ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Методическая работа Актуальные вопросы развития системы дополнительного образования детей
Логачева В.В.,
директор МУ ДО «Дом детского творчества»
Одной из задач национального проекта «Образование» является обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования. Данная задача реализуется посредством десяти федеральных проектов, входящих в этот национальный проект. В федеральном проекте «Успех каждого ребенка» большое значение уделено дополнительному образованию. Его целью является увеличения к 2024 году охвата дополнительным образованием до 80 процентов детей в возрасте от 5 до 18 лет, обновление содержания и методов дополнительного образования детей, развития кадрового потенциала и модернизации инфраструктуры системы дополнительного образования детей.
Для реализации обозначенной цели принята новая Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, которая разработана на основе приоритетных целей государственных документов стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года и государственной образовательной политики в сфере дополнительного образования детей. В Концепции определен ценностный статус и социокультурная роль дополнительного образования детей в Российской Федерации, механизмы его развития до 2030 года, подняты актуальные вопросы развития системы дополнительного образования детей.
В условиях глобальных вызовов и стратегических изменений усиливается запрос участников отношений в сфере образования к потенциалу дополнительного образования детей для определения современных траекторий формирования нового содержания и качества образования. Выполнение современного образовательного заказа государства и социального заказа субъектов образования предполагает значительное обновление содержания и технологий образования и приведение их в соответствие с требованиями времени и задачами развития Российской Федерации и Ставропольского края. В 2020 – 2021 учебном году Дом детского творчества продолжил работу в режиме развития, ориентируясь на поиск нового содержания, изменяя подходы к оценке качества образования, осваивая новые формы обучения и методы работы.
Для реализации национальной цели в муниципальном учреждении дополнительного образования «Дом детского творчества» был расширен тематический спектр рабочих программ педагогов дополнительного образования, включенных в образовательную программу учреждения
«От интереса - к мастерству». Воспитанники занимались в 24 объединениях, 48 учебных группах, по пяти направленностям: художественной, туристско – краеведческой, социально – педагогической, физкультурно – спортивной, технической. Количество обучающихся дошкольного возраста возросло, так, если в 2019-2020 учебном году детей в возрасте от 5 до 7 лет обучалось 55 человек, то в 2020-2021 учебном году детей в возрасте от 5 до 7 лет – уже 75, что на 20 человек больше. Пользуются большим спросом новые направления «раннее билингвальное обучение иностранным языкам» (детское объединение «Маленький принц»), «художественно-эстетическое развитие в дошкольном возрасте» ( детские объединения «Тюбик», «Сундучок идей»).
Одной из национальных целей развития Российской Федерации является предоставление возможности для самореализации и развития талантов. В Доме детского творчества созданы возможности для выявления и раскрытия талантов обучающихся. Ведется мониторинг детских достижений. Результаты участия в конкурсах, фестивалях постоянно освещаются на официальном сайте, в социальных сетях, на стенде сменного состава в фойе, лучшие обучающиеся размещены на Доске Почета ДДТ на официальном сайте.
Высокий уровень педагогического мастерства, инициативность педагогов позволяют представлять работы воспитанников на фестивалях и конкурсах различных уровней. Мониторинг творческих достижений одаренных и способных обучающихся показывает, что практически во всех конкурсах, где воспитанники принимают участие, их выступления отмечены призовыми местами. Так, за 2020-2021 учебный год 380 обучающихся приняли участие в конкурсах различного уровня, что составляет 66 % от общего числа обучающихся. Заняли 304 призовых места. Из них: городского муниципального уровней - 91 призовых места, регионального уровня - 64, Всероссийского уровня и международного уровней – 149. Сравнительный анализ достижений обучающихся по сравнению с прошлым учебным годом показал, что увеличилось количество призовых мест с 205 до 304, регионального уровня с 24 до 64, Всероссийского уровня и международного уровней с 79 до 149.
Новацией в текущем учебном году стало проведение в районном историко-краеведческом музее имени П.Ф. Грибцова открытой выставки работ обучающихся «Творчество глазами детей». Экспозиция пользовалась успехом у обучающихся городских школ. Сотрудники музея попросили продлить её более запланированного срока. Такая работа служит хорошей мотивацией для обучающихся, является рекламой учреждения и должна способствовать увеличению охвата обучающихся, что позволит нам выполнять одну из целей Федерального национального проекта «Успех каждого ребёнка». В новом 2021-2022 учебном году мы продолжим сотрудничество с музеем, практикуя не только детские выставки, но и выставки педагогов ДДТ, совместные выставки педагогов и обучающихся.
Национальные задачи повышения конкурентоспособности российского общего образования, вхождения в десятку лучших стран по качеству общего образования с учетом современных представлений о качестве определяют запрос к возможностям дополнительного образования детей для развития функциональной грамотности, формирования метапредметных компетенций и проектирования, обеспечения и сопровождения личностных результатов обучающихся. В частности, расширение участия детей в программах естественнонаучной направленности в условиях обновления содержания и технологий должно способствовать качеству образовательных достижений. С этой целью в Доме детского творчества впервые была проведена научно –практическая конференция обучающихся «Знаю. Умею. Могу». С защитой своих проектных работ выступили 10 обучающихся из объединений «Красота рукотворная» (педагог Золотова О.В.), «Самоделкин» (педагог Белоцерковская Л.В.), «Радуга творчества» (педагог Медина Е.А). На конференцию были приглашены родители, обучающиеся других объединений. Эта форма работы со способными и одаренными обучающимися позволяет работать над формированием soft skills-компетенций(креативного мышления, системного подхода, коммуникативности, качественного исполнения проектов) у обучающихся, очень важных на современном этапе развития образования, что неоднократно подчёркивал Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.
Одним из актуальных вопросов развития дополнительного образования является обеспечение информационной открытости системы, информированности семей, имеющих детей, о возможностях получения образовательных услуг. В настоящее время в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» Министерством просвещения России предусмотрено внедрение общедоступного «Навигатора по дополнительным общеобразовательным программам», который поможет семьям выбирать те из них, которые отвечают запросам и уровню подготовки детей с разными образовательными потребностями и возможностями. Над решением этой задачи мы активно работали в текущем учебном году. Однако стопроцентной регистрации нам пока не удалось достигнуть. Поэтому весь летний период для родителей активно велась разъяснительная работа, на официальном сайте МУ ДО «ДДТ» выложен видео-мастер-класс «Алгоритм приема обучающихся», пошагово раскрывающий родителям условия регистрации и зачисления детей в учреждение (http://ddtblagodarny.ru/index.php/o-nas/metodicheskaya-rabota/963-master-klass-algoritm-prijoma-obuchayushchikhsya). Над этой важнейшей задачей нам предстоит работать в новом 2021-2022 учебном году.
Новые вызовы времени, показали, что в связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 в России, такие формы работы как организация дистанционного обучения, конкурсов в дистанционном формате должны осваиваться педагогами дополнительного образования более активно. Перед педагогами Дома детского творчества была поставлена задача по активизации работы по организации Интернет - конкурсов районного и краевого уровней. Два года проводится районная педагогическая олимпиада по номинациям «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа», «Методические разработки (конспект занятия, сценарий мероприятия)», «Мастер - класс». Методической службой Дома детского творчества готовится к публикации я электронный сборник с методическими разработками педагогов дополнительного образования Благодарненского городского округа-победителей и участников районной педагогической олимпиады.
В 2020-2021 учебном году использовались такие формы виртуальной работы с обучающимися, как дистанционные конкурсы, например дистанционный конкурс декоративно-прикладного творчества «Символ года -2020» , вокально-инструментальный первый онлайн конкурс-фестиваль «Мы любим музыку» и вокальный дистанционный конкурс «Новогодняя песня». Они были проведены на официальном сайте МУ ДО «ДДТ» http://ddtblagodarny.ru/.
Работа сайта и официальных групп в социальных сетях ВКонтакте, Instagram даёт возможность создания положительного имиджа организации дополнительного образования, открытого информирования и предоставления актуальной доступной информации о деятельности и результативности Дома детского творчества в социуме.
Сформированность системы сопровождения непрерывного профессионального развития и карьерного роста педагогических кадров - еще один актуальный вопрос развития системы дополнительного образования. Один из его постулатов: «Дополнительное образование не на всю жизнь, а через всю жизнь» важен для педагогов, как никогда. В рамках реализации работы по внедрению профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования» успешно прошли профессиональную переподготовку по теме «Педагогика и психология дополнительного образования» для категории слушателей, не имеющих квалификации «Педагог дополнительного образования» на базе СКИРО ПК и ПРО- 3 человека, не имеющих специального педагогического образования (24% от общего числа педагогических работников, 100 % нуждающихся в профессиональной переподготовке). За 2020-2021 учебный год курсы повышения квалификации по разным темам прошли 11 человек - 92% от общего числа педагогических работников.
Государственно-общественный заказ на усиление воспитательной составляющей в образовании обуславливает новые векторы развития потенциала дополнительного образования детей в целеполагании и реализации задач воспитания через содержание дополнительных общеобразовательных программ по всем направленностям. Внесение изменений в Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации» 273-ФЗ в части определения содержания воспитания в образовательном процессе стало отправной точкой для разработки Программы воспитания МУ ДО «ДДТ» на 2020-2022 годы.
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской образовательной среде – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) сформулирована общая цель воспитания в Доме детского творчества - создание условий для воспитания и социально-педагогической поддержки развития обучающихся, как нравственных, ответственных, инициативных, творческих граждан России.
Рабочая Программа воспитания реализуется по модулям. Например, в модуле «ДДТ- территория здоровья» приоритетным является сохранение и укрепление физического, психического и нравственного здоровья воспитанников. Главная особенность здоровьесберегающего воспитания в Доме детского творчества - это формирование соответствующей мотивационной сферы детей, поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление собственного здоровья. Обучающиеся и педагоги дополнительного образования являются участниками тематических и профилактических встреч по предупреждению преступлений и правонарушений, предупреждению и соблюдению правил антитеррористической безопасности, противопожарной безопасности. В рамках реализации данного модуля проведены виртуальные и очные информационные часы для обучающихся детских объединений по темам «Правила дорожные знать каждому положено», «Безопасное поведение на новогодних мероприятиях», «Береги своё здоровье», « Как противодействовать терроризму», «Берегите свою жизнь», что способствует как ознакомлению, так и закреплению знаний, необходимых для определения поведения ребёнка в нестандартных ситуациях.
Важное место в реализации модуля «ДДТ- территория здоровья» занимает деятельность летнего оздоровительного лагеря «Радуга». Цель программы лагеря «Летние приключения» - создание педагогической и воспитательной среды, способствующей укреплению здоровья детей как жизненно важной ценности и сознательного стремления к ведению здорового образа жизни. Направленность ЛОУ «Радуга» - художественная, профиль двух смен - РДШ.
Реализация модуля рабочей Программы воспитания «РДШ» позволяет Дому детского творчества активно включаться в разновозрастные федеральные проекты Российского движения школьников, которые построены в логике формирования социально значимых знаний, отношений и опыта в различных видах воспитывающей деятельности.
Впервые, в рамках Всероссийского проекта РДШ «Классные встречи», с целью организации проблемно-ценностного общения детей и подростков и приобретения ими социально значимых знаний были проведены «Классные встречи» юных актеров - участников телеспектакля «Подранки» по мотивам пьесы Ольги Горячевой, посвященного детям войны, со сверстниками из городских школах с просмотром и последующим обсуждением по принципу «равный - равному» (детское литературно-театральное объединение «Блик», педагог Логачёва В.В.). Работа над «Подранками» дала «Блику» совершенно новый опыт, ведь объединение впервые пробовало свои силы в формате телеспектакля. Юные актеры начали работу над пьесой до пандемии, в январе 2020 года, непосредственно съёмки проводились ребятами в непростое для всех время, как дома в период самоизоляции и во время дистанционного обучения, так и во время индивидуальных занятий и занятий в микро-группах, поэтому работа над телеспектаклем заняла более года. Местом проведения съёмки и живыми декорациями стало старинное здание Дома детского творчества. Также телеспектакль «Подранки» был показан участникам итогового слёта детско-юношеских объединений образовательных организаций Благодарненского городского округа «Великой Победе посвящается».
Вместе с тем, в Концепции дополнительного образования до 2030 ода четко обозначен ряд серьезных проблем, требующих решения. В их числе недостаточный темп обновления содержания и технологий
по отдельным направленностям дополнительного образования детей; недостаточная эффективность межведомственного взаимодействия; дефицит современных инфраструктурных и материально-технических ресурсов, ограниченные возможности развития социальной инфраструктуры детства (особенно на муниципальном уровне); низкий уровень цифровизации организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы; отсутствие четкой системы норм, регулирующих оказание услуг по реализации дополнительных общеобразовательных программ в частном секторе дополнительного образования.
Дополнительное образование детей может и должно внести вклад в повышение качества человеческого потенциала регионов страны. Поэтому всем участникам организации дополнительного образования в Благодарненском городском округе предстоит серьезная работа на разных уровнях межведомственного взаимодействия по приданию системе дополнительного образования муниципалитета нового качества открытого образования, работающего на развитие человеческого потенциала: