foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

МУ ДО "ДДТ"

город Благодарный

 
 

Добрый день, ребята!

В дни весенних каникул предлагаю вам вместе с цирковой и театральной компанией «Аквамарин» (г. Москва) пуститься в таинственное путешествие, исполненное романтикой морских приключений, пиратских сражений, преданностью верных друзей и смертельной опасностью хитрых и злых предателей-пиратов. И, конечно же, на протяжение всего путешествия будет звучать музыка! Веселые пиратские песни, танцы и частушки, красивые, летящие над морем арии главных героев в исполнении ведущих артистов российского музыкального театра в мюзикле "Остров Сокровищ".


 Методические рекомендации. Снятие зажимов у вокалистов.


Как петь мелизмы? Как правильно и красиво переходить на ноты?

Вокальный фитнес поможет вам в этом. Профессиональные упражнения и распевки для голоса. Певческое дыхание. Опора дыхания. Упражнения для активизации диафрагмы.

 

Мелизмы в вокале

Мелизмы – вокальные и инструментальные приёмы для украшения мелодии. Они не влияют ни на темп, ни на ритмический рисунок произведения, но делают пение интереснее и сложнее. Петь можно и без использования мелизмов, но тогда исполнение окажется лишённым индивидуальности.

Определение понятия

Термин «мелизматика» произошел от др.-греч. μέλισμα — «песнь», «напев». Распространены также такие однозначные ему понятия:

  • Мелизматическое пение
  • Мелизматический стиль
  • Мелизматическая структура
  • Мелизматический распев.

 Задача мелизматики — это украшение мелодии через придание ей большего очарования, превращение песни в более текучую и искусную. Такой прием характерен и для исполнителей эпохи барокко, и народных певцов (арабский, азербайджанский, армянский фольклор), и современных звезд r’n’b. Послушайте Чечилию Бартоли, Арету Франклин, Тину Кузнецову, Кармен Мокси, Бейонсе, чтобы узнать, что такое мелизматика в пении.

Надо сказать, что этот столь старинный прием очень популярен в современной западной музыке, в частности, в ритм-энд-блюзе, соул. Но вместо традиционной применяется несколько другая терминология:

  • riffs — риффы;
  • loops — витки, петли;
  • runs — разбежки;
  • curls — завитки, локоны

Техника исполнения

Исполнение мелизмов — это опевание каждой из нот звуком с низким и более высоким тоном. Достигается оно малозаметными и короткими движениями горлом. Таким образом певец исполняет мелизмы на связках, чего невозможно достичь, если он не владеет диафрагматическим дыханием. Поэтому мелизматика — это прием, характерный более для профессиональных исполнителей, нежели новичков: нужен поставленный голос, умение чувствовать ноты, необходимо установить так называемую дыхательную опору. Лишь после всего этого переходят к овладению этим сложным вокальным украшением.

Еще одна особенность мелизматики: прием не удлиняет, а усложняет композицию. От этого звук во время исполнения данной техники должен проходить через гортань певца не задерживаясь, чтобы опевание нот не снизило скорости исполнения песни.

Разновидности мелизмов

Мелизматика — это техника, имеющая несколько подвидов, каждый из которых имеет определенные правила для исполнения композиции, а также свой знак нотной символики. Разновидности приема следующие:

  • Мордент.
  • Трель.
  • Короткий и долгий форшлаг.
  • Группетто.

Давайте узнаем их получше.

Мелизмы в вокале

Мордент

Мордент — своеобразное дробление ноты, в результате которого она будто бы рассыпается на три звука. Два из них — основные, а третий — вспомогательный, который, вклиниваясь, дробит звучание.

Вспомогательный звук может быть верхним или нижним (как то положено по гамме). Иногда между ним и основным расстояние сжимается до полутона с помощью бемолей и диезов.

Как играть вспомогательный звук, подсказывает знак мордента: если он перечеркнут, то на секунду ниже, если нет — то выше.

мордент.png

Форшлаг

Форшлаг — один или несколько звуков, которые предшествуют украшающему. Может быть коротким и долгим.

Короткий форшлаг в большинстве случаев состоит лишь из одного звука. Обозначение — маленькая 8-ая нота с перечеркнутым штилем.

форшлаг.png

В тех редких случаях, когда коротких форшлагов несколько, они указываются как маленькие 16-ые ноты. Штиль не перечеркивается.

Долгий (длинный) форшлаг — это один звук, который входит в длительность основного, разделяет с ним время на пару. Обозначение — маленькая нота с длительностью в 2 раза меньшей, чем основная.

Группетто

Группетто называют быстрое исполнение последовательной череды нот, опевание вспомогательным верхним и нижним основного звука. Между ними расстояние в секунду, т.к. это соседние клавиши или звуки.

Этот вид мелизма отмечают завитком, напоминающим перевернутую восьмерку бесконечности.

группетто.png

Если исполнение должно начинаться с верхнего вспомогательного звука, то завиток тоже начинается сверху, если с нижнего, то, соответственно, символ начинается снизу.

Еще одна черта: когда символ группетто расположен над нотой, то мелизм исполняется во время всей ее длительности; если между нотами, то его длительность — это вторая половина звучания.

Трель

Трель — быстрое чередование двух коротких звуков, один из которых (обычно нижний) — вспомогательный, а второй — основной. Знак этого мелизма — волнистая линия. Ставится она над основным звуком.

трель.png

Длина трели равна длине ноты, которую выбрали для исполнения мелизма. Когда она начинается со вспомогательного звука, то перед основным обычно ставится маленькая нота.

Мелизматика призвана придать мелодии легкость, узнаваемую своеобразность, некоторую старинную окраску. Прием является довольно искусным: при его исполнении длительность песни не должна увеличиваться, а звучание должно усложняться.

Мелизмы в вокале и музыке – что это?

Что делает мелодию красивее? Добавляет особенный почерк и стиль, делает переливчатой и ласкающей слух? Конечно, мелизмы, или фиоритуры. Фигуры, добавляющие к звуку «соловьиные трели», добавочные тона, которые используются при игре на музыкальных инструментах и в пении. Наверное, каждый музыкант любит украшать своё исполнение фиоритурами, чтобы звук лился мягче, душевнее, эмоциональнее.

Кто придумал мелизмы и их обозначения? Как они вошли в музыкальный обиход и поселились практически в каждом классическом произведении? Какие бывают разновидности мелизмов для разных музыкальных инструментов и человеческого голоса?

История орнаментики

Орнамент – это украшение в виде узора на предметах или стенах здания, на оружии и даже на теле человека. Он призван сделать связанную с ним поверхность особенной, выполнить тематический акцент. Такие же орнаменты музыканты издревле решили делать в своих мелодиях, только не красками и камнями, а звуками. Такое «прихорашивание» музыки вспомогательными тонами назвали орнаментированием, а учение о способах и приемах украшения – орнаментикой.

Традиционно орнаментика связывается с импровизацией. Это позволяет выстроить немудреную цепочку эволюции от вольной орнаментики в народном музыкальном творчестве до средневекового импровизированного дисканта и диминуций эпохи Возрождения. Однако церковная музыка не очень располагает к «соловьиным трелям» и предпочитает строгое следование канонам, поэтому решим, что отправной точкой развития истории мелизмов стал XVI век в Италии.

Мелизматический вокал в классическом исполнении иллюстрирует американская оперная дива Joyce di Donato. Итак, ария Элен «Tanti affetti» из оперы «Дева озера» Дж. Россини.

Гуманизм и антропоцентризм того времени, интерес к глубоким душевным переживаниям человека и тяга к красоте привели к распространению мелодических украшений в музыке. Именно из ренессансной техники «выкристаллизовались» мелизмы, которые мы используем и поныне. Большую популярность имели музыкальные орнаменты в произведениях для клавесина. Из-за специфического устройства этого инструмента звуки, извлекаемые музыкантом, быстро затухали. Мелизмы позволяли продлить звучание, сделать его более льющимся.

Вернемся к физиологии: голосовые связки – это такие же мышцы человеческого тела, как и любые другие. А, значит, они, так же, как и любые другие мышцы, поддаются тренировке. Человек ходит в тренажерный зал или на занятия по аэробике, чтобы привести в порядок свое тело: мышцы нужно держать в тонусе - подкачивать, растягивать. Всем известно, что для достижения лучшего результата занятия должны быть регулярными и ориентированы на те группы мышц, которым мы хотим уделить большее внимание: будь то мышцы пресса, рук или, допустим, спины. То есть с помощью регулярных тренировок мы можем сделать любые наши мышцы эластичными и крепкими. Любые. Значит, этому правилу точно так же подчиняются и «вокальные мышцы» - голосовые связки.

При этом, все ли могут создать красивый пресс с помощью физических упражнений? Скорее всего, все. Конечно, у разных людей мышцы разные, и требуют индивидуального подхода. Кому-то хватит 15 минут в день, а кому-то - минимум 40; у одних результат становится заметен уже через несколько месяцев, а другим приходится трудиться год-два… То же самое можно сказать и о процессе обучения вокалу, в нашем случае – конкретно исполнению мелизмов. Научиться петь мелизмы может каждый вокалист, просто кому-то придется посвятить обучению чуть больше времени и сил. И, конечно, очень важно, не останавливаться на середине пути, а все время идти дальше и дальше, совершенствуя уже наработанные навыки.

Теперь настало время перейти непосредственно к упражнениям, которые помогут нам в исполнении мелизматики.

Наша задача, как мы уже говорили ранее, натренировать связки так, чтобы они могли с любой скоростью менять положения, соответствующие разным по высоте звукам. Другими словами, нам нужно добиться очень высокой скорости исполнения мелодии. Наверное, всем известно, что лучшим способом достижения высокого темпа является его постепенное наращивание. Поэтому начинать упражнения необходимо с темпа, в котором петь удобно и каждая нота мелизма максимально озвучена. Еще одним важным условием для занятий мелизматикой является принцип «от простого – к сложному». Это значит, что начинать занятия необходимо с самых простых, коротких мелизмов, состоящих из трех нот. И лишь добившись качественного исполнения трехзвучных упражнений, можно увеличивать сложность мелизма, т.е. постепенно добавлять звуки. Этот же принцип работает и применительно к ритмической составляющей мелизмов. Не следует сразу приступать к исполнению ритмически неровных мелизмов, в самом начале занятий необходимо научиться исполнять мелизмы, в которых все звуки равнозначны по длительностям. Менять ритмику упражнения можно только тогда, когда голосовые связки научатся переключаться с одного звука на другой в достаточно быстром темпе.

Разберем методику разучивания одного и того же упражнения (мелизма, состоящего из 5 нот).

Метод 1 «Сглаживания ритма»

Для удобства обучения, сначала мы изменим ритмический рисунок мелизма:

Мы взяли удобный нам темп и начинаем пропевать в этом темпе данный мелизм такое количество раз, которое понадобиться для достижения автоматизма в данном темпе. При этом обязательно нужно контролировать, чтобы голосовые связки и глотка были абсолютно расслаблены, как и при обычном пении. Звук выводим максимально близко – также, как и в привычном нам исполнении любой мелодии. Поем на закрытый рот и на все гласные звуки. Когда мы добились качественного звучания всех нот мелизма в выбранном нами темпе, можно сделать попытку увеличить скорость. Если в более быстром темпе ноты не пропеваются, звучат смазано, или начинают зажиматься мышцы аппарата, следует снова вернуться к медленному темпу. Такими постепенными шагами можно будет достичь необходимого темпа, не потеряв качества звука. Совсем не обязательно, что это произойдет на первых же занятиях; не нужно стараться спеть в быстром темпе на каждом занятии, голосовые связки и гортань должны постепенно привыкать принимать положения для каждого звука мелизма.

Первое упражнение является основой для всех последующих упражнений, которые будут описаны ниже. Все эти упражнения необходимо также петь на все гласные звуки и на закрытый рот. Темп необходимо выбрать комфортный для исполнения.

Метод 2 «Свинговый»

Здесь мы видим, что звуки нашего мелизма остались прежними, но поменялся ритмический рисунок. Мы, по сути, поем шестнадцатые ноты, как бы свингуя. Сначала мы выделяем каждую первую ноту, а затем – каждую вторую.

Ломанные ритмические рисунки способствуют развитию эластичности связок и делают более подвижной гортань.

Метод 3. «Триольный»

Еще одна ритмическая вариация:

Здесь мы снова поем те же звуки, но в триольном биении. Полезным также будет петь это упражнение в трех вариантах: акцентируя сначала первую, потом вторую и, наконец, третью ноту в триоли.

Выполнив все три упражнения, мы можем вернуться к исходному мелизму. Гибкость вокального аппарата, приобретенная в ходе этих упражнений, позволит спеть этот мелизм, даже если раньше он не получался совсем.

Есть еще один совет для облегчения исполнения мелизмов. Самую первую ноту мелизма можно петь через букву «х». Это поможет вывести звук максимально близко, кроме того именно при произнесении буквы «х» связки смыкаются очень мягко. Этот прием поможет на первых порах обучения и может быть в дальнейшем использован в исполнительской практике как краска.

Можно сказать, что перечисленных упражнений может оказаться вполне достаточно, чтобы овладеть мелкой вокальной техникой, однако есть еще одно упражнение, которое может помочь нам в исполнении коротких мелизмов, таких, как форшлаги или трели.

Метод 4. «Раскачивание вибрато»

Есть одна очень важная деталь, которая может нам помочь: все мелкие вокальные приемы поются в позиции вибрато. Поэтому мы можем тренировать мелизматику, исходя именно из вибрато. Как это сделать? Просто взять ноту и начать «раскачивать» ее, то есть добавить вибрато. Чаще всего, наше вибрато не является очень амплитудным, и различить в нем более, чем одну ноту, невозможно. Однако, если попытаться увеличить амплитуду вибрато, мы услышим полутон, а это уже почти трель. Вибрато, если говорить о природном, естественном вибрато, появляется ближе к концу звучания ноты, когда аппарат уже точно воспроизвел нужный звук, он отразился в резонаторах и продолжает звучать только за счет напряженных мышц живота, которые обеспечивают плотный поток воздуха. Именно в этом положении вокальный аппарат максимально расслаблен – это именно то положение, которого мы добиваемся для комфортного и качественного исполнения мелизмов. Поэтому «качать» звук в позиции вибрато, постепенно увеличивая амплитуду, - это очень полезное упражнение в ходе обучения исполнению мелизматики для эстрадно-джазовых вокалистов.

Во время пения, нижняя челюсть должна оставаться абсолютно расслабленной. Именно свободная нижняя челюсть может помочь нам в исполнении мелизмов. Для этого на каждую ноту мелизма необходимо делать небольшое движение челюстью вниз – при переходе на более высокий звук, или вверх – если звук меняется на более низкий. При движении нижней челюсти меняется положение гортани, она становится более подвижной. А подвижность гортани, как мы уже выяснили, - одно из ключевых условий исполнения мелких вокальных приемов. Когда мы опускаем челюсть, гортань поднимается, что помогает нам петь высокие звуки, соответственно, чтобы облегчить исполнение низких звуков, нам нужно опустить гортань, а, значит, поднять нижнюю челюсть.

Научиться петь мелизмы может любой вокалист, вопреки существующим мнениям по поводу «избранности» и «уникальности». Главное, набраться терпения и не отчаиваться, если процесс будет идти медленнее, чем ожидалось. Кропотливый труд непременно принесет свои плоды.

 

Подготовила: Малиновская Е.С., педагог дополнительного образования


 

Как растянуть диапазон. Упражнение "ЯБЛОКО"

Сегодня мы будем учиться правильно растягивать диапазон грудного регистра благодаря упражнению методики ImproviNation “Яблоко”

 


 

Методические рекомендации
по работе над расширением диапазона
у обучающихся вокального объединения
«Магия звука»

Диапазон человеческого голоса расширяется естественным образом с физиологическим ростом организма, но для певцов этого недостаточно.

 Поэтому расширению диапазона голоса следует уделять определённое время на каждом уроке во время распевания, постоянно, на протяжении всего периода обучения.

Это будет являться залогом больших возможностей голоса для работы над сложными вокальными произведениями с мелодическим диапазоном до полутора октав и более.

Начинать такую работу над увеличением количества воспроизводимых звуков голосовыми связками нужно с простейших певческих мелодических упражнений, в которых интервальный состав между нотами от секунды до квинты, а также использовать короткие песенки-попевки.

 Диапазон   —   охват   звуковысот   между   нижней   и   верхней   границами,   допустимыми   для голоса человека или музыкального инструмента.  Слово диапазон«dia pason» греческого происхождения и означает «через все», то есть  в музыке через все звуки.

Под музыкальным диапазоном понимается расстояние от самого низкого звука, который может издать инструмент или голос, до самого высокого. Самый большой диапазон у органа. Он включает в себя диапазоны всех остальных инструментов и высоких и низких. 

Так, например, низкие, басовые звуки у рояля тяжеловесны, грузны, а высокие подобны звонким маленьким колокольчикам. Разные отрезки диапазона, отличающиеся друг от друга качеством звучания, называются регистрами.  Обычно различают три регистра нижний, средний и верхний. Наиболее употребителен у большинства инструментов и певческих голосов средний регистр.          Все мы с рождения обладаем определенным диапазоном. Его можно развивать на несколько тонов в случае необходимости.

Игра "Определение звуковысотности" ­

Послушайте звук инструмента и определите его диапазон.  

Диапазоны голосов и их названия.

Хоровые голоса:

Хоровая партия

Диапазон

Сопрано

до1 — до3, изредка встречаются более высокие (соль3) и низкие (ля мал. окт.) звуки. Наиболее употр. ре1 — соль2 (ля2)

Альты

от фа мал. окт. до фа 2-й окт. (выше — очень редко), наиболее употр. соль (ля) мал. окт. — ми-бемоль (ми) 2-й окт.

Тенора

до мал. окт. — до2

Басы

наиболее употр. соль больш. окт. — ре (ми-бемоль) 1-й окт.Баритоны: соль больш. окт. — фа 1-й окт.Басы-октависты поют октавой ниже басов (в редчайших случаях спускаясь до фа контр-октавы)

Сольные голоса:

Голос

Диапазон


Колоратурное сопрано

до1 — до3, изредка встречаются более высокие (соль3)


Лирическое сопрано

до1 — до3, изредка встречаются более высокие (соль3) и низкие (ля малой октавы) звуки; наиболее употр. ре1 — соль2 (ля2)

Драматическое сопрано

до1 — до3, изредка встречаются более высокие (соль3) и низкие (ля малой октавы) звуки; наиболее употр. ре1 — соль2 (ля2)

Меццо-сопрано

ля мал. окт. — ля2 (выше редко)

Контральто

от фа мал. окт. (ниже — редко и преимущ. в нар. хорах) до фа2

Лирический тенор

до мал. окт. — до2

Драматический тенор

до мал. окт. — до2

Тенор-альтино

тенор с развитым верхним регистром — выше до2

Баритон

ля-бемоль (соль) больш. окт. — ля-бемоль 1-й окт.

Бас

фа больш. окт. — фа 1-й окт.

Бас-профундо

поют октавой ниже басов (в редчайших случаях спускаясь до фа контр-октавы)

Начинать петь каждое упражнение нужно  в   примарной,   удобной   зоне   его   звукового диапазона, затем повторять его, но уже от звука на полтона выше, и, так далее, поднимаясь по полутонам до тех высоких нот, на которых голос звучит без какого­ либо напряжения.

 Последующее   пение   данного   упражнения   следует   так   же   по   полутонам   в   нисходящем направлении до самого нижнего звука, до ноты, от которой можно исполнить упражнение   также   непринуждённо.   Во   всё   время   пения     контролируем работу артикуляционного аппарата

и правильное положение певческой позы. Также, не забывать  о   правильном певческом дыхании (о коротком, активном вдохе и длительном выдохе.

  Самое   важное   в   достижении   поставленной   цели,   а   именно,   расширить   звуковой диапазон, это доведение исполнения упражнения до крайних звуков диапазона, где   голос   и   весь   артикуляционный   аппарат   находятся   в   свободном   состоянии   (не напрягаются,   не   зажимаются),   но   не   останавливаться   на   этом.  

Необходимо   остановить пение, как только ощущения станут слишком напряжёнными, и сообщить о «неприятных» ощущениях  в  горле.  Следует  тут  же   прекратить  пение   на  высоком   звуке.

 Продолжить исполнение этого упражнения, начав на два, ­три тона ниже, где мышцы голосового аппарата вернутся в спокойное удобное состояние и, «спускаясь» по полутонам вниз, так же довести его до предельно низких звуков. Думать о красоте звучания голоса и вести вокальную работу   при   работе   над   этим   упражнением   не   следует,   особенно   при   исполнении «прощупываемых» звуков.

Здесь, при стремлении расширить звуковой диапазон голоса, важно распознать потенциальные возможности роста уже имеющегося звукового объёма, постепенно   и   аккуратно   добиваясь   введения   в   диапазон   новых   звуков.     К вокальной работе на этих новых звуках связки ещё не готовы.

Но когда, по истечении некоторого времени, эти неудобные звуки станут звучать увереннее, обретут силу и войдут в рабочий диапазон голоса, тогда уже можно будет приступать к вокальной работе и на них в   других   вокальных   упражнениях   и   в   вокальных   произведениях.  

Диапазон голоса расширяется довольно ­ быстро, если уделять этому достаточно внимания на каждом занятии. Обращаем внимание на внутренний самоконтроль физических   ощущений   в   голосовом   аппарате («прислушиваемся»   к   внутреннему состоянию),   чтобы   добиться   желаемого   результата,   увеличить   диапазон,   но   избежать перенапряжения   и   срывовы.

 Полезно выполнять ещё одно, упражнение, ( по методике вокальной школы ImproviNation Ирины Цукановой) способствующее расширению диапазона голоса, называемое « Яблоко»

Методика И. Цукановой является здоровьесберегающей и подходит на разные возрастные группы, что является немало важным аспектом ведь начинающий исполнитель, может быть, как в 6 лет, так и в более старшем возрасте.

 


 

Методическая разработка по теме: «Комплекс дыхательных упражнений для детского вокального коллектива»

Пояснительная записка
Пение является самым доступным видом музыкального искусства. И совершенствование в педагогике обучения пению всегда актуально. В процессе обучения пению ребенок развивается физически, расширяет свой кругозор, происходит развитие его музыкальных данных. Пение в ансамбле развивает музыкальный слух, вокальные навыки, способствует развитию навыков коллективного пения.

Дыхание в пении имеет исключительно большое значение – это источник энергии для возникновения звука. Во время пения используются специфические мышцы, не работающие в повседневной жизни, поэтому качать пресс или прибегать к другим упражнениям для их тренировки бесполезно. Постановка правильного певческого дыхания является максимально естественным и полезным способом для всего организма.

Работа по формированию правильного певческого дыхания важна не только для освоения техники вокального мастерства, но и для укрепления здоровья обучающихся. Систематические занятия дыхательными упражнениями позволяют избавиться от головокружений, увеличить объём лёгких, развить диафрагмальные мышцы, снизить риск заболеваний, связанных с дыхательными путями. Именно поэтому в настоящее время к оздоровлению через систему дыхательных упражнений обращается все большее количество людей, использующих ее в своей практике при проведении психологических тренингов, оздоровительной гимнастики, медицинских процедур, спортивных тренировок и т. д.
Дыхательные упражнения способствуют развитию физической выносливости, а также ведущих качеств певческого голосообразования: яркости звука, силы и гибкости голоса, длительности звучания, широты диапазона.

Цель:
Раскрыть значение правильного певческого дыхания, охарактеризовать его виды и особенности, дать методические рекомендации по работе над ним.

Задачи:
1. Характеристика особенностей певческого и физиологического дыхания.
2. Характеристика работы органов, участвующих в певческом дыхании.
3. Характеристика видов певческого дыхания.
4. Разработка примерных комплексов упражнений для развития правильного певческого дыхания: дыхательных и вокальных.
5. Методические и практические рекомендации по организации эффективной работы по развитию певческого дыхания.

Содержание

1. Значение певческого дыхания
Дыхание – это жизнь. Рождаясь в этом мире, человек делает первый вдох, и вслед за первым вдохом издает свой первый звук – крик новорожденного. Это самый искренний, самый правильный и чистый звук в мире. Дыхание – это тонкий механизм, посредством которого регулируются абсолютно все функции организма, обеспечивающий связь организма с внешней средой. Вдыхая, мы вбираем жизненную силу, энергию. Выдыхая, высвобождаем тело и душу. Делая паузу, вносим внимание и присутствие.
Как мы знаем, дыхание доставляет тканям кислород для поддержания метаболизма, но когда дыхание прекращается более чем на несколько минут, наступает смерть. Поэтому, дыхание не просто механический процесс, а загадочный аспект глубокого расширения и сжатия, который подобен пульсации сердца.
Регулируя дыхание, человек имеет возможность регулировать свои внутренние процессы, и как следствие этого – свой физическое и душевное состояние. Существует множество дыхательных практик и упражнений, направляющих человека к здоровью и пониманию своего организма. Научиться дышать так, чтобы почувствовать себя лучше, чтобы избавиться от психологических проблем и болезней возможно и даже необходимо, но самое главное – вера и осознание своей силы и свободы.
Александр Лоуэн в книге «Психология тела» пишет: «Глубоко дышать – означает глубоко чувствовать…. Сдерживая глубокое дыхание, мы тормозим некоторые чувства, связанные с животом. Одним из этих чувств является грусть, так как живот принимает участие в глубоком плаче…. Дети рано понимают, что посредством втягивания и напряжения живота можно избежать проявления болезненных чувств грусти и печали».
Дыхание в пении имеет исключительное большое значение – это источник энергии для возникновения звука. Основными задачами правильного певческого дыхания являются: экономное расходование дыхания (воздуха, набранного при вдохе), создание необходимого для нормальной работы голосовых складок давления в подскладочном пространстве, плавный выдох.
Научиться управлять своим дыханием, можно только последовательно – почувствовав своё тело, избавившись от зажимов и вслед за этим отрегулировав вдох и выдох, при осознании правильной мышечной активности. Для начинающих вокалистов это самый главный фактор в обучении. Подсознательное правильное дыхание приходит только с опытом, приобретённым в тренировках под наблюдением опытного педагога. Правильное певческое дыхание не только развивает вокальные возможности певца, но и является целебным, так как все составляющие дыхательных упражнений направлены на оздоровление и духовное, и физическое.

2. Строение голосового аппарата человека
Процесс образования звука голоса называется голосообразованием или фонацией. Голосовой аппарат – это комплекс органов и систем, принимающих участие в голосообразовании.
Голосовой аппарат имеет три периферических отдела, взаимосвязанных между собой:
· Дыхательный аппарат;
· Гортань с голосовыми связками;
· Резонансная область.
Дыхательный аппарат представляет собой:
· Лёгкие, являющиеся надувными воздушными резервуарами;
· Дыхательные пути – бронхи и трахеи, т.е. дыхательное горло;
· Диафрагма – мышца, которая отделяет грудную полость от полости живота.
Диафрагма является живым фундаментом для целого и совершенного инструмента. Диафрагма прикреплена частью к нижним ребрам, частью к позвоночнику. В состоянии покоя (во время выдоха) диафрагма поднимается кверху куполом, при вдохе она уплощается, опускается. Умение управлять диафрагмой очень важно для певцов. Благодаря ее активности существуют такие характеристики, как опора дыхания, певческое вибрато.
Гортань представляет собой трубку, соединяющую трахею с глоткой. Она занимает переднюю часть шеи. Состоит гортань из 5 хрящей и мышц. Наружные мышцы гортани поднимают, опускают или фиксируют гортань. Эти свойства очень важны, особенно для оперных певцов. Внутренние мышцы служат для выполнения дыхания и голосообразования. Главным для образования голоса являются истинные голосовые связки – складки, колебания которых и вызывают появление звука. В спокойном состоянии голосовые связки образуют треугольное отверстие – голосовую щель, через которую свободно проходит воздух.
Над истинными голосовыми связками располагаются так называемые ложные голосовые связки, а в пространстве между истинными и ложными голосовыми связками имеются углубления, слизистая которых увлажняет голосовые связки.
Резонансная область (часть трахеи, ротовая область и носоглотка), основные характеристики которой:
· усиление звука голосовых связок
· создание тембра голоса.
Один из законов механики Ньютона утверждает: действие всегда равно противодействию. Колебания мембраны рупора, как и колебания голосовых складок, оказывая давление на прилегающие слои воздуха, вызывают ответное сопротивление. Чем больше это сопротивление, тем большую энергию мембрана (или голосовые складки) смогут передать во внешнюю среду, следовательно, тем больше громкость. Общее сопротивление (противодействие), создаваемое ротоглоточным рупором, его формой и различными сужениями, а также колеблющимся в нем столбом воздуха, называется импедансом. Чтобы достичь большой мощности звука певцам требуется умение создавать предельно высокий импеданс, что включает в себя способность опускать гортань вниз, расширение ротовой полости во время пения, специфическое выдвижение губ и другие приемы.
Вторая характеристика резонаторной области – создание тембра. Звук голосовых связок совсем не похож на звуки живого голоса: окончательный тембр, т.е. содержание целого ряда призвуков (обертонов), создающих неповторимость, отличимость от других, голос человека приобретает благодаря системе резонаторов. Важнейшими из них являются носоглотка и ротовая полость.
У детей характеристики голоса существенно отличаются от взрослых. Их голос слабее по силе, так как голосовые складки детей колеблются не всей поверхностью, а краями. Голосовые складки детей короче, чем у взрослых, следовательно, детский голос выше. Система резонаторов у детей не так развита, следовательно, тембральная окраска голоса слабая. Голосовая функция созревает и претерпевает изменения на протяжении всей жизни.

3. Виды дыхания
Человек может долгое время – недели и месяцы – обходиться без пищи, пару дней не пить воду, но без дыхания жизнь прекращается через несколько минут.
В подавляющем большинстве случаев все дышат, как придется, как получается само собой. Люди в жизни учатся практически всему – ходить, говорить, читать, водить автомобиль. Правильному дыханию учатся не многие. О том, что существует правильное дыхание, обычно вспоминают, когда «садится» голос, «пересыхает» во рту или не хватает воздуха закончить речевую фразу. Дыхание – это основа звучания голоса. Редкий голос хорошо звучит без опоры на правильное дыхание. Певческое дыхание во многом отличается от обычного, физиологического. Выдох, во время которого происходит пение,
значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Дыхательный процесс из автоматического, не регулируемого сознанием, переходит в произвольно управляемый, волевой. Работа дыхательных мышц становится более интенсивной.
Основной задачей произвольного управления певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономичного выдоха во время пения.
Традиционно различают следующие виды дыхания:
Грудной тип – рёберный, костальный, и его разновидность – ключичное (клавикулярное, верхнегрудное). Дыхание осуществляется за счет расширения и поднятия, главным образом, верхней части грудной клетки, а диафрагма пассивно следует за ее движениями, т.е. выключена из своей активной вдыхательной функции. Живот при этом виде вдоха втягивается, а верхняя часть грудной клетки, ключицы и иногда плечи заметно поднимаются.
Груднобрюшной тип – 1 – рёберно-диафрагматический или костоабдоминальный. Во вдохе равномерно участвуют и грудные стенки, и диафрагма.
Груднобрюшной тип – 2 – нижнерёберно-диафрагматический или костоабдоминальный. То же, но с преобладанием брюшного дыхания.
Брюшной тип – диафрагматический или абдоминальный. Грудная клетка неподвижна. Вдох осуществляется только опусканием диафрагмы, и живот при этом выпячивается вперед.
Есть педагоги, считающие существенной для пения работу так называемой тазовой диафрагмы (мышечное дно таза, запирающее выдох из него). Однако, тазовая диафрагма никакой роли в дыхании не играет. Мысль о роли тазовой диафрагмы в пении могла родиться у некоторых певцов и педагогов как следствие субъективных ощущений, возникающих в этой области от сильного поднятия внутрибрюшного давления во время пения.
История вокального искусства и современная практика показывают, что хорошее профессиональное звучание возможно при любом из названных типов пения. Ведь задача дыхательных органов во время пения – это точно координированная с другими отделами голосового аппарата подача дыхания – натренированность, выработанность певческого выдоха. Выбор типа дыхания должен диктоваться соображениями удобства и качества звучания, а не предвзятым мнением о необходимости развивать определенный, якобы наиболее выгодный тип дыхания. У опытного певца дыхание расходуется мало, и оно может быть подано за счет любого отдела выдыхательных мышц. Однако, одно условие всегда должно выполняться, координация дыхания со звуком должна вырабатываться постепенно, последовательно и в одном направлении, нельзя сегодня петь на брюшном дыхании, а завтра на ключичном.
Есть основания полагать, что нижнерёберно-диафрагматическое дыхание создает оптимальные условия для деятельности диафрагмы, при этом типе дыхания площадь прикрепления диафрагмы увеличивается, вследствие чего ее тонус повышается. Большинство певцов, вокальных коллективов поют на этом типе дыхания.
Кроме того, дыхание может варьировать в пределах выработанного типа у каждого певца в отдельности, в зависимости от характера звучания произведения. Лирический стиль
исполнения обычно требует высокого типа дыхания. Драматические произведения нуждаются в более низком, плотном дыхании. Часто, даже опытные певцы сами не знают, каким типом дыхания они пользуются, и их представления об этом может расходиться с точными наблюдениями за дыханием, зафиксированными при помощи аппаратуры.
Обязательно нужно учитывать индивидуальную физиологию каждого ученика. При голосообразовании не следует разрушать сложную систему рефлексов, которыми оно достигается. Например, если ученик пользуется при пении груднодиафрагматическим дыханием, вряд ли имеет смысл учить его какому-то особому типу вдоха, чтобы улучшить голосообразование. При правильной тренировке в пении при этом типе дыхания может быть достигнута высокая степень профессионализма. При работе над певческим дыханием особое значение имеет организация певческого выдоха:
· не столько важен тип вдоха, сколько организация выдоха;
· по окончании фразы излишек дыхания полезно выдохнуть, прежде чем начать новый вдох;
· выдох должен быть активным.

4. Комплекс дыхательных упражнений
Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование у них базовых составляющих произвольной саморегуляции. Выполнение дыхательных упражнений успокаивает и способствует концентрации внимания. Тренировка делает дыхание простым и естественным, регулируемым непроизвольно.
Этому разделу уделите особое внимание. Продвигаясь вперед, периодически возвращайтесь к нему, повторяя дыхательные упражнения. Полезно использовать их в качестве разогревающей гимнастики перед распеванием.

4.1 Подготовка к дыхательным упражнениям
Все упражнения начинаются с фиксированного выдоха: сжатые губы оказывают ему сопротивление и активизируют работу мышц брюшного пресса и диафрагмы.

1. Исходное положение: встаньте прямо, руки положите на нижние рёбра, большие пальцы отведите назад, локти смотрят в стороны. Наклоните туловище вперед, одновременно разводя локти в стороны, потом выпрямляемся. Во время наклона делайте плавный вдох, а во время выпрямления такой же плавный выдох. Упражнение следует повторить 5 – 6 раз.

2. Исходное положение: встаньте прямо, руки за голову, пальцы переплетены, локти отвести назад. Наклоните туловище вперед, а руки оставьте в исходном положении. Во время наклона сделайте плавный глубокий вдох. Вернитесь в исходное положение, плавно делая выдох. Это упражнение следует повторить 5 – 6 раз.

3. Сядьте на стул, ноги вытяните вперед. На выдохе поднимайте ноги вверх до того положения как сможете, зафиксируйте положение и сделайте короткий вдох. Затем опустите ноги на плавном выдохе в исходное положение. Повторите упражнение 3 – 4 раза.

Во время разговора, пения человеку часто приходится добирать воздух через рот. Без этого обойтись трудно. Однако в процессе постановки голоса следует обратить внимание обучающихся на носовое дыхание, когда вырабатывается привычка брать воздух носом, даже при открытом рте. Носовое дыхание более глубокое. Носовое дыхание помогает справиться с насморком, гайморитом и другими застойными заболеваниями в области носоглотки. Нос так же является фильтром, так как при вдохе в легкие попадает значительно меньше микробов. Предлагаю обратить внимание на одно из упражнений для тренировки именно носового дыхания.
Исходной положение: сядьте на стул, спина ровная, плечи не поднимаются (расслаблены). Прижмите правую ноздрю пальцем, сделайте короткий вдох через левую, затем, зажав левую, сделайте короткий вдох через правую. Повторяйте упражнение, чередуя зажим пальцев 5 – 6 раз.

4.2 Дыхательные упражнения
Во время выполнения дыхательных упражнений нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма и оставались спокойными плечи. При выполнении в положении сидя или стоя не нагибаться вперед.

Упражнение № 1 (по системе Стрельниковой) «Ладошки»
Ноги на ширине плеч, руки перед собой:
- делаем резкий глубокий вдох носом (при этом сжимаем ладони);
- мягкий выдох через широко открытый рот продожитедьностью от 8- 15 раз.

Упражнение №2 (по системе Стрельниковой) «Насос»
Представьте, что Вы накачиваете насосом шину колеса:
- наклонитесь глубоко, расслабьтесь, руки держат ручку насоса; выдохните (через рот);
- сделайте вдох на «дно колодца», не выпрямляясь;
- при подъеме тяните руками ручку насоса, представляя, что у Вас образуется «нейтральный» звук на поршне насоса;
- наклон с быстрым, легким, глубоким вдохом (в конце наклона);
- подъем с «нейтральным» звуком.

Упражнение № 3
Исходное положение: встаньте прямо в удобной позиции, положите правую руку на живот. Медленно вдохните через нос, при этом плечи должны находиться в неподвижном
положении, а живот надуться. Выдох делайте как можно медленнее, шёпотом произнося звук «Ф», одновременно сдувая живот и следя за неподвижностью плеч. Упражнение следует повторить 5 раз.
Далее делаем это же упражнение как можно быстрее, с силой выдыхая оставшийся воздух. Тоже повторить 5 раз.
Продолжаем выполнять то же упражнение, делая быстрый вдох, а выдох как можно медленнее. И опять повторить 5 раз.
Систематические тренировки дыхания помогут выработать плавность вдоха без усилий, задержку воздуха без головокружений, плавность выдоха без толчков.

Упражнение № 4
А теперь переходим к упражнению, которое поможет вам понять природу правильного дыхания. С рождения каждый человек изначально дышит правильным диафрагматическим дыханием, этот тип дыхания присущ и животному миру. Однако с возрастом многие люди приобретают нездоровую привычку дышать поверхностно. Обратимся к этому типу дыхания, который свойственен нашим лучшим друзьям – собакам и рекомендую выполнить упражнение «Собачка».
Сядьте на стул напротив зеркала, облокотитесь на спинку стула и расслабьте плечи и шею. Выполняя это упражнение, следите, чтобы плечи не поднимались. Выполняем активный вдох и активный выдох без задержки, при этом рот в открытом положении. Приглядитесь в зеркало как вздымаются бока, как у собаки, дышащей высунув язык. Именно поэтому упражнение называется «Собачка».

Упражнение № 5
Отличие искусственного (певческого) дыхания от естественного имеет в пении большое значение. Певческое дыхание – это целый комплекс действий, требующих постоянного совершенствования. Вдыхать в себя воздух нужно медленно, чтобы мускулы привыкли к систематическому напряжению.
Исходное положение: встаньте прямо, наклоните туловище вперед и в это время наберите воздух через нос. Вы почувствуете, как в поясной части живота, раздвигая нижнюю часть ребер, воздух как бы занял свое место. Затем надо приподняться, задерживая воздух. Выдыхание воздуха нужно производить медленно, как и вдыхание, без резких толчков, выпуская воздух через плотно сомкнутые губы. Для проверки ровности воздушной струи, исходящей из губ, подставляем палец на расстоянии 3 см, чтобы ощущать плотность выходящего воздуха. Дети делают данное упражнение по времени, которое отсчитывает педагог по следующей таблице.

Вдох

Держать

Выдох

Вдох

Держать

Выдох

5 секунд

5 секунд

5 секунд

6 секунд

10 секунд

6 секунд

5 секунд

6 секунд

5 секунд

7 секунд

10 секунд

7 секунд

5 секунд

7 секунд

5 секунд

8 секунд

10 секунд

8 секунд

При систематическом выполнении этого упражнения вы избавитесь от головокружения, потемнения в глазах в процессе выполнения.

5. Комплекс вокальных упражнений на развитие правильного певческого дыхания
Есть так называемые «вокальные упражнения на дыхание», которые в переводе со специального вокального языка на язык простонародный можно было бы назвать вокальными упражнениями на развитие разных способностей, например, продолжительности певческого дыхания. В этом разделе мы рассмотрим комплекс вокальных упражнений на развитие правильного певческого дыхания. Задача несколько усложняется, так как, кроме того, что нужно следить за правильностью дыхания, теперь еще предстоит услышать нотку, воспроизвести ее правильно и попытаться направить звук со стремлением вперед.

Упражнение №1
Исходное положение: встаньте прямо, одну руку положите чуть ниже ребер, чтобы чувствовать правильность дыхания, плечи в спокойном состоянии. Сделать короткий вдох через нос, педагог в это время считает «раз», «два», а на выдохе, педагог считает «раз», «два», «три», «четыре», пропеваем звук «А». Делаем небольшую паузу и поднимаемся на полтона выше. Опять делаем короткий вдох через нос, на счет «раз», «два», а на выдохе, под счет «раз», «два», «три», «четыре», пропеваем звук «И». Делаем паузу и поднимаемся ещё на полтона. И так повторяем упражнение ещё три раза на звуки «Э», «О», и «У».
В процессе этого упражнения мы развиваем длительность правильного певческого дыхания.

Упражнение №2
Упражнение выполняется сидя на стуле, плечи в расслабленном состоянии, колени вместе, одна рука на животе, вторая на груди. Сделайте короткий и глубокий вдох через нос, стенка живота выдвигается вперед, задерживаем дыхание, в это время педагог считает «раз», «два», по руке педагога мягко воспроизвести закрытым ртом звук «М» заданной высоты в середине диапазона и тянуть его ровным и умеренным по силе голосом. Сначала звук длится 2 – 3 секунды, затем время звучания постепенно увеличивается. При этом необходим постоянный самоконтроль учащихся за сохранением положения вдоха во время пения.

Упражнение №3
Упражнение выполняется на примере распевки.
Исходное положение: встаньте прямо, ноги на ширине плеч, руки широко расставлены по сторонам. Сделайте правильный короткий вдох. Во время распевки, подбираясь к верхней нотке, сделайте резкий наклон в сторону, следующая «верхушка» - наклон в другую сторону. Во время настройки к следующей нотке наклоните корпус вниз, расслабьте руки, выдохните оставшийся воздух, затем выпрямившись, вдохните, расправьте руки и продолжите распевку. Особое внимание обратите на правильность вдоха и чистоту интонации.
Сначала педагог показывает правильное выполнение упражнения, а затем ученики повторяют. Для скорейшего формирования прочного навыка правильных певческих дыхательных движений упражнения следует выполнять регулярно: на первом этапе работы – на одном занятии по нескольку раз. Поскольку на них уходит не более 2 – 3 минут, эти упражнения ученики воспринимают как отдых в процессе репетиционной работы.
Также в практике работы с детьми применяются методы произнесения слов песни, а также скороговорок активным шёпотом, с четкой артикуляцией, в ритме мелодии. Этот метод не только укрепляет дыхательные мышцы, способствует появлению ощущения опоры на дыхание, но и тренирует артикуляционный аппарат.
Правильные навыки певческого дыхания закрепляются в процессе самого пения и проверяются по характеру звука.

Заключение
Неправильное использование певческого дыхания является основой его функциональных нарушений. Все вышеописанные упражнения на выработку правильного певческого дыхания, артикуляции в сочетании с работой по произношению скороговорок, делают прирост вокальной техники настолько явным от занятия к занятию, что не исчезает ощущение творящегося на глазах чуда – из «ничего» вырастает «что-то».
На каждом занятии обучающиеся одерживают маленькие победы. Певец начинает понимать технологию работы своего голосового аппарата, что у него хорошо и что плохо.
Человек, вступающий на путь вокального искусства, всю жизнь несет ответственность за свой поступок, так как он становится глашатаем, пробуждающим чувства, эмоции, мысли и душу. Только будучи богатым духовно и здоровым можно стать истинным певцом, чтобы нести свет и любовь своим слушателям. Более того, певец, обладая такими качествами, способен даже исцелять и вселять веру и надежду в сердца людей.

Литература
1. Аникеев, Ф.М., Аникеев, З.И. Как развить певческий голос / Ф.И. Аникеев, З.И. Аникеев. – Кишинев: Шмитца, 1981. – 120с.
2. Асафьев, Б.В. О музыкально–творческих навыках у детей / Б.В. Асафьев // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л., 1973. – 144с.
3. Вербов, А. Техника постановки голоса / А. Вербов. – Л.: Тритон, 1981. – 17с.
4. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики: 2е изд. / Л.Б. Дмитриев. – М.: Музыка, 1996. – 368с.
5. Егоров, А.М. Гигиена голоса и его физиологические основы/ А.М. Егоров. – М.: Музыка, 1962. – 173с.
6. Лоуэн, А. Психология тела / А. Лоуэн. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004. – 254с.
7. Плужников, К.И. Механика пения. Принципы постановки голоса / К.И. Плужников. – СПб: Композитор, 2006. – 88с.
8. Стулова, Г.П. Акустико-физиологические основы вокальной работы с детским хором / Г.П. Стулова. – М.: Классикс стиль, 2005. – 150с.
9. Юссон, Р. Певческий голос. Исследование основных физиологических и акустических явлений певческого голоса / Р. Юссон. – М.: Музыка, 1974. – 262с.

Материал подготовлен педагогом дополнительного образования Е.С. Малиновской


Это интересно знать

А Вы знали откуда происходят названия нот?

 

Названия нот были изобретены итальянцем Гвидо д`Ареццо, вот их полные имена:

Do - Dominus - Господь;

Re - Rerum - Материя;

Mi - Miraculum - Чудо;

Fa - Familias Planetarium - Семья планет (т.е. Солнечная система):

Sol - Solis - Солнце;

La - Lactea Via - Млечный путь;

Si - Siderae - Небеса.

 

 

Материал подготовил концертмейстер В.Э.Малиновский.


 Полина Гагарина. Основы вокала.

Видеоурок №1


Видеоурок №2


Видеоурок №3


Видеоурок №4


 Видеоурок №5


Гагарина Полина - Кукушка (Ноты, Видеоурок для фортепиано) (piano tutorial)


Зарядка для голоса - распевка


Эквализация ведущего и бэк-вокалов от Bobby Owsinski


Steven Slate - Как эквализировать треки в миксе


Подготовка юных вокалистов к сценическому выступлению


 

Copyright © 2024 МУ ДО "Дом детского творчества" г. Благодарный. Ставропольский край. Rights Reserved.