программы представлена в Навигаторе в каждой карточке дополнительной общеобразовательной программы, в которой отображается направленность, уровень программы, подробное описание, учебный план, ожидаемые результаты, ограничения по возрасту, информация о преподавателях, материально-техническая база, расписание занятий.

На карточках имеются фотографии, отображающие учебную и воспитательную деятельность образовательной организации, даётся информация о всех общеразвивающих программам, реализуемых в ней.

Очень важно отметить, что заказчиками той или иной программы становятся и родители (законные представители), и дети (взрослые могут и сами выбирать) посредством опросов или анкетирования, проводимых в электронном виде.

Навигатор имеет основные и возможные дополнительные функции.

Основные:

  • Информирование всех участников образовательных отношений о дополнительных общеобразовательных программах и условиях их реализации;

 

  • Обеспечение поиска и выбора программ (навигация), соответствующих интересам и потребностям пользователей;

 

Дополнительные:

  • Возможность удаленной записи на занятия по выбранной программе и оплаты этих занятий;
  • Возможность оценить и повлиять на качество реализации дополнительных общеобразовательных программ;
  • Информирование и навигация по конкурсным мероприятиям, в которых могут принять обучающиеся по разным направлениям ДОД;
  • Возможность сформировать индивидуальное портфолио обучающегося и выстроить его индивидуальную образовательную траекторию по программам ДОД.

 

В соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации Навигатор обеспечит:

- организацию автоматизированного процесса оценки количества детей, занятых в системе дополнительного образования;

- анализ мнения потребителей услуг;

- планирование бюджета органами местного самоуправления.

 

За время внедрения Целевой модели будут созданы реестры социально-значимых бесплатных программ и востребованных программ, оплачиваемых за счет сертификата.

Сертификат дополнительного образования – электронная реестровая запись о включении ребенка в систему персонифицированного финансирования, подтверждающая его право на получение дополнительного образования в порядке и на условиях, определяемых правовыми актами органов местного самоуправления городских, муниципальных округов Ставропольского края.

Сертификат имеет три статуса:

– статус «Не подтвержден» – начальный статус, позволяющий получить сертификат дополнительного образования со статусом «Учет» после подтверждения страхового номера индивидуального лицевого счёта;

– статус «Учет», предоставляющий право на получение сертификата дополнительного образования с возможностью включения обучающегося в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей;

– статус «С номиналом», дающий право использования сертификата дополнительного образования для оплаты образовательных услуг.

С сентября этого года в десяти пилотных муниципалитетах появится возможность получения родителями сертификата с номиналом. Нужно отметить, что массовая выдача сертификатов с номиналом в 2021 году не предусмотрена. Для каждого муниципалитета важно грамотно отработать все организационно-финансовые механизмы для того, чтобы к 2023 году возможность получения сертификата с номиналом была у каждой семьи с детьми в возрасте от 5 до 18 лет. Воспользоваться сертификатом с номиналом можно будет только на тех программах, которые прошли

сертификацию и в Навигаторе отмечены значком. Подобных программ по сравнению с социально-значимыми для каждого муниципалитета будет небольшое количество.

Весной 2021 года открыт доступ к получению сертификата дополнительного образования со статусом учета, который может получить без исключений каждый ребенок в возрасте от 5 до 18 лет.

В настоящее время создается организационно-управленческая сеть для внедрения Целевой модели. С начала 2021 года созданы муниципальные опорные центры (МОЦ), которые являются помощниками педагогов в части работы с Навигатором. Это будут «аналоги многофункциональных центров –МФЦ», в которых специалисты помогут зарегистрироваться педагогам, родителям, детям в Навигаторе, записаться на выбранную программу, получить сертификат дополнительного образования и др. Также это актуально и для тех родителей, которые не имеют технической возможности пользования сервисами Навигатора.

Добавим, что в соответствии с материалами Письма Министерства просвещения РФ и Министерства культуры РФ от 4 июня 2020 г. № № СК-395/06, 204-01.1-39-ОЛ «Об использовании сертификатов персонифицированного финансирования в детских школах искусств», в связи с тем, что реализация детскими школами искусств дополнительных предпрофессиональных программ – «это многолетний, упорядоченный и дорогостоящий учебный процесс, выстроенный на индивидуальном обучении, сертификаты персонифицированного финансирования для обучения по данным программам не используются» (https://р26.навигатор.дети).

  1. Требования к программно-методическому обеспечению дополнительного образования детей.

Необходимым условием качества дополнительных общеобразовательных программ является их методическое обеспечение, заключающееся в педагогической поддержке педагогов со стороны методистов, педагогов-психологов, педагогов-организаторов, социальных педагогов. Особая роль отводится методической службе организации дополнительного образования детей.

Роль методической составляющей отражена и в профессиональном стандарте «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

Деятельность методической службы ориентирована на совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников сферы дополнительного образования и может включать в себя:

– разработку и создание учебно-методических материалов: программ, пособий, положений, тезисов, текстов лекций, бесед, планов и рекомендаций по проведению семинаров, учебных игр, экскурсий, интерактивных форм обучения и т.п.;

– разработку программ и проектов по интеграции общего и дополнительного образования;

– создание методических рекомендаций для педагогов дополнительного образования по организации образовательного процесса (планирование деятельности, отчетность, создание программ учебных групп и т.п.);

– создание информационного банка учебно-методической литературы по дополнительному образованию;

– разработку «памяток» и рекомендаций для педагогов, детей и родителей;

– составление сценариев воспитательных мероприятий, разработку критериев их оценки.

Особое внимание необходимо уделить инновационным формам методической деятельности педагогов, в том числе активным, интерактивным, освоению цифровых технологий, особенно в период дистанционного обучения.

  1. Организация контроля и оценки достижений планируемых результатов освоения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

Требования к результатам освоения дополнительных общеразвивающих программ нормативно не закреплены (Письмо Минобрнауки России от 18 августа 2017 года № 09-1672). Кроме того, в материалах «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» в пункте 18 зафиксировано следующее: «Организации, осуществляющие образовательную деятельность, определяют формы аудиторных занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся».

Планируемые результаты освоения дополнительных общеобразовательных программ определяются конкретными образовательными программами, разрабатываемыми образовательными организациями, и являются независимыми от результатов других видов образования. Как правило, основной оценке подвергаются результаты овладения предметными компетенциями и личностное развитие обучающегося.

Для мониторинга и фиксации образовательных результатов организации могут использовать такие формы учета как анкеты, тестирование, портфолио, демонстрация моделей, технологические карты, защиты творческих работ, дневник личных достижений, сундук регалий, в том числе в электронной форме

  1. Реализация санитарно-эпидемиологические требований к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей.

С 1 января 2021 года вступили в силу новые санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», которые действительны до 2027 года. Они устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий

образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми.

Новыми санитарными правилами утверждаются требования к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи, а также определяются санитарно-противоэпидемические (профилактические) меры при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом. Правила не распространяются на проведение экскурсионных мероприятий и организованных походов.

Предусмотрены требования к обеспечению доступности услуг, оказываемых хозяйствующим субъектом, инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. к мебели, которая должна быть приспособлена к особенностям психофизического развития, индивидуальным возможностям и состоянию здоровья; к расположению парт (столов) при организации обучения; к предельной наполняемости группы и расписанию занятий.

Пунктом 3.6. определен ряд основных требований к организациям дополнительного образования и физкультурно-спортивным организациям:

3.6.1. Наличие собственной территории, набор помещений определяются направленностью реализуемых дополнительных общеобразовательных программ и видом спорта.

Мастерские, лаборатории оборудуются умывальными раковинами, кладовыми (шкафами).

В помещениях для занятий на музыкальных инструментах, танцами, вокалом, мастерских с использованием оборудования, являющегося дополнительным источником шума, выполняются шумоизолирующие мероприятия.

3.6.2. Образовательный процесс осуществляется в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой. Занятия проводятся по группам, подгруппам или индивидуально.

Занятия начинаются не ранее 8.00 часов утра и заканчиваются не позднее 20.00 часов. Для обучающихся в возрасте 16-18 лет допускается окончание занятий в 21.00 часов.

3.6.3. Состав помещений физкультурно-спортивных организаций определяется видом спорта. Используемые спортивные маты, спортивные ковры, инвентарь и оборудование должны быть покрыты материалами, обеспечивающими их влажную обработку моющими и дезинфекционными средствами.

Кроме этого, в санитарных правилах, относящихся ко всем образовательным организациям, особое внимание уделяется использованию электронных средств обучения (ЭСО), в т.ч. интерактивных досок, сенсорных экранов, информационных панелей, компьютеров, ноутбуков, планшетов. Занятия с использованием ЭСО не проводятся в возрастных группах до 5 лет.

Введены требования для дистанционного обучения. Расписание занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной

работоспособности обучающихся и трудности учебных предметов. Обучение должно заканчиваться не позднее 18.00. Для образовательных целей мобильные средства связи не используются.

В пункте 3.4. отмечено, что для выполнения рабочих программ учебного предмета «Физическая культура», мероприятий программы воспитательной работы и курсов по выбору соответствующей направленности допускается использовать спортивные сооружения (площадки, стадионы, бассейны), расположенные за пределами собственной территории общеобразовательной организации, оборудованные в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству и содержанию мест, предназначенных для занятий спортом и физической культурой. При этом приобретаемое оборудование для детских игровых площадок должно иметь документы об оценке (подтверждении) соответствия.

В случае возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, технологического и холодильного оборудования, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений, образовательная организация в течение 2 часов должна проинформировать об этом территориальные органы Роспотребнадзора и обеспечить проведение профилактических мероприятий.

 

Рекомендуемая литература

  1. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
  2. Указ Президента РФ от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года».
  3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. № 2945-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
  4. Распоряжение Министерства Просвещения России от 09 декабря 2020 г. № Р-163Об утверждении перечня пилотных субъектов Российской Федерации в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование».
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»».
  6. Приказ Министерства Просвещения РФ от 03 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
  7. Письмо Минобрнауки России от 18 августа 2017 г. № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».
  8. Письмо Министерства просвещения РФ и Министерства культуры РФ от 4 июня 2020 г. № № СК-395/06, 204-01.1-39-ОЛ «Об использовании сертификатов персонифицированного финансирования в детских школах искусств».
  9. Письмо Министерства образования Ставропольского края от 20 августа 2020 № 03-25/9930 «О примерной программе воспитания».
  10. Примерная программа воспитания (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20)).
  11. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Концепция развития дополнительного образования детей: от замысла до реализации. Методическое пособие. – М., 2016.
  12. Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 [Электронный ресурс] https://sudact.ru/law/pismo-minobrnauki-rossii-ot-29032016-n-vk-64109/metodicheskie-rekomendatsii-po-realizatsii-adaptirovannykh/

Интернет-ресурсы

  1. Внешкольник (информационно-методический журнал) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dod.miem.edu.ru
  2. Воспитательная работа в школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  3. Национальный Совет молодежных и детских объединений России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.youthrussia.ru/
  4. Персонифицированное дополнительное образование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pfdo.ru/
  5. Портал для педагогов и работников дополнительного образования детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://prodod.moscow/
  6. ГОУ Центр развития системы дополнительного образования детей РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dod.miem.edu.ru
  7. Портал «Дополнительное образование детей» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vidod.edu.ru/
  8. Региональный координационный центр Ставропольского края [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.srkc.ru/
  9. Центр «Педагогический поиск» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ppoisk.ru
  10. Региональный модельный центр дополнительного образования детей Ставропольского края [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https: //p26навигатор. дети

 

Copyright © 2024 МУ ДО "Дом детского творчества" г. Благодарный. Ставропольский край. Rights Reserved.