foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

МУ ДО "ДДТ"

город Благодарный

 
 

В опыте работы педагога дополнительного образования описаны формы и методы работы по обучению детей навыкам вязания крючком и спицами, жаккардового вязания картин - икон, формы и методы духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения.

 

Описание опыта работы педагога дополнительного образования  Обжогиной Валентины Карповны по теме: «Применение личностно ориентированного подхода как средства формирования духовно-нравственной личности».

Подготовили методист Л.В. Белоцерковская, педагог дополнительного образования В.К. Обжогина

МОУ ДОД  «Дом детского творчества»

г. Благодарный, 2010 год.

 

Обжогина Валентина Карповна имеет стаж педагогической работы 47 лет.

В  Доме детского творчества  работает  37 лет.

С 1982 года она преподает детям ручное вязание.

Работа с детьми младшего и среднего школьного возраста требует  умения живо и интересно преподносить учебный материал своего направления, в осо­бенности такого «скучного», как вязание (ведь от ребенка требуется целый набор лич­ностных качеств: аккуратность, усидчивость, внимание, терпение - чтобы он смог научить­ся выполнять даже самые простые вязаные изделия). Литературы о вязании много. В основном это различные схемы, описания, образцы вязания изделий, напечатанные в журналах и книгах, есть и методические по­собия для учителей технологии. Но во всем многообразии литературы нет  кон­кретных рекомендаций, как помочь обучающимся  быстро и осо­знанно научиться вязать.

Почему быстро?

Потому что детям результат нужен сразу.

Почему осознанно?

Потому что чем быстрее ребенок научит­ся осознавать свои действия с крючком, спицами  и клубком пряжи, тем быстрее он станет са­мостоятельным в творчестве. А творческая деятельность (не только в вязании) позволит ребенку приобрести важное чувство уверен­ности, успешности, а, следовательно, вну­тренней и социальной защищенности.

Во время обучения воспитанников Валентина Карповна придумывает та­кие приемы, чтобы ребенок смог легче осво­ить азы вязания.

Для этого из большого разнообразия пе­тель и столбиков, различных техник, прие­мов и способов вязания она выде­ляет самые главные, которые можно положить в основание обучения.

Для облегчения понимания детьми учеб­ной задачи педагог старается задействовать все возможные способы детского восприятия: тактильные, зрительные, слуховые. Этому способствует  дидактическая игра «Ладошка - до­мик для петелек», заимствованная у педагога дополнительного образования Ермаковой И.Н.Эта игра очень нравится детям.

Обжогиной Валентиной Карповной разработана и реализуется образовательная программа  «Клубок - души связующая нить».

Главной задачей разработанной про­граммы «Клубок - души связующая нить»   педагог считает следую­щее: научить, детей умению свободно перехо­дить по мере необходимости от репродуктив­ного труда к творческой деятельности. Опыт работы над реализацией программы подска­зал, какие базовые компетенции нужно сфор­мировать в воспитанниках, чтобы данная зада­ча могла быть решена. Их, на взгляд педагога, три. Первая из них носит рабочее назва­ние «Четыре главных умения». Это те уме­ния, которым необходимо научить детей на начальном этапе. Последовательность их приобретения детьми также важна. Итак, осваивая азы вязания, ребенок последова­тельно должен усвоить следующие умения:

а)     умение называть петли (то есть знать их названия и уметь их прогова­ривать);

б)     умение провязывать петли ;

в)     умение узнавать петли в вяза­ном полотне;

г)     умение читать схемы (то есть знать услов­ные обозначения петель и столбиков и «про­читывать» их в «тексте» схемы).

Быстрое усвоение и закрепление учебного материала происходит в результате следующих действий педагога: применения в обучении ди­дактических игр и систематиче­ского выполнения с детьми разнообразных за­даний типа «схема – образец», «образец - схема» (педагогом  разрабо­тана система таких упражнений, дополненная вязаными образцами и схемами).

Опыт показывает, что детям в начале обу­чения не хватает терпения и совсем не инте­ресно вязать большие изделия и квадратные образцы. Поэтому, чтобы не только научить, но и заинтересовать вязанием, необходимо было подобрать образцы изделий неболь­шого размера, что помогло бы ребенку вы­полнять их за одно занятие. При обучении вязанию крючком выход нашелся быстро. Материал, кото­рый отвечает таким требованиям, нашелся в ирландском вязании: это различные плоские цветочки. Дети с удовольствием их вяжут и с неменьшим удовольствием выполняют кол­лективные работы - составляют композиции из своих изделий (различные панно).

Вторую базовую компетенцию педагог назвала «Освоение способов вязания». Изуче­ние способов вязания  дается после­довательно, от  простого к сложному.

На втором году обучения обучающиеся изучают и отрабатывают  более сложные виды вязания (ажурные, рельефные узоры, вязание крючком по кругу, частичное вязание, убавление). После освоения этого материала предлагаются варианты вы­полнения изучаемых видов вязания узоров и другими способами (по желанию ребенка).

Для закрепления данной базовой компе­тенции, помимо выполнения практических вязаных работ,  педагог использует разнообраз­ные задания типа «образец - схема», что способствует осознанному освоению детьми учебного материала.

Третьей базовой компетенцией педагог считает  умение работать со схемами и описаниями вязаных изделий. В рамках данной компе­тенции необходимо сформиро­вать в воспитанниках следующие умения и навыки:

  • умение распознавать на схемах по услов­ным обозначениям столбики, петли, способы их провязывания в узоре (то есть переводить с языка условных знаков на язык провязы­вания);
  • умение изменять заданное в схемах или описаниях условие по своему желанию; не бояться свободно оперировать приобретен­ными на занятиях знаниями, чтобы, поль­зуясь данной схемой или описанием, уметь изменять размер, форму изделия; знать, как применить (или заменить) в работе любой узор вязаного полотна;
  • навык не привязываться к стандартам, не бояться уходить от них, выполнять изделие любым из трех возможных способов вязания полотна;
  • способность анализировать свои дей­ствия и их результат, чтобы самостоятельно находить допущенные ошибки; способность не бояться допускать ошибки, поскольку ино­гда и ошибка может открывать новые твор­ческие возможности, подсказать новый путь для решения поставленных задач.

На начальном этапе обучения вязанию эти умения отрабатываются на выполнении упраж­нений типа «образец - схема»,в дальнейшем - в процессе выполнения творческих работ.

Для занятия вязанием  требуется не только овладение конкретными техническими приемами того или иного народного промысла, но и знание ос­нов композиции и умение фантазировать. Только со­четание теоретических зна­ний и уверенное владение техническими приемами в совокупности с собствен­ными эстетическими пред­ставлениями позволит вы­работать индивидуальный авторский стиль, подняться на высокий художествен­ный уровень.

Никакая     творческая деятельность невозможна без фантазии. Творчест­во — сложный психичес­кий процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом, центром.

Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка. Твор­ческая деятельность раз­вивает чувства детей. Осуществляя процесс творчест­ва, ребенок испытывает це­лую гамму положительных эмоций как от процесса де­ятельности, так и от полу­ченного результата.

Творческая деятель­ность способствует более оптимальному и интен­сивному развитию высших психических функций, та­ких, как память, мышле­ние, восприятие, внимание. Последние, в свою очередь определяют       успех учебы     ребенка

Творческая деятельность развивает личность воспитанника, помогает ему усвоить  моральные и нравственные  нормы — различать и зло, сострадание и зависть, смелость и трусость, т.д. Создавая изделия творчества, ребенок отражает в них свое видение жизненных ценностей, свои личностные потребности.

Творчество   делает   ребенка богаче, полнее, ра­достнее. Поэтому так важно развивать воображение ре­бенка, особенно занимаю­щегося творческой деятель­ностью.

Творчество – основная составляющая на занятиях  Обжогиной Валентины Карповны.

Интересной находкой стала работа воспитанников по вывязыванию кукол.

Однажды Валентина Карповна увидела в журнале "Мода" маленьких рождественских куколок. И ей пришла идея попробовать связать таких с детьми. Но прежде чем научить своих воспитанников чему-нибудь, она должна обязательно попробовать выполнить эту работу сама. Так, в объединении "Мечта" появились новые шедевры - дети стали мастерски вязать кукол уже и больших размеров. И вскоре творческое ремесло вязальщиц переросло в настоящее искусство.

Самым большим достижением объединения стало вязание... репродукций классических картин.

"Мечтатели" занимаются   вязанием картин уже более 10 лет. Сначала выполняли простейшие работы (знаки зодиака, маленькие слоники, киты, цветочки), где использовались всего 5-6 цветов пряжи. А позже стали вязать в технике жаккардового вязания иконы и картины, где использовали более 100 цветовых оттенков. 

Вязание икон - картин основано на жак­кардовом переплетении. Это до­статочно сложный и длительный процесс, при работе над одной иконой- картиной  воспитанники  используют  несколько мотков разноцветных ниток, множество оттенков одного цвета.

Увидев картину издали можно подумать, что картина бархатная или ковровая.

 Раньше была проблема — найти схему картины, иконы. В работе  использовали схемы картин, икон  для вышивания. Сейчас для разработки схемы будущей картины используют информационные технологии.

 Особого внимания заслуживает духовно – нравственное воспитание при работе над картинами – иконами. Перед тем как начать работу, ребята 2 и 3 годов обучения составляют проект, в нём описывается икона, которой пред­стоит появиться на свет: подроб­но изучается история ее обретения; чудеса, происходящие с ней; связанные с ней предания. Когда ребенок узнает историю того или иного образа, он приобщается к духовным истокам той святыни, которую решил связать.

Работа над картинами – иконами в технике жаккардового вязания выявила проблему культурного и  духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения.

Сложившаяся под влия­нием политических устано­вок XX столетия позиция отрицания значимости куль­турного наследия прошлого существенно исказила взгляд на сущностную природу на­циональной культуры и ис­кусства, способствовала формированию отношения к историческому прошлому как к чему-то примитивному, отсталому, убогому. И сегод­ня, заново обращаясь к наци­ональному народному рус­скому искусству, погружаясь в понимание его природы и образного языка, занимаясь реконструкцией утрачен­ного, воспитанники  открывают  для себя многозначный и необычай­но глубокий мир значений, представлений, символов и образов, которые на про­тяжении многих столетий шлифовались, трансформи­ровались и видоизменялись под влиянием различных факторов, сохраняя при этом свою первозданную красоту, логику и непреходящую зна­чимость.

Отказавшись от упрошен­ных взглядов на националь­ную культуру и традиции народных ремесел, обще­ство осознало свою несо­стоятельность в следовании национальным культурным образцам. Потребовались серьезные целенаправ­ленные усилия различного характера,   чтобы  народное

творчество заняло достой­ное место среди современ­ных технологий социально-культурной деятельности, получило научное историко-культурологическое осмыс­ление, обрело реликтовый статус, своих приверженцев, хранителей и носителей.

Задача восстановления, сохранения и распростране­ния культурного наследия всегда сопряжена с боль­шими сложностями. В дан­ном случае она неизмеримо усложняется наличием мно­гообразия религий, образцов народ­ной культуры, сохраняющих в себе черты народного быта и уклада жизни многочис­ленных народностей, про­живавших на обширных российских территориях,  в том числе и на территории Северо -  Кавсказского Федерального округа. Состояние длительной за­брошенности и всеобщего забвения, недостаточность научного этнокультурного материала, создает дополни­тельные трудности в усвое­нии и популяризации тра­диционной народной культуры, духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения.

Выходом из данной ситуации стало введение в образовательный процесс образовательной программы «Я сердце на любовь настрою». Основной целью данной программы  является духовно – нравственное становление личности. Через реализацию программы спецкурса раскрывается  нравственное и эстетическое богатство  традиционной культуры русского народа, формируется осознанные  патриотические  чувства, основанные  на понимании тех духовных ценностей, которые  рождены веками длительного исторического пути  нашего народа.

Педагог убежден, что любые творческие до­стижения детей не долж­ны остаться без внимания, поэтому интересные ра­боты оформляются в ви­де выставки. Экспозиции творческих работ пред­ставляются как важное событие в жизни ребенка. Это позволяет детям про­являть активность, само­реализовываться, воспри­нимать действительность и конструировать художес­твенные образы, развивать воображение и оригиналь­ность мышления.

Выставки работ обучающихся проводятся как  в Доме детского творчества, так и на выставочных площадках различного уровня.

 Так, например, в 2007 году на протяжении всего лета работы объединения "Мечта" экспонировались в историко-краеведческом музее г.Благодарного, где  получили  высокую оценку посетителей.

А в 2009 году работы обучающихся объединения  были  представлены на выставке в районной библиотеке.

В арсенале наград  дипломы краевых выставок: «Рождественские звёзды» (2003г.),« Самый светлый праздник» (2005 г – 2007 г. –8 дипломов), краевой  научно – практической конференции « За  юным изобретательством  - будущее!» (2005 г. – I место по Южному Федеральному округу); международное  признание   на творческом конкурсе «Христос рождается – славите!» (2006 г.), 3 Международного  конкурса детского творчества «Красота Божьего мира»  (2008 г.), конкурса  молодых дарований «Светлый ангел» (2009 г. )

В апреле  2010  г. Бабаянц Эльмира стала лауреатом   конкурса  молодых дарований «Светлый ангел» , а Петросьянц Гретта  - дипломантом   III  степени  конкурса  молодых дарований «Светлый ангел»  в номинации «Вслед за святителем Игнатием»

Мониторинг  творческих достижений  обучающихся.

 

Воспитанники Валентины Карповны показывают высокий уровень знаний на итоговой аттестации.

Мониторинг итоговой аттестации обучающихся

Валентину Карповну отличает неиссякаемая энергия, тонкий эстетический вкус, чувство меры, изящества во всем.
Педагог пользуется заслуженным авторитетом среди  коллег, учащихся и их родителей.


Список использованной литературы

  1. Власова А. А. «Вязание от умения к мастерству», М., 2000 г.
  2. И.Н. Ермакова «Как помочь ребенку быстро и осознанно научиться вязать крючком». Ж. «Дополнительное образование» № 9 2010 г.
  3. Лукьянова М.И. «Теоретико — методологические основы организации личностно — ориентированного  урока». Научно — практический журнал «Завуч»  №2 2006 г.

Copyright © 2024 МУ ДО "Дом детского творчества" г. Благодарный. Ставропольский край. Rights Reserved.