foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

МУ ДО "ДДТ"

город Благодарный

 
 

В обобщённом опыте показано на конкретных примерах как можно через фольклор, сформировать личность, способную к самореализации и самовыражению. В опыте Татьяны Ивановны описано использование личностно ориентированного подхода обучения, его традиционных и нетрадиционных методов: метода экспрессии в творческой ситуации, метода развития творческого самочувствия, игровых методов; дано описание применения здоровьесберегающих технологий на занятиях; описано положительное влияние на психологическое здоровье детей народных песен, игр, потешек.

 

Подготовили: педагог дополнительного образования Т.И. Хлопотова, методист Л.В. Белоцерковская

МОУ ДОД  «Дом детского творчества»

г. Благодарный, 2008 год.

Описание опыта работы педагога дополнительного образования  Хлопотовой Татьяны Ивановны

по теме: «Фольклор, как средство формирования личности, способной к самореализации и самовыражению».

Формирующееся новое  общество  требует и  новых решений в воспитании будущего своей страны – подрастающего поколения.

Воспитание детей в современном обществе происходит в условиях экономического и политического  реформирования, в силу  которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации и т. д. В то же время реформирование вызвало социальное расслоение  общества, снижение уровня  жизни большинства населения и другие негативные последствия.

На фоне этих изменений в педагогической науке идут серьёзные поиски путей совершенствования воспитания детей. Одно из исходных положений этих поисков состоит в том, что человек  есть саморазвивающаяся, самоопределяющаяся, самореализующаяся личность.

Ребёнок – человек ещё не самодостаточный для саморазвития в силу своего возраста и главная роль педагога – создать условия для саморазвития личности, удовлетворения его внутренней нужды и запросов. Необходимо дать воспитаннику свободу в способах формирования своих взглядов и убеждений, поведения, отношения к миру и себе – своего внутреннего мира.

Вторая основополагающая идея: ребёнка не надо переделывать. И здесь для педагога встаёт основная  задача:  своими  «воздействиями» на воспитанника он должен добиться, чтобы ребёнок сам хотел и стремился быть хорошим.

Думается, что эти идеи выросли  не на пустом месте. Изучая  опыт работы педагогов дополнительного образования, преданных своему делу, я сделала вывод, что оно может создавать условия для творческой  самореализации  детей, обеспечивая ребёнку дополнительную возможность для духовного, интеллектуального и физического развития. На мой взгляд, в дополнительном образовании более ярко выступает возможность  разрабатываемых  сегодня новых подходов  в воспитании детей. Это и гибкость образовательной системы, меньшая наполняемость учебных  групп по сравнению с классом школы, вариативность, выполнение социального заказа самих детей, их родителей, содействие  развитию ребёнка в приемлемом для  него темпе, - всё это  позволяет индивидуализировать воспитательный процесс, создать неформальные отношения  ребёнка и педагога, при желании обеспечить  участие родителей в образовательном процессе.

Учреждение дополнительного образования детей позволяет развивать  разнообразие направлений деятельности детей и форм организации учебно – воспитательной работы. Одной из них, которая привлекает многих детей и их родителей, является музыкальный фольклор.

Меня с детства окружало фольклорное пение, которое я слышала от своих

 близких: бабушки и мамы. И с тех самых пор  народное пение является частью меня самой.

Музыкальный фольклор как искусство синкретическое, в котором исключительно ярко выражено игровое начало, может быть использован как одно из условий формирования в детях нравственного, эстетического, интеллектуального и  физического потенциала.

В силу своих  художественных особенностей народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведено в самостоятельной деятельности, а это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, создает эмоционально  благоприятную обстановку для детей. Они получают эмоционально – положительное подкрепление в виде успешного осуществления  деятельности,  испытывая от этого чувство уверенности и связанного с ним  удовольствия. Занимаясь художественно – творческой деятельностью, особенно фольклорного характера, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий. Эти изменения я вижу уже к концу каждого занятия.

Народное искусство своей гуманностью,  жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок  вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит  мягкий юмор потешек,  успокаивает колыбельная песня, вызывает смех, улыбку задорная пляска, музыкальная игра, хороводы. И все это психологическая разгрузка.

      Эстетические идеалы, заложенные в песне, оказали благотворное влияние на многие поколения людей, поэтому  я  считаю, что настоящее время актуально возрождение и развитие культурного наследия нашего народа.

    Детские песни являются большой художественной ценностью,

представляют интерес как образцы разных стилей, разных исполнительских манер, характерных для русского традиционного народного искусства. Именно в песенном творчестве отразились всей полнотой извечные стремления народа к  свободе, правде, к счастью и справедливости. Широта использования фольклора находится в прямой зависимости с преемственностью традиций и нужно сделать все, чтобы именно дети, подростки, молодежь подхватили народные песни, дали им второе дыхание: «Запоют дети – запоет  вся страна».

 Опираясь на опыт работы заслуженного работника культуры педагога Ставропольского училища искусств Л.А.Якоби, используя методическую помощь художественного руководителя ансамбля «Степные зарницы» Пянзина А.Н. и хормейстера  ансамбля  Н.А. Коржовой, изучив огромное количество методической литературы, я нашла свой вариант решения проблемы по изучению обычаев, песен, традиций, обрядов.

Воплощением стало создание ансамбля народной песни «Родничок», в котором занимаются дети в возрасте от 5-х до 17 лет.  Девизом ансамбля является крылатая фраза: «Как родники питают реки, так детское творчество вливается в могучее русло народного искусства».

Мною разработана  и реализуется образовательная программа ансамбля «Родничок», цель которой - духовно – нравственное развитие личности, воспитание  в ребёнке ощущения  счастья бытия и творчества, в котором народное искусство остаётся вечным уроком красоты; сохранение и популяризация  русских, казачьих  национальных  традиций, изучение народных песен. Срок реализации программы 3 года.

В своей работе я применяю  различные педагогические технологии. Так применение личностно ориентированного подхода на моих занятиях обеспечивает: самопознание детей, развитие у них рефлексивных способностей, овладение  способами   саморегуляции, самосовершенствования и самоопределения, введение обучающихся в мир ценностей и оказание им помощи в выборе  личностно значимой системы ценностных ориентаций; приобщение  к системе знаний о  культуре, фольклоре,  истории  своего народа, как основе духовного развития; формированию у обучающихся разнообразных способов деятельности, творческих способностей.

В своей практике работы кроме традиционных методов личностно ориентированного подхода хорошие результаты даёт  применение нетрадиционных: метод экспрессии, основные этапы которого спланированы мною так:

  • Начинаю процесс с того, чтобы «построить» атмосферу безопасности доверия, то есть создать ребёнку среду, в которой он мог бы освободить себя от своих проблем.
  • Обучающиеся рассаживаются удобно, я даю команды, приглашающие к созданию определённого настроения и состояния.
  • Далее можно переходить к движениям.
  • Важнейшим, хотя и кратким по во времени, является этап рефлексии, можно начать со слов: «Я хотела бы, чтобы вы некоторое время подумали о том, что здесь происходило …»
  • Переход к заданным движениям под музыку. Предлагается   музыка   (на 15 -20  минут) и даётся  инструкция типа: «Почувствуйте себя в лесу. Почувствуйте себя кем-то или чем-то в лесу: зверем, растением, ветром. Обратите внимание, как идёт, что он желает сейчас …»
  • Разбейтесь на группы. Пусть каждый из группы изобразит в живой скульптуре то чувство, которое вызвала музыка.

Данный метод даёт личностному развитию ребёнка:

  • Возможность выражать свои чувства, в том числе и агрессивные, в социально приемлемой манере и за кратчайший срок освободиться от них.
  • Развивать воображение и творчество детей через развитие фантазии.
  • Метод способствует развитию самосознания.
  • Метод помогает укрепить взаимоотношения с людьми. Сходство (совпадение) в художественном творчестве становится основой для развития эмпатии и положительных чувств друг другу.

      Метод развития творческого самочувствия включает в себя игры и задания по развитию регуляции навыков произвольного поведения, чувства партнёрства, воображения, наблюдательности, ритма. Особое место здесь я уделяю использованию  элемента «театрализации» на своих занятиях, приводящего детей к социальной адаптации и повышающего  уровень его коммуникабельности.

      Метод творческого самовыражения помогает  мне привести каждого ребёнка в соприкосновение с собственным творчеством, дать ему возможность почувствовать сопричастность к  миру, помочь ему найти точку опоры в своей уникальности. Уметь найти резервы в собственной  индивидуальности - ценнейшее умение, необходимое личности в прогнозировании и дальнейшем формировании своей жизненной позиции.

      Большое внимание  уделяю  развитию  детского фольклора, подготавливаю с детьми культурно- массовые мероприятия. Детский фольклор и детская культура служат приобщению ребенка к сообществу людей - взрослых и сверстников. Обращение к  детскому игровому фольклору объясняется тем, что современные дети становятся в играх все менее певучи, "безгласнее". А ведь игра развивает и держит в форме все человеческие способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, пластичность.

      Вот возьмем, к примеру, загадку. Древнейшее и до сих пор актуальное назначение загадки - учить, развивать воображение, проверять, испытывать способности, делать выводы. Они помогают увидеть мир по-новому, необыкновенно поэтически. Вот попробуйте отгадать: «отцова сундука не подымешь, матушкина столешника не скатаешь, братнина коня не обуздаешь». Загадки, сравнения и эпитеты развивают творческое мышление, способствуют развитию коммуникативных навыков. Загадками можно начинать и заканчивать игровые занятия.

     Ещё один тип словесной игры – скороговорки - это упражнения для улучшения артикуляции, выработки хорошей дикции, кроме того-это крошечные художественные произведения.

      Важным способом распределения в игре являются считалки. Темы для них беру из песен, из литературы: "раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять..."

      Игра развивает физические, психические интеллектуально-эстетические возможности ребенка.

      И, как результат применения данных  методов,  ансамбль  «Родничок» представляет концертные программы и выступления высокого уровня на городских, районных, краевых конкурсах и культурно-массовых мероприятиях.

      Огромное внимание я уделяю  внедрению здоровьесберегающих технологий. Мною разработан комплекс дыхательных упражнений и распевок для профилактики заболеваний органов дыхания, комплекс  игровых моментов для профилактики развития сколиоза, раннего остеохондроза.

        В индивидуальной работе я большое значение уделяю развитию сценической культуры, эмоциональному  исполнению  песни, умению  передавать характер песни.

Мои обучающиеся хорошо усваивают программу детского объединения. Системно ведётся работа с одаренными детьми, обучающимися  по программе «Радуга возможностей». И, как результат применения данных  методов, воспитаны вокалисты Галенин Евгений, Донец Виктория, ставшие дипломантами 2 и 3 степеней в краевых и Всероссийских  фестивалях.

 Количество одаренных детей в ансамбле « Родничок».

Мониторинг освоения образовательной программы  обучающимися ансамбля «Родничок»

 

   В своей работе я привлекаю детей к подготовке и  составлению концертных программ, выбору репертуара ансамбля и самостоятельной работе  с определёнными формами народного творчества. Мною были разработаны эскизы костюмов с  использованием  элементов  народного орнамента, отделки, обработки.

 

Количество изготовленных комплектов  костюмов.

  

 Ансамбль  « Родничок» является постоянным участником культурно – массовых мероприятий. Результаты деятельности  обучающихся:

  • 2005 г Донец Виктория - диплом лауреата 3 степени  фестиваля «Хрустальная Магнолия» в г. Сочи;
  • 2007 г. - 1 место в районном конкурсе патриотической песни  «Солдатский конверт», участвовал в краевом конкурсе.

 

Творческие достижения обучающихся (количество призовых мест в районных, краевых и всероссийских конкурсах).

  

Участие ансамбля «Родничок» в культурно – массовых мероприятиях.

  Конечный результат моей деятельности –  воспитание  нравственно развитой личности, способной  к самореализации и самовыражению в будущей  жизни.

 

Список использованной литературы

  1. Аверкин.А. Припевки, шутки, прибаутки. М.,1988.
  2. Анкин В.П.Живая вода, Д/Л, М.,1975.
  3. Анкин В.П. Русская народная сказка, М., 1959.
  4. Болонев Ф. Хороводные и игровые песни Сибири, М.
  5. Васильев.В. Рассказы о русских народных инструментах. М., 1976.
  6. Виноградов Г.С. Русский детский фольклор, Иркутск, 1930.
  7. Внешкольник №8, М., 2002 год., №6, 2004, №1, 2006, №1,5, 2007
  8. Галярова Н.Н. Детский музыкальный фольклор, Рязань, 1992.
  9. Корнев С. Русские узоры, М., 1997.
  10. Лукьянова М.И. «Теоретико — методологические основы организации личностно — ориентированного  урока». Научно — практический журнал «Завуч»  №2 2006 г.
  11. Мельников М.Н. Русский детский фольклор, М.,1985.
  12. Науменко Г. Жаворонушки, М., 1986.
  13. Некрылова А.Ф. Круглый год, М., 1991.
  14. Новицкая М. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть, М., 1995.
  15. Науменко Т.М. Фольклорный праздник, М.,2000.
  16. Панкеев И. Русские народные игры, М., 1999.
  17. Покровский Е.А. Детские русские игры, Санкт-Петербург, 1999.
  18. Царькова Е. Дети и музыка, М., 1993.
  19. Якоби Л. Ставропольские напевы, Ставрополь,1998 г.

Copyright © 2024 МУ ДО "Дом детского творчества" г. Благодарный. Ставропольский край. Rights Reserved.